Тюмень
Тюмень – деревня в Юсьвинском районе на речке Сивашерка. Известна с 1782 г. как деревня Туменская. В 1795 г. – «деревня Тумен, Силашерка тож.» В основе названия тюрко-монгольское имя Тюмен. [Шумилов, 2005: 58]
Динамика количество дворов и численности населения:
Д. Верхний Тюмень на р. Сева-шор
Год переписи |
Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год (д. на р. Тулемашенке) |
Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии |
Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 год(проживали коми-пермяки) |
Количество дворов (хозяйств) | 17 | 30 | 33 |
Численность населения всего | 129 | 159 | 162 |
В т.ч. мужского пола | 63 | 85 | 67 |
В т.ч. женского пола | 66 | 74 | 95 |
Д. Нижний Тюмень (Мансурово) при р. Сева-шор в 3км от центра сельсовета с. Мелюхино, в 12 км от райцентра с. Юсьва
Год переписи |
Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год (деревня при р. Тулемашенке, впадающей в р.Юсьва с правой стороны) |
Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии |
Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 год (проживали коми-пермяки) |
Количество дворов (хозяйств) | 18 | 18 | 16 |
Численность населения всего | 136 | 101 | 92 |
В т.ч. мужского пола | 67 | 48 | 40 |
В т.ч. женского пола | 69 | 53 | 52 |
По статистическим данным Пермской области на 1962 год числится одна деревня Тюмень с численностью населения 134 человека, по переписи населения в России в 2010 году в деревне Тюмень числилось 2 человека.
Достаточно изученный материал на основе архивных источников по истории деревни Тюмень приводится в очерках Г.Л. Гудовщикова «Тюмень ещё жива». Три книги опубликована на сайте. http://samlib.ru/g/gudowshikow_g_l/
Приводим некоторые выдержки из первой книги:
«Деревня Тюмень, по преданиям местных жителей, существует более трёхсот пятидесяти годов и, всего лишь двадцать лет назад, состояла из двух населённых пунктов: Верхний Тюмень и Нижний Тюмень. Меня поначалу это очень удивляло, почему Тюмень и мужского рода, однако и в "Судных делах Расправ нераздельного имения графов Строгановых" 1850-х годов, и документах орготдела Уралоблисполкома 1920-х лет (годов), написано именно так. По карте И.Я. Кривощёкова 1909 года хорошо видно, что дорога из села Кузнецовского (село Мелюхино) проходит по левому берегу речушки Сева-Шор, которую местные жители почему-то называют Тулеманика, через обе деревни и далее через деревни Ерши, Коканова, Нифантова (Нифонтова) на Нердву и село Ильинское. Ответвление на Карагай через деревню Кипреева. Дорога по правому берегу речки идёт до деревни Стан (Севашор, Сивашер) и далее на Юсьву. Графиня Софья Строганова, создавая Положение о Пермском нераздельном имении, прежде всего, заботилась о дорогах Иньвенской дачи, так как на протяжении многих веков местное население их не строило и летом ездило на санях.
Заинтересовавшись происхождением названия деревни, раскрыл краткий топонимический словарь "Географические названия Верхнего Прикамья" А.С. Кривощёковой-Гантман и прочёл то, что касается Тюмени: "В 1875 г. Тумень Нижний и Тумень Верхний на реке Тулеманика. На этой же реке указана деревня Тарабай. В 1909 году Нижний и Верхний Тумень значатся на речке Сивашорка, куда впадает Тулеманика. Слово "тюмень" родилось в монгольском языке и первоначально означало 10 000 человек. Попав в тюркские языки, превратилось в административный термин, близкий по значению к словам деревня, аул. Основаны тюрками, о чём говорит местная фамилия Мансуровы, известная с 15 века".
Во второй и третьей частях многотомника В.Н. Шишонко "Пермская летопись с 1263-1881 гг." пятого периода, изданных в 1887 году, говорится о том, что царь Пётр Алексеевич, в благодарность за два фрегата построенных на деньги Г.Д. Строганова, одарил его в честь рождения сына Николая последними остававшимися у государства землями по Иньве, Обве и Косьве (остальные уже принадлежали Строгановым).
Читаем у Шишонко: "В исходе 7206 и в начале 7207 годов Пермские вотчины Гр. Дм. Строганова межевал Козьма Цезырев с товарищами, посланный от Новгородского приказа. Составленная им межевая книга заключает окружные межевые урочища и знаки: б) по реке Инве (без мягкого знака). По описанию его же, Цезырева, 15 сентября 1700 года отказано в вечное вотчинное владение Г.Д. Строганова и наследников его (вышеуказанные земли)".
