Пожва
Поселение Пожва выросло при чугуноплавильном и железоделательном заводе, заложенном в 1754 г. Н.Г. Строгановым и пущенном в действие в марте 1756 г. Первые заводские цеха (фабрики) были деревянные и имели прямоугольные очертания. Жилые дома мастеровых и рабочих располагались на территории завода. После смерти Н.Г. Строганова в 1764 г. Пожевской завод перешел в наследство его сыну Сергею, а в 1773 г. завод продан тайному советнику, сенатору, действительному камергеру и кавалеру Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому. В 1796 г. по завещанию В.А. Всеволожского Пожевской завод переходит его племяннику Всеволоду Андреевичу Всеволожскому. Период владения Пожевским заводом Всеволжскими считается "золотым веком" развития завода. Пожевской завод завоевал широкую известность благодря предприимчивости и прогрессивности заводовладельцев, местных умельцев, искуссных мастеров из крепостных. С 1815 по 1817 гг. на заводе работал выдающийся русский ученый-металлург, позднее (с 1830 г.) член-корреспондент Петербургской Академии наук Петр Григорьевич Соболевский (1782-1841 гг.). Под его руководством в 1817 г. были построены два первых камских парохода и проведены первые в истории страны опыты по пудлингованию железа. В феврале 1839 г. здесь построили паровоз «Пермяк» – первый в России паровоз широкой колеи. Кризис феодального производства первой половины XIX века приводит горнозаводскую промышленость Урала к упадку. Пожевской завод к концу XIX в. обрастает долгами и продан последнему владельцу князю С.Е. Львову. Новый владелец переориентировал производство завода на изготовление товаров широкого потребления (металлическая посуда, сельскохозяйственный инструмент и пр.), избавил от долгов и вывел завод в число лучших предприятий Прикамья.
В начале 1918 г. Пожевской завод был национализирован и включен в систему Пермского горнозаводского треста. С 1922 по 1928 гг. завод был в частично законсервирован, часть оборудования было демонтировано и вывезено в Чермоз, Лысьву и Верх-Исетск. В 1928 г. остатки цехов и оборудования переходят в ведение кустарно-промысловой металлообрабатывающей артели "Молот". В 1939 г. артельное предприятие переходит в состав Березниковского химкомбината им. К.Е. Ворошилова, что привело к изменению ассортимента продукции завода на химическую и деревообрабатывающую. В годы Великой Отечественной войны на заводе изготовлялись корпуса мин, разборные блиндажные печи и ряд штампованных изделий военного снаряжения.
После войны завод работал до 1954 г., когда он был демонтирован в связи с образованием Камского водохранилища. 16 декабря 1958 г. пущен в действие судомеханический завод, позднее завод «Лесосплавмаш» Пермского производственного объединения «Коммунар», затем – ОАО «Пожвинский машиностроительный завод». Завод выпускал продукцию по государственному заказу для МЧС: пожарные автомобили, автолестницы, автоцистерны, рукавные автомобили, автостанции и другую пожарную технику.
23 декабря 2015 г. решением арбитражного суда завод был ликвидирован по причине банкротства.
28 июня 1876 г. в Пожве открылось одно из первых в России обществ потребителей. К концу 1896 года насчитывалось 120 членов-пайщиков. Членами общества становятся не только служащие завода, духовенство и наиболее зажиточная часть рабочих и крестьян, но вступают и рядовые рабочие, наиболее грамотные и развитые. Князь Львов, владелец Пожевского завода вводит в традицию 25 сентября по старому стилю проводить широкое празднование Дня Сергея Радонежского – это был «день ангела» хозяина завода, его именины. После праздничного богослужения, устраивалась ярмарка, в Пожве в этот день продавали свежие яблоки, арбузы, дыни, помидоры. В конце ХIХ века Пожвинское потребительское общество имело торговый оборот в 40 тыс. рублей. Здесь насчитывалось 42 торговые лавки, 2 винных казенных магазина, 3 пивные, число кабаков доходило до 80. Интеллигенция требовала их закрытия, поэтому в начале ХХ века осталось только два кабака. В 1908 г. Пожвинское потребительское общество вступило в Московский союз потребительских обществ и участвовало в учреждении Союза потребительских кооперативов обществ Северо-Восточного района Перми. В 1910 году общество стало совершенно самостоятельным независимым рабочим кооперативом, с числом членов пайщиков около 300 человек. Во время первой мировой войны в 1914-1917 гг. общество потребителей оставалось единственной организацией в Пожве ведущей торговлю всеми продуктами и товарами. У общества утвердился принцип равенства и девиз – «В единении – сила». С 1928 по 1939 гг. предприятие находилось во владении промыслово-кооперативной артели «Молот». Пожвинский рабкооп продолжает функционировать и по сей день.
