Юсьва
Лебеди дали название селу
В переводе с коми-пермяцкого Юсьва – лебединая вода. По преданию на реке, протекающей около села, в былые времена обитало очень много лебедей, поэтому река стала называться Юсьвой. На берегу этой реки, в восьми километрах от ее впадения в реку Иньву, возникло поселение с таким же названием.
Но можно расшифровать и иначе. Слово юс, юсь, – это родовые имена, встречающиеся у многих тюркских кочевых народов, ва в языке коми – река. В таком случае, название Юсьвы следует понимать так: «река рода Юс (Юсь)».
Юсьва (Юсва) – правый приток Иньвы. Распространено мнение, что компонент юсь связан с коми юсь – лебедь. Это не лишено основания. Фауна в топонимии Верхнего Прикамья представлена очень широко. Однако с названием Юсьва не все так просто. Старшее поколение коми-пермяков Юсьвинского района упорно сохраняет традиционное произношение с твердым «с» - Юсва.
Впервые название встречается в писцовой книге И.И. Яхонтова (1579): «деревня Юсва на реке на Юсве». В таком же звуковом составе слово повторяется в писцовой книге М. Кайсарова 1623-1624 гг. Следовательно, юсь на месте юс- появилось позже и в результате сближения непонятного юс- со своим словом юсь – лебедь. Коми-пермяки здесь сменили группу удмуртского населения. Названия с корнем юс- (иногда юск-, юськ-) действительно встречаются в Удмуртии. Исследователи удмуртской топонимии связывают эти названия с общепермским юськ – лебедь. Но звучание его было искажено еще до того, как слово попало в письменные источники Перми Великой. Кем, сказать трудно. Когда некоми население в бассейне Юсьвы было ассимилировано, на месте чуждого юс- снова появилось понятное и близкое местным жителям юсь. Ныне реку и село на ней все чаще называют Юсьва.
Деревня Юсва на реке на Юсве
Юсьва – поселение старинное. Первые сведения о селе дошли до нас из Переписи Перми Великой 1579 года. В писцовой книге И.И. Яхонтова «деревня Юсва на реке на Юсве» значится починком. В «Толковом словаре русского языка» В. Даля – слово «починок» имеет несколько значений. Одно из них определяет починок, как «начало или заклад новой пашни в лесу, а с него, и заселенья». Поэтому 1579 год принято считать годом основания села Юсьва.
Далее деревня Юсва упоминается в переписи 1623-1624 годов. В писцовой книге М. Кайсарова отмечено, что в ней было 8 пашенных дворов, 1 бобыльский и два пустых.
В 1647 году село упоминается уже как погост Георгиевский (по словарю В. Даля одно из значений слова «погост – подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений» и другое значение «погост – приход сельский»). В 1647 году в нем была построена деревянная трехпрестольная церковь в честь Георгия Победоносца. Первым священником служил Иоанн Пономарев, затем Алексей Гаревский и отец и сын Девлетьяковские (Иоанн и Петр). Рядом с церковью была часовня и кладбище. Церковь была срублена добротно. По мнению старожила села Боталова Михаила Павловича, сегодня еще можно увидеть следы застройки церкви на углах в задней части здания. Позже, в конце 19 века в селе был построен каменный храм Александра Невского (в 1929 году был закрыт, а в 1936 году разобран).
При переписи Велико-Пермских вотчин именитого человека Григория Дмитриевича Строганова в 1715 году, погост Юсьва назывался Георгиевским.
Юсьва – вотчина Строгановых
Первыми жителями Юсьвы были свободные крестьяне. В 1700 году земли, расположенные по Иньве, в том числе и территория Юсьвинского района, Петром I были проданы графу Строганову Г.П. На протяжении 200 лет крестьяне эксплуатировались служащими графов Строгановых.
Суровая природа не давала возможности крестьянину встать на ноги и поправить свое хозяйство. «Везде куда не взглянешь – грязно, темно, бедно». Крестьянам запрещалось рубить строевой лес. Жили они в курных избах без окон, с небольшими отверстиями, затянутыми бараньей брюшиной, через которую едва пробивался луч света. Избы часто строились из сухостоя и валежника. Поэтому зимой в избах было сыро и холодно, летом – душно. Для хранения домашнего скарба к избе пристраивалась клеть (изба без печи). К избе примыкал двор с конюшней и хлевом без мха, поэтому куры, ягнята, телята вместе с детьми зимовали в избе. Не меньшей бедностью отличалась одежда и обувь пермяка. Бедная часть населения зимой и летом носила лыковые лапти, наиболее зажиточные носили коты, а зимой – чуни. Дополнением служили холщевые и шерстяные портянки. По праздникам большая часть населения носила сапоги-валенки. Ботинки были редкостью. Одежда пермяков была собственного изготовления. Рубашка и штаны приготовляются из холста. Для красоты пряжа красится в различные цвета: красный, алый, голубой.
