Юсьва
Лебеди дали название селу
В переводе с коми-пермяцкого Юсьва – лебединая вода. По преданию на реке, протекающей около села, в былые времена обитало очень много лебедей, поэтому река стала называться Юсьвой. На берегу этой реки, в восьми километрах от ее впадения в реку Иньву, возникло поселение с таким же названием.
Но можно расшифровать и иначе. Слово юс, юсь, – это родовые имена, встречающиеся у многих тюркских кочевых народов, ва в языке коми – река. В таком случае, название Юсьвы следует понимать так: «река рода Юс (Юсь)».
Юсьва (Юсва) – правый приток Иньвы. Распространено мнение, что компонент юсь связан с коми юсь – лебедь. Это не лишено основания. Фауна в топонимии Верхнего Прикамья представлена очень широко. Однако с названием Юсьва не все так просто. Старшее поколение коми-пермяков Юсьвинского района упорно сохраняет традиционное произношение с твердым «с» - Юсва.
Впервые название встречается в писцовой книге И.И. Яхонтова (1579): «деревня Юсва на реке на Юсве». В таком же звуковом составе слово повторяется в писцовой книге М. Кайсарова 1623-1624 гг. Следовательно, юсь на месте юс- появилось позже и в результате сближения непонятного юс- со своим словом юсь – лебедь. Коми-пермяки здесь сменили группу удмуртского населения. Названия с корнем юс- (иногда юск-, юськ-) действительно встречаются в Удмуртии. Исследователи удмуртской топонимии связывают эти названия с общепермским юськ – лебедь. Но звучание его было искажено еще до того, как слово попало в письменные источники Перми Великой. Кем, сказать трудно. Когда некоми население в бассейне Юсьвы было ассимилировано, на месте чуждого юс- снова появилось понятное и близкое местным жителям юсь. Ныне реку и село на ней все чаще называют Юсьва.
Деревня Юсва на реке на Юсве
Юсьва – поселение старинное. Первые сведения о селе дошли до нас из Переписи Перми Великой 1579 года. В писцовой книге И.И. Яхонтова «деревня Юсва на реке на Юсве» значится починком. В «Толковом словаре русского языка» В. Даля – слово «починок» имеет несколько значений. Одно из них определяет починок, как «начало или заклад новой пашни в лесу, а с него, и заселенья». Поэтому 1579 год принято считать годом основания села Юсьва.
Далее деревня Юсва упоминается в переписи 1623-1624 годов. В писцовой книге М. Кайсарова отмечено, что в ней было 8 пашенных дворов, 1 бобыльский и два пустых.
В 1647 году село упоминается уже как погост Георгиевский (по словарю В. Даля одно из значений слова «погост – подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений» и другое значение «погост – приход сельский»). В 1647 году в нем была построена деревянная трехпрестольная церковь в честь Георгия Победоносца. Первым священником служил Иоанн Пономарев, затем Алексей Гаревский и отец и сын Девлетьяковские (Иоанн и Петр). Рядом с церковью была часовня и кладбище. Церковь была срублена добротно. По мнению старожила села Боталова Михаила Павловича, сегодня еще можно увидеть следы застройки церкви на углах в задней части здания. Позже, в конце 19 века в селе был построен каменный храм Александра Невского (в 1929 году был закрыт, а в 1936 году разобран).
При переписи Велико-Пермских вотчин именитого человека Григория Дмитриевича Строганова в 1715 году, погост Юсьва назывался Георгиевским.
Юсьва – вотчина Строгановых
Первыми жителями Юсьвы были свободные крестьяне. В 1700 году земли, расположенные по Иньве, в том числе и территория Юсьвинского района, Петром I были проданы графу Строганову Г.П. На протяжении 200 лет крестьяне эксплуатировались служащими графов Строгановых.