В 1931 г. возник колхоз им. Назукина, который при укрупнении 20 января 1951 г. (слились четыре сельхозартели) получил название «Путь к коммунизму» (существовал до 12 мая 1966 г.). Позднее колхоз реорганизован в отделение совхоза «Майкорский».
В 1940-х гг. в поселке находился туберкулезный санаторий для детей.
В 1924-1931 гг. Пожва находилась в составе Майкорского района, затем – Чермозского района. С 4 ноября 1959 г. – в Коми-Пермяцком национальном округе в составе Юсьвинского района. В 2006 г. Пожва - административный центр Пожвинского сельского поселения.
Поселок Пожва утвержден поселком городского типа с 26 июля 1940 г.
В феврале 1990 г. постановлением Министерства культуры РСФСР «Об утверждении нового список исторических населенных мест РСФСР» Пожва в числе 18 населенных пунктов Пермской области была включена в «Список городов и других населенных мест РСФСР, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность».
В историко-архитектурный ансамбль XVІІІ – XІX вв. поселка Пожва входят:
Заводская плотина: плотина – это основное сооружение завода, с помощью которого образовывался пруд, дававший энергию всем производствам. Она была создана в середине XVІІІ века. Проектирование плотины и руководство строительством осуществляли ученик геодезии Василий Оботин и плотинный подмастерье Матвей Ермаков. Под их руководством создано гидротехническое сооружение из камня, дерева, земли, существующее без особых изменений до настоящего времени. В 1806 г. под руководством Василия Петровича Оботина была начата реконструкция гидротехнических сооружений на р. Пожве. Главная заводская плотина была поднята до 10,6 м, а ее протяженность достигла 1320 м. В результате реконструкций Пожвинская плотина имела сложную гидротехническую систему, которая состояла из однокамерного шлюза на устье р. Пожва, водохранилища, регулирующее уровень воды водохранилища, однокамерного шлюза и рабочего прореза. Созданный каскад позволял использовать энергию воды трижды: на Елизавето-Пожевском, Пожевском и новом Нижне-Мариинском заводах. Пожевская плотина – самая длинная на Урале. В настоящее время сохранилась лишь одна из трёх плотин, наиболее старая – исторически ценное гидротехническое сооружение в крае.
Цеха доменные: сохранившийся корпус доменных цехов находится на левом берегу реки. Доменная печь Пожевского завода в первой четверти 19 века была самой крупной древесноугольной печью в Европе. Здесь отливали ядра и бомбы для русской армии, сражавшейся с войсками Наполеона. Производственые корпуса состояли из двух соединенных между собой кирпичных обьемов первой и второй доменных печей, вытянутых перпендикуляроно плотине, и въездного моста-виадука, вытянутого с севера по телу плотины. В 1815 г., 1828 г., 1844-1847 гг., 1868 г. проводились реконструкции доменных корпусов. Проектировкой корпусов Пожевского завода занимались московский архитектор А.М. Заправский, крепостной архитектор А. Вяткин, учившийся у П.Д. Шретера.
В начале 1918 г. всё заводское имущество было национализировано. С конца 1920-х до 1934 гг. в здании размещался заводской клуб. С 1934 по 1954 г. Помещения делили заводской и поселковый клубы. После закрытия завода в 1954 г. произведена реконструкция корпуса второй доменной печи, здание целиком передано под поселковый Дом культуры, находящийся здесь до настоящего времени.
Дом заводовладельца: здание господского дома построено в центре посёлка Пожвы в парке на юго-западном склоне холма между церковью и заводскими постройками. Был возведен в 1810 году по проекту известного петербургского архитектора Павла Даниловича Шретера как имение для Всеволода Андреевича Всеволожского. Во время Отечественной войны 1812 г., при приближении наполеоновских войск к Москве Всеволожские покинули первопрестольную и выехали в Казань, а оттуда в Пожву, где проживали до осени 1817 г. C 1900 по 1917 годы в этом доме жил новый заводовладелец - князь Сергей Евгеньевич Львов. В начале 1918 г. завод был национализирован, а в доме заводовладельца в апреле 1918 г. разместился исполком Пожевского поселкового совета. В 1920-ые гг. сгорело левое крыло здания. Утрачены оранжерея, водоем, часть подпорной стенки, парапет с балюстрадой на основном доме, поизведена частичная перпланировка помещений.