В Юсьвинском районе еще до революции среди крестьян появилась одежда русского покроя, потому что район примыкает на востоке и на юге к русскому населению.
Неизменной пищей крестьян был хлеб из сорицы (смесь ячменя с овсом) и огородные овощи: редька, капуста, лук и другие. Из напитков – пиво и брага своего приготовления. Редкий год крестьяне обходились своим хлебом, с половины зимы питались покупным. Почти весь свой урожай они отдавали сборщикам податей – наместникам графов Строгановых. Оброк крестьяне платили хлебом и деньгами, на них же лежала тяжелая натуральная повинность – посылка в караван. Сбор налогов сопровождался избиениями непокорных, их стегали плетьми, розгами, отбирали скот за недоимки.
Жестоко эксплуатировались крестьяне и со стороны местных кулаков, которые имели по 8 и более батраков, в горячее рабочее время нанимали поденщиков, снабжали семенами бедняков «исполу» с возвратом половины урожая.
Повинность – посылка в караван (назначение крестьян для сопровождения судов с продукцией промыслов и заводов к местам сбыта) занимала несколько тысяч человек в течение двух-трех летних месяцев, отсутствие которых разоряло крестьян. Крестьяне должны были сопровождать 4 каравана: чугунный – из Билимбаевского завода на Очерский и Добрянский, железный – из Очерского и Добрянского заводов до Лаптева. Самый большой соляной караван отправлялся из Усолья тремя партиями на ладьях, в каждой 120 человек, до Н-Новгорода, Рыбинска.
Соляной бунт в Юсьвинской волости
Весть об отмене крепостного права (1861 г.) всколыхнула весь коми-пермяцкий народ, происходили бурные сходки, на которых обсуждали «манифест» царя. Но, когда узнали, что земля снова сохранилась за помещиками на неограниченный срок, а они вынуждены отбывать прежние барщинные оборочные повинности, крестьяне были возмущены. Начались волнения по всему Коми краю. Волнения прежде всего начались в Юсьвинской волости. В Юсьве 24 марта была захвачена восставшими земская контора, крестьяне смещали прежних старост и выбирали новых. Лесным сторожам запрещали исполнять свои обязанности, были случаи поджога помещичьего леса. Захватывалось помещичье имущество: мельницы, общественные магазины (была захвачена Позагортская мельница и у помольных денег поставлен караул).
Царское правительство жестоко расправилось с восставшими крестьянами. В Юсьве действовало временное отделение Соликамского суда. Крестьян наказывали шпицрутенами, розгами, приговаривали к ссылке, каторжной работе и к тюремному заключению.
По сведениям 1869 года население Юсьвы составляло: 206 человек, численность дворов – 69, в селе тогда была одна православная церковь (на берегу реки), один торжок (по словарю В. Даля «торжок – привоз, рынок, базар, место продажи и купли»).
К середине 19 века население Юсьвы увеличивается в раза четыре. По сведениям 1895 года в Юсьве было 47 дворов, жителей – 298 человек. Население села составляли обруселые пермяки и русские, главным занятием которых было земледелие и работы на горных заводах.
Юсьва купеческая
В 19-ом – начале 20-го века в Юсьве раньше, чем в других центрах Иньвенского края развиваются промышленность и торговля. Село начинает быстро расти, и превращается в одно из самых оживленных торговых сел. Это произошло потому, что Юсьва была ближе всех расположена к Перми и Соликамску, через нее проходил единственный торговый путь на Усть-Пожву.
К 1915 году Юсьва обозначилась как крупное торговое село, в нем имелись 7 торговых, 1 казенная и 1 частная винные лавки. Частная принадлежала купцу Долгих, который торговал импортными винами и другими колониальными товарами (кофеем, чаем, пряностями и другими). Его питейное заведение называлось «Рейнские погреба».