Суровая природа не давала возможности крестьянину встать на ноги и поправить свое хозяйство. «Везде куда не взглянешь – грязно, темно, бедно». Крестьянам запрещалось рубить строевой лес. Жили они в курных избах без окон, с небольшими отверстиями, затянутыми бараньей брюшиной, через которую едва пробивался луч света. Избы часто строились из сухостоя и валежника. Поэтому зимой в избах было сыро и холодно, летом – душно. Для хранения домашнего скарба к избе пристраивалась клеть (изба без печи). К избе примыкал двор с конюшней и хлевом без мха, поэтому куры, ягнята, телята вместе с детьми зимовали в избе. Не меньшей бедностью отличалась одежда и обувь пермяка. Бедная часть населения зимой и летом носила лыковые лапти, наиболее зажиточные носили коты, а зимой – чуни. Дополнением служили холщевые и шерстяные портянки. По праздникам большая часть населения носила сапоги-валенки. Ботинки были редкостью. Одежда пермяков была собственного изготовления. Рубашка и штаны приготовляются из холста. Для красоты пряжа красится в различные цвета: красный, алый, голубой.
В Юсьвинском районе еще до революции среди крестьян появилась одежда русского покроя, потому что район примыкает на востоке и на юге к русскому населению.
Неизменной пищей крестьян был хлеб из сорицы (смесь ячменя с овсом) и огородные овощи: редька, капуста, лук и другие. Из напитков – пиво и брага своего приготовления. Редкий год крестьяне обходились своим хлебом, с половины зимы питались покупным. Почти весь свой урожай они отдавали сборщикам податей – наместникам графов Строгановых. Оброк крестьяне платили хлебом и деньгами, на них же лежала тяжелая натуральная повинность – посылка в караван. Сбор налогов сопровождался избиениями непокорных, их стегали плетьми, розгами, отбирали скот за недоимки.
Жестоко эксплуатировались крестьяне и со стороны местных кулаков, которые имели по 8 и более батраков, в горячее рабочее время нанимали поденщиков, снабжали семенами бедняков «исполу» с возвратом половины урожая.
Повинность – посылка в караван (назначение крестьян для сопровождения судов с продукцией промыслов и заводов к местам сбыта) занимала несколько тысяч человек в течение двух-трех летних месяцев, отсутствие которых разоряло крестьян. Крестьяне должны были сопровождать 4 каравана: чугунный – из Билимбаевского завода на Очерский и Добрянский, железный – из Очерского и Добрянского заводов до Лаптева. Самый большой соляной караван отправлялся из Усолья тремя партиями на ладьях, в каждой 120 человек, до Н-Новгорода, Рыбинска.
Соляной бунт в Юсьвинской волости
Весть об отмене крепостного права (1861 г.) всколыхнула весь коми-пермяцкий народ, происходили бурные сходки, на которых обсуждали «манифест» царя. Но, когда узнали, что земля снова сохранилась за помещиками на неограниченный срок, а они вынуждены отбывать прежние барщинные оборочные повинности, крестьяне были возмущены. Начались волнения по всему Коми краю. Волнения прежде всего начались в Юсьвинской волости. В Юсьве 24 марта была захвачена восставшими земская контора, крестьяне смещали прежних старост и выбирали новых. Лесным сторожам запрещали исполнять свои обязанности, были случаи поджога помещичьего леса. Захватывалось помещичье имущество: мельницы, общественные магазины (была захвачена Позагортская мельница и у помольных денег поставлен караул).
Царское правительство жестоко расправилось с восставшими крестьянами. В Юсьве действовало временное отделение Соликамского суда. Крестьян наказывали шпицрутенами, розгами, приговаривали к ссылке, каторжной работе и к тюремному заключению.
По сведениям 1869 года население Юсьвы составляло: 206 человек, численность дворов – 69, в селе тогда была одна православная церковь (на берегу реки), один торжок (по словарю В. Даля «торжок – привоз, рынок, базар, место продажи и купли»).