В 1920-1930-е гг. в здание размещалась школа ФЗУ. В 1925 г. здание принадлежало заводу, однако "способ его использования не был определен". В начале 1970-х гг. в здании был открыт санаторий-профилакторий Пожвинского завода «Лесосплавмаш». Затем здесь до 2011 г. находилось отделение восстановительного лечения Коми-Пермяцкой окружной больницы. В июне 2013 г. значительная часть здания была уничтожена в следствие пожара.
Свято-Троицкая церковь: севернее дома заводовладельца, на центральной площади, расположен "одноэтажный с подвалом двусветный четырёхстолпный с колокольней крещатый в плане храм с трехъярусной колокольней" – один из немногих сохранившихся в крае образцов культовой архитектуры середины ХIХ века в формах зрелого классицизма. Храм возвышается над поселком и является его высотной и архитектурной доминантой. Каменная церковь в Пожевском заводе построена в 1847 г. Все три престола: главный – во имя Святой Троицы, южный – во имя святого Благоверного князя Александра Невского, и северный – во имя святого Благоверного князя Всеволода Псковского, были освещены 12 сентября 1865 г. Строилась церковь на средства заводовладельца А.В.Всеволожского.
Церковь и дом заводовладельцев были связаны подземными ходами со скрытыми выходами на поверхность. С запада и севера церковь имеет металлическую литую ограду на кирпичном цоколе с воротами (западная сторона) и калитками (северная сторона). Церковь была закрыта в начале 1930-х гг. Открыта вновь в 1938 г. и действует до настоящего времени. 12 сентября 2015 года Свято-Троицкий храм п.Пожва отметил два очень значимых события: 150 лет с даты основания храма и 50 лет службы в храме настоятеля - протоиерея Иоанна Безукладникова.
Дом заводоуправляющего: в этом здании находился дом управляющего заводом, также в этом доме размещали гостей, приезжающих в Пожву; здесь побывали М.Е. Салтыков-Щедрин, Надежда Дурова, журналист "Отечественных записок" П.П. Свиньин, П.И. Мельников-Печорский и многие другие. Сейчас в этом здании находится детский сад «Березка».
Двухклассное мужское училище: в 1893 году в Пожве было построено двухклассное мужское училище, с 1901 года в одной из комнат располагалась народная библиотека, а 1908 году из училища сделали женскую школу. С 1987 года в этом здании находится Дом творчества юных, здесь школьники занимаются в различных кружках по интересам. Одной из достопримечательностей Дома творчества является небольшой зоопарк.
Княжеский сад: имение заводовладельца окружает княжеский сад, основанный в 1824 году. От старого княжеского сада до наших дней сохранились только вековые липы и кедры. Сейчас он восстанавливается силами местных жителей: вместо сгнивших деревьев высаживают молодые, восстанавливается всеми любимая в княжеском доме рябиновая аллея...
Источники:
1. Пермский край. Энциклопедия. [Электронный ресурс]: Сайт Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького. - Режим доступа: http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803805071&idParentObject. - 20.11.2018.
2. Наследие Пармы. Наш край. Вып.9. - Кудымкар, 2005. - С.46-54.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
Воспоминания Можаевой Людмилы Прокопьевны, 1937 года рождения, проживающей в п. Пожва
Семья переехала в Пожву из Березников в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Отец, Прокопий
Федорович, работал на Пожевском заводе в литейном цехе, мать, Анна Помпиевна, трудилась в колхозе. Детство мое пришлось на военное время. Трудно было всем, и взрослым, и детям. Мама нас дома оставляла одних, сама уходила на работу. Маше было 8 лет, мне 4 года, Володя родился в 1941 году. Маша надоит молока в кружку, нас с братиком напоит. Мама у нас была рукодельница, умела шить и вязать, и нас с сестрой научила всему.
Дедушка и бабушка, Котельниковы Федор Семенович и Пелагея Григорьевна, жили в д. Усть-Пожва. Когда мы были детьми, бегали к ним в деревню. Дедушка посадит нас на шитик (деревянная лодка) и едем за Каму, собираем бруснику, клюкву.
Семилетку окончила в Пожве, и в 1953 году устроилась работать на почту. В 1955 году окончила курсы управления связи, затем год проработала начальником почты в д. Городище. До деревни добиралась летом на велосипеде, а зимой дороги переметало, да и темнело рано, поэтому пришлось зиму жить в Городище на квартире. И работа нравилась, и люди там были замечательные, а какая чудесная вокруг природа! Но очень тянуло в родную Пожву, и спустя год я перебралась туда. Первые годы работы на почте в Пожве трудилась телефонисткой, оператором, на подмене в ближних поселках: Лемпихе, Кордоне, Елизавета-Пожве.