Среди других сел Иньвенского края Юсьва выделялась также своей мелкой промышленностью. До революции она являлась центром кожевенного, обувного, шорного, хлебного, кирпичного и слесарно-кузнечного производства.
Крупные базары по субботам и летние ярмарки привлекали в село большое количество купцов и покупателей из Ильинского, Обвинского, Карагая и других торговых сел Прикамья. Самые крупные ярмарки проводились 30-го января, 29-го июня, 3-го ноября.
Местные купцы и зажиточные крестьяне вели оживленную торговлю не только на рынках Майкора, Усолья, Соликамска, но и в Кайгородке и Архангельске. В Юсьве насчитывалось до 20-ти именитых купцов.
Купец Федор Боталов владел пекарней, ему принадлежала лавка в торговом ряду, где он торговал железными и скобяными товарами и съестными припасами. На хлебопекарне выпекали не только хлеб, но и пряники, крендели и другие кондитерские изделия, уходившие за пределы Юсьвы. Особым спросом пользовались знаменитые «боталовские» сушки.
Купец Алексей Петрович Сторожев слыл шорных дел мастером. У него имелись шорные мастерские, кожевенный и сапожные цеха. Он скупал у крестьян тысячи шкур и самостоятельно обрабатывал их наряду со своими работниками. Из полученной кожи изготовлялись конная упряжь, сапоги.
Местные купцы построили в селе много каменных домов.
Развитие грамотности в Юсьве
В 1860 году в селе Юсьве открывается мужское начальное народное училище с трехлетним сроком обучения, расчистанное на количество обучающих на 50 человек. Под школу отводится верхний этаж каменного здания, принадлежавшего Строгановым (сегодня в этом здании размещается Дом детского твоочества). Нижний этаж занимали графские чиновники. Обучение было трехлетним и велось на русском языке. Первым учителем и заведующим школы был священник. Мальчики изучали закон божий, русский язык, письмо и первые 4 действия арифметики, пение и рукоделие. В 1862 году здание полностью перешло в общественное пользование и передано под школу. С созданием в Пермской губернии земских учреждений школа в Юсьве передается в ведение земства, переходит на программы и учебный план четырехлетней земской школы.
В 1877 году открылась женская школа. В 1896 году открыла двери двухклассная церковноприходская школа. Знание русского языка для поступления в эти школы, делало ее для многих недоступной. Эти школы до 1902 года были единственными на всю волость.
В 1900 году при мужском училище существовало сельскохозяйственное отделение, содержалось за счет уездного земства. В школе для учащихся из дальних деревень была ночлежка. Дети спали на нарах, подостлав домотканные подстилки и укрываясь своей одеждой. Ночлежкой постоянно пользовались 32 мальчика.
Учебный год в мужской и женской школах был непродолжительным – от 130 до 163 дней. Охват детей школами был очень мал. В течение учебного года многие учащиеся по разным причинам отсеивались из школы. Оканчивало школу лишь незначительное число детей.
В 1902 году земство строит новое школьное здание. Обучение стало четырехлетним. В женской школе 4-й класс открылся лишь в 1916 году.
В Юсьве существовало также двухклассное женское церковное училище, выпускавшее учительниц для церковных школ. Это было единственное в то время в Иньвенском крае учебное заведение, готовящее учителей. В «Указателе к карте Соликамского уезда Пермской губернии И.Я. Кривощекова» упоминается как земское училище.
Несмотря на увеличение количества мест в школе, для народа она оставалась недоступной, так как для поступления в школу нужно было знать русский язык. Кроме того, в школу в основном принимались дети купцов, зажиточных крестьян, чиновников.
На всю Юсьвинскую волость не было ни одной больницы, население в случае болезни прибегало к помощи колдунов, знахарей и знахарок. Среди населения свирепствовала цинга, трахома, чесотка. Первая больница начала строиться в 1900 году. Лечение было платным.
Гражданская война в Юсьве
Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив помещичье – капиталистический гнет в России, уничтожила власть Строгановых и других эксплуататоров и в Прикамье.
Зимой 1917 года в Кудымкаре собрался первый съезд представителей крестьянской бедноты и провозгласил о создании советской власти. 15 апреля 1918 года в Юсьве в присутствии инструктора-агитатора Усольского Укома тов. Гонцова была создана большевистская ячейка, в которую вступили 25 человек.