К середине 19 века население Юсьвы увеличивается в раза четыре. По сведениям 1895 года в Юсьве было 47 дворов, жителей – 298 человек. Население села составляли обруселые пермяки и русские, главным занятием которых было земледелие и работы на горных заводах.
Юсьва купеческая
В 19-ом – начале 20-го века в Юсьве раньше, чем в других центрах Иньвенского края развиваются промышленность и торговля. Село начинает быстро расти, и превращается в одно из самых оживленных торговых сел. Это произошло потому, что Юсьва была ближе всех расположена к Перми и Соликамску, через нее проходил единственный торговый путь на Усть-Пожву.
К 1915 году Юсьва обозначилась как крупное торговое село, в нем имелись 7 торговых, 1 казенная и 1 частная винные лавки. Частная принадлежала купцу Долгих, который торговал импортными винами и другими колониальными товарами (кофеем, чаем, пряностями и другими). Его питейное заведение называлось «Рейнские погреба».
Среди других сел Иньвенского края Юсьва выделялась также своей мелкой промышленностью. До революции она являлась центром кожевенного, обувного, шорного, хлебного, кирпичного и слесарно-кузнечного производства.
Крупные базары по субботам и летние ярмарки привлекали в село большое количество купцов и покупателей из Ильинского, Обвинского, Карагая и других торговых сел Прикамья. Самые крупные ярмарки проводились 30-го января, 29-го июня, 3-го ноября.
Местные купцы и зажиточные крестьяне вели оживленную торговлю не только на рынках Майкора, Усолья, Соликамска, но и в Кайгородке и Архангельске. В Юсьве насчитывалось до 20-ти именитых купцов.
Купец Федор Боталов владел пекарней, ему принадлежала лавка в торговом ряду, где он торговал железными и скобяными товарами и съестными припасами. На хлебопекарне выпекали не только хлеб, но и пряники, крендели и другие кондитерские изделия, уходившие за пределы Юсьвы. Особым спросом пользовались знаменитые «боталовские» сушки.
Купец Алексей Петрович Сторожев слыл шорных дел мастером. У него имелись шорные мастерские, кожевенный и сапожные цеха. Он скупал у крестьян тысячи шкур и самостоятельно обрабатывал их наряду со своими работниками. Из полученной кожи изготовлялись конная упряжь, сапоги.
Местные купцы построили в селе много каменных домов.
Развитие грамотности в Юсьве
В 1860 году в селе Юсьве открывается мужское начальное народное училище с трехлетним сроком обучения, расчистанное на количество обучающих на 50 человек. Под школу отводится верхний этаж каменного здания, принадлежавшего Строгановым (сегодня в этом здании размещается Дом детского твоочества). Нижний этаж занимали графские чиновники. Обучение было трехлетним и велось на русском языке. Первым учителем и заведующим школы был священник. Мальчики изучали закон божий, русский язык, письмо и первые 4 действия арифметики, пение и рукоделие. В 1862 году здание полностью перешло в общественное пользование и передано под школу. С созданием в Пермской губернии земских учреждений школа в Юсьве передается в ведение земства, переходит на программы и учебный план четырехлетней земской школы.
В 1877 году открылась женская школа. В 1896 году открыла двери двухклассная церковноприходская школа. Знание русского языка для поступления в эти школы, делало ее для многих недоступной. Эти школы до 1902 года были единственными на всю волость.
В 1900 году при мужском училище существовало сельскохозяйственное отделение, содержалось за счет уездного земства. В школе для учащихся из дальних деревень была ночлежка. Дети спали на нарах, подостлав домотканные подстилки и укрываясь своей одеждой. Ночлежкой постоянно пользовались 32 мальчика.
Учебный год в мужской и женской школах был непродолжительным – от 130 до 163 дней. Охват детей школами был очень мал. В течение учебного года многие учащиеся по разным причинам отсеивались из школы. Оканчивало школу лишь незначительное число детей.