А в 1961 году меня назначают заведующей Пожвинской почтой. В подчинении совсем еще молоденькой девушки – 22 сотрудника: заместитель начальника, 2 оператора, телеграфистка, 4 телефонистки, начальник радиоузла, 7 почтальонов, доставщик телеграмм, 3 монтера, техничка, конюх. В то время было так заведено, каждый сотрудник писал соцобязательство: Обязуюсь выполнить план на столько-то процентов. Если план выполнялся, по большим праздникам начислялась премия.
В то время почту в Пожву привозили на самолете, а с аэродрома ее забирал на лошади конюх Алексей Назукин, затем отвозил в почтовое отделение, где ее разбирали, сортировали. Почтовых отправлений было так много, что почтальоны были не в состоянии вместить всю корреспонденцию в свою сумку. Поэтому поступали так: почтальоны брали по одной сумке, а остальное Алексей на лошади развозил по участкам: корреспонденцию оставляли в магазинах Рабкоопа в разных микрорайонах Пожвы: на Первой горе, Второй горе, Заратанке, в Золотом Роге. Разнесет почтальон те письма, журналы, газеты, что возьмет с собой, и возвращается в магазин за следующей партией. Особенно большая нагрузка была в предпраздничные дни, люди писали друг другу письма, открытки, отправляли посылки. Каждая семья выписывала большое количество различных газет и журналов: это газеты «Звезда», «Комсомольская правда», журналы «Работница», «Крестьянка», «Селянка, «За рулем», для детей – «Мурзилка», «Пионерская правда», «Юный натуралист», «Веселые картинки», и многое другое.
Рядом с почтой был двор, конюшня для лошади. Летом всем коллективом заготавливали сено на зиму для лошади. Отопление на почте было печным, дрова раскалывали и складывали в поленницы во время субботников. Работа спорилась, ведь работать в дружном сплоченном коллективе – одно удовольствие.(воспоминания записаны Мельничук Татьяной Васильевной, библиотекарем Пожвинской сельской библиотеки. Ноябрь, 2022 года).
Я родом не из детства - из войны… Воспоминания Ошмариной (Полыгаловой) Ираиды Александровны
Еще одно воспоминание детства. Шел 1943 год. Отца вызвали в Молотов в обком партии, где приказали сделать в срочном порядке какие-то детали, очень нужные фронту – ответственное правительственное задание. Отец посетовал: «С кем делать то, одни бабы, да дети!» Но задание конечно было выполнено. В книге «Пожвинский завод. Историческая хроника 1754-2004 гг» на стр. 279 в главе «Шла война народная» П.М. Казанцев пишет об этом: «Заслуги заводчан на трудовом фронте отмечены правительственными наградами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1944 года старый кадровый рабочий – токарь В.И. Макурин награжден орденом «Знак Почета». Медалями «За трудовую доблесть» награждены главный инженер Н.С. Дубасов и начальник цеха А.П. Полыгалов».
Вернуться к списку известных людей
Зеров Николай Петрович (19.05.1920— 07.10.1977) — механик теплохода «Вильгельм Пик» Камского речного пароходства, город Пермь.
Родился в 1920 году в поселке Пожва в семье потомственных речников.
Н.П.Зеров представитель славной трудовой семьи, глубокими корнями связанной с речным флотом. Еще прадед Николая Петровича ходил матросом на одном из двух пароходов, построенных Пожвинским заводом и в 1817 году открывшим летопись парового судоходства в Волжско-Камском бассейне.
Отец Николая Петровича, Петр Никитьевич (Никитович), тоже всю жизнь был связан с рекой, со флотом. Он начинал работать кочегаром на пароходе.
Когда в 1920 году родился Николай, Петр Никитич уже слыл опытным механиком. В доме царил культ работников его профессии. Воспитываясь в такой атмосфере, сыновья с малых лет увлекались судомеханической специальностью. Взрослея, они один за другим шли на пароходы кочегарами. Со временем стали механиками старшие братья - Серафим, Владимир, а за ними и сам Николай.
Любовь отца к речному флоту передалась сыновьям. И Николай Петрович с достоинством доказал это своей работой на флоте.