По территории КПО проходил восточный фронт. Колчаковцы двигались через Усолье и Майкор на Юсьву. Отрядами Колчака Юсьва была захвачена зимой 1918 года. Организованный в Юсьве красный отряд (организатор коми-пермяк Боталов С.Т.) влился в 22 Кизеловский полк и освободил Юсьву. В весеннем наступлении (в марте) Юсьва вновь оказалась в руках белых. Семьи коммунистов, партизан и красногвардейцев эвакуировались в Вятскую губернию.
Белогвардейцы из местных кулаков и купцов жестоко расправились с коммунистами и их семьями. Бывший военком 9 роты вспоминал: «После въезда нашего отряда в с. Юсьву, части белых внезапно, ночью, напали на 5 роту и почти всех забрали в плен. Полубосых, полунагих, в трескучий мороз угнали в село Купрос и там всех до одного расстреляли». «Поленницы обезображенных трупов валялись на площади, – так рассказывали купроссцы. – У кого нет головы, у которых – ног, рук, у которых вышиблены глаза…кошмар». Так расправились с красными колчаковцы.
Жена коммуниста-партизана Мелюхина М.Ф. рассказывает: «Нас, жен коммунистов, заставляли чистить уборные, забирали все, что им нужно было, а что не нужно было, все уничтожали. Часто избивали. Били прикладом винтовки в грудь и кричали: «Говори, где муж скрывается? Ударят, упадешь без памяти».
В центре села Юсьвы, на площади похоронено 36 расстрелянных белыми коммунистов. Памятник погибшим красноармейцам установлен и по дороге Юсьва-Коммуна.
При отступлении Юсьва была сильно разрушена белыми. Было разрушено много каменных домов и сожжен мост через реку Юсьву.
Окончательно советская власть в селе была установлена в июне 1919 года.
Юсьва православная
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ каменная церковь была заложена в июле 1884 г., построена в 1892 г., освящена 23 ноября 1892 г. (главный придел). Окончательно завершена в 1904 г. Сооружена на средства прихожан. Архитектор Г. Летучий. Строитель П. Драгунов. Закрыта в 1929 г. В 1936 г. разобрана на ремонт школьных печей, местных дорог, строительство коровника.
Юсьва советская
С 26 февраля 1925 года Юсьва – центр Юсьвинского района.
После революции и установления Советской власти промышленность в Юсьве начинает развиваться лишь с начала 30-х годов.
С 1930 года начинается механизация в сельском хозяйстве, на колхозных полях появился трактор. С образованием МТС в 1931 году в Юсьве и в Купросе колхозы обслуживаются машинами. Коллективное хозяйство деревни разрастаясь, выдвигает новые требования, оно нуждается в людях с более повышенной подготовкой и с этой целью в Юсьве осенью 1931 года открывается колхозный институт, который вначале преобразуется в школу механизации сельского хозяйства.
Открываются кирпичный завод, льнозавод, хлебопекарня, маслозавод, райпищекомбинат. Райпромкомбинат имел в ряде деревень санно-обозное производство, вел разработку и обжиг извести. В селе были мастерские по изготовлению различной посуды – ведер, тазов, ковшей и др. Ассортимент производимой продукции превышал более 30 наименований. В 1946 году промкомбинат построил гидроэлектростанцию на реке Юсьва мощностью 40 киловатт. В 1949 году у него имелись кузницы в Юсьве и деревне Азово, металлопошивочная мастерская, лесопилка, гончарная. В связи с уменьшением спроса на продукцию в июне 1955 года промкомбинат был ликвидирован. В 1938 году в Юсьве была организована артель «Заря». Она имела деревообрабатывающие мастерские, мельницу, овощесушилку, мастерские по пошиву и ремонту одежды и обуви.
В 1940 году вместо бывших купеческих лавок открылись 4 магазина сельпо.
Семилетняя школа в 1938 году перерастает в среднюю. В селе была восстановлена библиотека, образованная в 1911 году, в 1953 году открылась детская библиотека
Юсьва современная
Юсьва начала XXI века – центр обширного промышленно-сельскохозяйственного района с количеством дворов 1521 и с населением 5147 человек. На ее территории находятся профессиональное училище № 5, спортивно-оздоровительный комплекс «Спарт», детская музыкальная школа, три детских сада, детские ясли, Дом детского творчества, районная и детская библиотеки, музей истории и культуры Юсьвинского района. Сохраняя историческое прошлое, Юсьва обновляется. В 2004 г. открыто новое здание Юсьвинской средней школы, здание цеха электросвязи. Активно ведется индивидуальное строительство.