В 1902 году земство строит новое школьное здание. Обучение стало четырехлетним. В женской школе 4-й класс открылся лишь в 1916 году.
В Юсьве существовало также двухклассное женское церковное училище, выпускавшее учительниц для церковных школ. Это было единственное в то время в Иньвенском крае учебное заведение, готовящее учителей. В «Указателе к карте Соликамского уезда Пермской губернии И.Я. Кривощекова» упоминается как земское училище.
Несмотря на увеличение количества мест в школе, для народа она оставалась недоступной, так как для поступления в школу нужно было знать русский язык. Кроме того, в школу в основном принимались дети купцов, зажиточных крестьян, чиновников.
На всю Юсьвинскую волость не было ни одной больницы, население в случае болезни прибегало к помощи колдунов, знахарей и знахарок. Среди населения свирепствовала цинга, трахома, чесотка. Первая больница начала строиться в 1900 году. Лечение было платным.
Гражданская война в Юсьве
Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив помещичье – капиталистический гнет в России, уничтожила власть Строгановых и других эксплуататоров и в Прикамье.
Зимой 1917 года в Кудымкаре собрался первый съезд представителей крестьянской бедноты и провозгласил о создании советской власти. 15 апреля 1918 года в Юсьве в присутствии инструктора-агитатора Усольского Укома тов. Гонцова была создана большевистская ячейка, в которую вступили 25 человек.
По территории КПО проходил восточный фронт. Колчаковцы двигались через Усолье и Майкор на Юсьву. Отрядами Колчака Юсьва была захвачена зимой 1918 года. Организованный в Юсьве красный отряд (организатор коми-пермяк Боталов С.Т.) влился в 22 Кизеловский полк и освободил Юсьву. В весеннем наступлении (в марте) Юсьва вновь оказалась в руках белых. Семьи коммунистов, партизан и красногвардейцев эвакуировались в Вятскую губернию.
Белогвардейцы из местных кулаков и купцов жестоко расправились с коммунистами и их семьями. Бывший военком 9 роты вспоминал: «После въезда нашего отряда в с. Юсьву, части белых внезапно, ночью, напали на 5 роту и почти всех забрали в плен. Полубосых, полунагих, в трескучий мороз угнали в село Купрос и там всех до одного расстреляли». «Поленницы обезображенных трупов валялись на площади, – так рассказывали купроссцы. – У кого нет головы, у которых – ног, рук, у которых вышиблены глаза…кошмар». Так расправились с красными колчаковцы.
Жена коммуниста-партизана Мелюхина М.Ф. рассказывает: «Нас, жен коммунистов, заставляли чистить уборные, забирали все, что им нужно было, а что не нужно было, все уничтожали. Часто избивали. Били прикладом винтовки в грудь и кричали: «Говори, где муж скрывается? Ударят, упадешь без памяти».
В центре села Юсьвы, на площади похоронено 36 расстрелянных белыми коммунистов. Памятник погибшим красноармейцам установлен и по дороге Юсьва-Коммуна.
При отступлении Юсьва была сильно разрушена белыми. Было разрушено много каменных домов и сожжен мост через реку Юсьву.
Окончательно советская власть в селе была установлена в июне 1919 года.
Юсьва православная
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ каменная церковь была заложена в июле 1884 г., построена в 1892 г., освящена 23 ноября 1892 г. (главный придел). Окончательно завершена в 1904 г. Сооружена на средства прихожан. Архитектор Г. Летучий. Строитель П. Драгунов. Закрыта в 1929 г. В 1936 г. разобрана на ремонт школьных печей, местных дорог, строительство коровника.
Юсьва советская
С 26 февраля 1925 года Юсьва – центр Юсьвинского района.
После революции и установления Советской власти промышленность в Юсьве начинает развиваться лишь с начала 30-х годов.