Великая Отечественная война разметала молодых Зеровых по разным фронтам. Николай Петрович стал бортмехаником на гидросамолете. Серафим Петрович громил врага на Смоленщине. Не дожили до победы два других сына Петра Никитича и Анны Григорьевны Зеровых. В первом же бою под Воронежем в конце ноября 1942 года пал от вражеской пули командир стрелкового взвода - младший лейтенант Владимир Петрович Зеров. С честью похоронили воины своего командира и поклялись над могилой бить врага до последней капли крови. До последнего дыхания.
Горе посеребрило усы старого речника, прибавило морщинок на лице матери, посыпало пеплом их волосы. Прошло время, и на смену погибшему брату , окончив Чкаловскую летную школу, отправился на фронт младший из семьи - Александр Зеров.
Высоко оценила страна работу главы семьи Петра Никитича Зерова, наградив его Орденом «Знак Почета». Это была первая награда в семье Зеровых в дни войны. Отец, 47 лет проработавший на водном транспорте, показал пример своим сыновьям.
Сыновья были достойны отца. Серафим получил медаль «За боевые заслуги», Николай был удостоен ордена Красной Звезды и медали «За оборону Кавказа», а Алексей был награжден орденом Красной Звезды.
Радовалась Анна Григорьевна успехам своих сыновей. И сама не стояла в стороне от общего дела, принимала активное участие в работе общественного совета женщин, помогала семьям погибших фронтовиков, приходила к начальнику пароходства и просила для себя и других домохозяек посильную работу.
Много воды утекло за эти годы. На 71 году жизни скончался Петр Никитич. Но продолжал начатое им дело Николай Петрович Зеров.
Петр окончил 7 классов, затем Пермское речное училище. Окончил Молотовское морское авиационно-техническое училище. С 1940 года работал техником теплосетей в управлении Камского речного пароходства.
В ноябре 1940 года был призван в армию. Участник Великой Отечесьвенной войны с июня 1941 года. Воевал в составе 80-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота, был бортмехаником в экипажах гидросамолётов ГСТ и Че-2. К концу 1944 года старшина Зеров совершил 460 боевых вылетов на воздушную разведку, бомбовые удары, поиск подводных лодок противника. В сентябре 1944 года участвовал в высадке десанта в порт Варна. За отличное выполнение боевых задач награждён орденом Красной Звезды. В 1947 году был демобилизован.
Вернулся на родину. Снова стал работать в Камском речном пароходстве. Три года он был механиком-наставником. С 1950 года работал механиком на судах, сначала на «Анри Барбюс», затем на «Композитор Скрябин». В 1961 году он принял на верфи в городе Висмар новейший трёхпалубный пассажирский теплоход «Вильгельм Пик». В течение первой навигации теплоход перевёз около четырёх тысяч человек по дальним маршрутам: в Астрахань, Ростов-на-Дону, Ленинград.
Судно было самым совершенным на тот период, но механик Зеров постоянно работал над идеями о техническом совершенствовании судна. За годы его работы на «В. Пике», по его инициативе и при участии впервые на Камском флоте внедрена гидравлическая система форсунчатых игл, в результате чего улучшился режим работы двигателей и удлинился срок службы игл. Заслугой машинной команды во главе с Н. П. Зеровым считается выполнение обязательств по продлению срока эксплуатации главных двигателей судна без их среднего ремонта. При активном участии Зерова сотрудники кафедры автоматики и телемеханики Пермского политехнического института разработали и внедрили на теплоходе новое подруливающее устройство, основанное на полупроводниках. Всего же только за годы восьмой пятилетки он внёс 16 рационализаторских предложений.
Вместе с КБ по его инициативе были разработаны рабочие чертежи по переоборудованию шлюпочной палубы — главного места отдыха туристов. Палуба была приподнята, над ней сделан капитальный металлический тент. Это позволило более комфортно проводить киносеансы и другие мероприятия с пассажирами. О том, насколько удачна идея механика о переделке шлюпочной палубы, говорит тот факт: эта работа проведена на всех однотипных судах Волги и Камы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 года за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий пятилетнего плана по развитию речного транспорта Зерову Николаю Петровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Николай Петрович избирался членом Пермского обкомаКПСС, был делегатом XXV съезда КПСС. Работал старшим механиком теплохода «Вильгельм Пик» до последних дней жизни. Умер 7 октября 1977 года.
Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, восемью медалями. В Пермской области была учреждена премия имени Н. П. Зерова, которая присуждалась лучшим речникам Камского речного пароходства. В его честь был переименован теплоход «Арагва» Камского речного пароходства.
Источник:
1. Зеров Николай Петрович // Википедия : [сайт]. https://ru.wikipedia.org/wiki/