Источники:
1. Ширинкина, А. История села Юсьвы / А. Ширинкина. - Реферат, руководитель Штейникова Л.Н., преподаватель ГОУСПО «Кудымкарский лесотехнический техникум». - Кудымкар, 2006. - 20 с. (неопубл.)
2. Нечаева, Т.П. Юсьва - родина моих предков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://usva-derevni.ru/upload/pages/31/pub_1524295761491.pdf.
3. Пермский край. Электронная энциклопедия [сайт]. - Режим доступа: http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804696774.
Вернуться к списку известных людей
Бабин Николай Иванович (1875-1920)
Бабин Николай Иванович родился 5 мая 1875 года в с. Юсьва. В 1897 году окончил Пермскую Духовную Семинарию по 2 разряду. Был рукоположен в священники к Юсьвинской Александро-Невской церкви Соликамского уезда 30 августа того же года. Когда в селе Мелюхино была построена церковь, Николай Бабин был перемещен туда. Он был первым священником Свято-Владимирской церкви села Мелюхино.
Затем Николаю Ивановичу было определено новое место службы - Сретенская церковь села Сепыч Оханского уезда. С 24 февраля 1901 года по 17 июля 1907 года он служил там священником. За отличную и усердную службу по духовному ведомству Николай Бабин получал церковные награды. Так 22 марта 1903 года к празднику Святой Пасхи награжден набедренником . За труды по духовному ведомству 16 апреля 1907 года он был награжден ко дню Святой Пасхи скуфьею. Казенное жалование из Пермской Духовной Консистории за вторую половину 1906 года Сепычевской церкви священнику Бабину было определено в сумме 291 руб.
Новое назначение священник получил 17 июля 1907 года, он был перемещен из Сепычевской церкви Оханского уезда в Бубинскую Александро-Невскую церковь. Не раз писали Пермские Епархиальные ведомости об усердном и благочестивом бубинском священнике. А 16 мая 1913 года он получил Благословение Святейшего Синода с выдачею Грамоты. 6 мая 1914 года ко дню рождения Его Императорского Величества священник Бабин награжден камилавкою.
Трагедией для семьи обернулись декреты новой власти. В 1918 году церковь была отделена от государства, закрыты церковно-приходские школы. Священники стали изгоями новой власти, которая закрывала церкви, арестовывала священников. В первую очередь тех, кто пользовался большим авторитетом у населения. Именно они представляли угрозу новой власти. Этим можно объяснить арест Бабина Николая Ивановича 10 октября 1919 года. Он был осужден 20 октября, в течение 10 дней. В чем же вина священника? Власти обвинили его в службе при белых и выдаче коммунистов. Николай Бабин приговорен к 6 месяцам лишения свободы. Вместе с отцом Николаем была осуждена и его жена Агния Ивановна. Так Бабины как тысячи священников в России пострадал за веру. В 1920 году освободился. Вскоре заболел воспалением легких и умер.
Младших сыновей, Алексея и Бориса, определили в школу коммуны при Грановском монастыре, где они пробыли 6 лет.После смерти Николая его жену Агнию Ивановну Бабину, оставшуюся с малолетними детьми, назначили на должность просфорни при той же церкви, чтобы иметь возможность прокормить детей. В конце 40-х годов перед началом войны сын Алексей забрал свою мать к себе на Украину в город Лисичанск, а тогда это был Верхнее. Агния Ивановна Бабина умерла 1943 году.
В настоящее время потомки рода Бабиных живут в Краснодаре, Армавире, Свердловске, на Украине, они интересуются своей родословной, ведут поиск новых фактов из жизни своих родственников, продолжают традиции, заложенные предками. Правнучка Николая Бабина Омелечко Елена Витальевна написала об этом так: «К большому сожалению, в нашем роду по отцу Николаю нет священников, наверно, отложился отпечаток того периода, когда церковь была забыта. Но я с уверенностью могу сказать, как и его дети, внуки, правнуки и праправнуки очень верили и верят в Бога. И я уверена, что кто-то когда-то из его потомков станет священнослужителем».
Источник:
1. Омелечко Елена Витальевна, Украина, г. Лисичанск. 2012 г.
2. Боталова Дарья. Роль священнослужителей Бабиных в развитии православных традиций. /Исследовательская работа/. Руководитель Л.А. Мальцева. Юсьва, 2012