С 1930 года начинается механизация в сельском хозяйстве, на колхозных полях появился трактор. С образованием МТС в 1931 году в Юсьве и в Купросе колхозы обслуживаются машинами. Коллективное хозяйство деревни разрастаясь, выдвигает новые требования, оно нуждается в людях с более повышенной подготовкой и с этой целью в Юсьве осенью 1931 года открывается колхозный институт, который вначале преобразуется в школу механизации сельского хозяйства.
Открываются кирпичный завод, льнозавод, хлебопекарня, маслозавод, райпищекомбинат. Райпромкомбинат имел в ряде деревень санно-обозное производство, вел разработку и обжиг извести. В селе были мастерские по изготовлению различной посуды – ведер, тазов, ковшей и др. Ассортимент производимой продукции превышал более 30 наименований. В 1946 году промкомбинат построил гидроэлектростанцию на реке Юсьва мощностью 40 киловатт. В 1949 году у него имелись кузницы в Юсьве и деревне Азово, металлопошивочная мастерская, лесопилка, гончарная. В связи с уменьшением спроса на продукцию в июне 1955 года промкомбинат был ликвидирован. В 1938 году в Юсьве была организована артель «Заря». Она имела деревообрабатывающие мастерские, мельницу, овощесушилку, мастерские по пошиву и ремонту одежды и обуви.
В 1940 году вместо бывших купеческих лавок открылись 4 магазина сельпо.
Семилетняя школа в 1938 году перерастает в среднюю. В селе была восстановлена библиотека, образованная в 1911 году, в 1953 году открылась детская библиотека
Юсьва современная
Юсьва начала XXI века – центр обширного промышленно-сельскохозяйственного района с количеством дворов 1521 и с населением 5147 человек. На ее территории находятся профессиональное училище № 5, спортивно-оздоровительный комплекс «Спарт», детская музыкальная школа, три детских сада, детские ясли, Дом детского творчества, районная и детская библиотеки, музей истории и культуры Юсьвинского района. Сохраняя историческое прошлое, Юсьва обновляется. В 2004 г. открыто новое здание Юсьвинской средней школы, здание цеха электросвязи. Активно ведется индивидуальное строительство.
Источники:
1. Ширинкина, А. История села Юсьвы / А. Ширинкина. - Реферат, руководитель Штейникова Л.Н., преподаватель ГОУСПО «Кудымкарский лесотехнический техникум». - Кудымкар, 2006. - 20 с. (неопубл.)
2. Нечаева, Т.П. Юсьва - родина моих предков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://usva-derevni.ru/upload/pages/31/pub_1524295761491.pdf.
3. Пермский край. Электронная энциклопедия [сайт]. - Режим доступа: http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804696774.
Вернуться к списку известных людей
Биографические сведения по воспоминаниям сестры Татьяны Алексеевны Барабаш (Веселовой):
В.Г. Ершова, заведующая Майкорской сельской врачебной амбулаторией о Веселове Л.А.
С 04.08.1978 года по 20.12.2019 года, а это 41 год, Леонид Алексеевич проработал в Майкорской больнице. На протяжении 32 лет, с 1979 г. по 2011г. был главным врачом. Он поистине был хирургом от Бога. В стенах нашей больницы делались все операции: от простого грыжесечения и аппендэктомии до трепанации черепа. Нет ни одного жителя, который не бывал на приеме у него. Под его руководством были построены здания поликлиники, женской и детской консультации, детского отделения, хозяйственного блока. Больница была полностью обеспечена кадрами. Две дочери пошли по стопам родителей и работают врачами в г. Перми. Кроме своей профессиональной деятельности он занимался активной общественной деятельностью. За годы жизни избирался депутатом в представительные органы Майкорского сельского поселения, Юсьвинского района, Коми-Пермяцкого автономного округа.
С.Д. Галиуллина, директор Майкорского дома культуры о талантливом тренере, руководителе клуба "Геркулес"
Источник:
Не только настоящий врач! // Юсьвинские вести. - №2 - 23 января - 2020 г.