Читателю для сведения и сравнения: "А в Обвинской, Инвенской и Косвинской волостях было 16 погостов, 641 деревня и починков, в них 3443 двора и людей разного звания 14003 человека, с пашнями и угодьями".
А на стр. 504 части второй пятого периода чёрным по белому написано, что в 1701 году в деревне Тюмень Нижний проживало 136 человек, в деревне Тюмень Верхний – 120. При этом следует учитывать, что лица "женского полу во внимание не брались", то есть переписи не подлежали. Ещё нужно вспомнить, что в средней деревеньке в начале 18-го столетия проживало всего несколько десятков человек обоего пола, поэтому наши деревни были весьма солидными.
А бывший административный центр бывшего Мелюхинского сельсовета только к 1895 году достиг количества населения в 192 человека обоего пола проживающих в 27 дворах, но это было уже село, так как в нём имелась церковь-школа, построенная в 1893 году, и называлось Кузнецовское село или Мелюхино.
По преданиям местный управляющий графини Софьи Владимировны Тюменских крестьян не обижал, "ибо не только сами плодились, но и скотину размножали", поэтому коровы имели крепкий вид в отличие от обычного коми-пермяцкого скота, которого к весне подвязывали на верёвках, чтобы не упал "с голоду от бескормья". Так было в большинстве деревень. При этом корма жителям обеих деревень приходилось завозить с Иньвы и верховьев Юсьвы, а также "Нердвинской стороны".
В пятом томе списка населённых пунктов Уральской области, изданного по постановлению Президиума Уральского облисполкома от 1 июля 1927 года, мы видим, что в д. Верхний Тюмень имеется 33 хозяйства, в которых проживает 162 человека. В д. Нижний Тюмень (Мансурова) 16 хозяйств, в них 92 человека. В селе Мелюхино 33 хозяйства – 149 жителей. Богатые были деревни, – в отличие от соседей не голодали. Старики даже на нашей памяти жили долго.
В начале 1930-х годов началась коллективизация крестьянских хозяйств и в коми-пермяцкой деревне. К этому времени от райцентра Юсьва через д. Стан до с. Мелюхино к Менделеевскому тракту и далее с. Верх-Юсьва построили новую дорогу взамен строгановской. Сегодня по ней можно проехать только в сухую погоду в летний период и в зимний, если очистить от снега. В связи с улучшением транспортного сообщения внутри округа, и отрывом от русскоязычных деревень Нердвинского и Чёрмозского районов, обе Тюмени начали приходить в упадок, так как правление колхоза дислоцировалось в Сивашоре (Сивашер, Стан). В Верхней Тюмени была создана бригада и её первым бригадиром был назначен отец Егора Яковлевича – Яков Мелюхин, который затем погиб при неизвестных обстоятельствах в 1934 году.
Послевоенная сталинская "аграрная политика", а затем хрущёвская "урбанизация" села, ликвидация неперспективных населённых пунктов основательно подрубили корни советскому крестьянству.
В 2007 г. в д. Тюмень в четырёх домах проживают семь человек (кто временно, кто постоянно), в летнее время несколько больше, за счёт родственников и бывших жителей, которые имеют (производят) посадки овощей в своих огородах.
На левом берегу речки из четырёх домов живут постоянно в одной избе двое старичков: муж и жена Мелюхины. Егору Яковлевичу уже 75 лет и он с супругой никуда уезжать не собирается. Дом большой, усадьба крепкая, огород унавожен и даёт хорошие урожаи. Только вот плохо, что соседей нет, поговорить не с кем, остальные пять человек за речкой живут.»
Источники:
1. Тюмень еще жива. Книга первая (неопубликованный очерк) Современная трагикомедия. - Кудымкар, 2012. - .С. 4-10.
Родная деревушка с очень красивым и для всех удивительным названием ТЮМЕНЬ
В 12 километрах от райцентра с. Юсьва в стороне от важных дорог и ближе глухим лесам расположилась в далекие-далекие времена деревушка с очень красивым и для всех удивительным названием ТЮМЕНЬ, что в переводе с Тюрского языка обозначает «10 000» (великое множество). Расположилась она на не большой речушке с таким же звучным и красивым названием Тулемьянка, и в 1906 году не понятно для чего и кем переименованную в Сивашорку.
Когда появилась деревня сказать сейчас, уже наверно никто не сможет. Но можно предположить: Город Чингис-Тура (первое слово – это имя Чингис Хана, а Тура с татарского – город) была переименована в г. Тюмень в 1586 г. (столица Тюменской области) и она также стоит на реке Тулемьянка, из чего можно предположить, что не согласные с чем то люди, после указанного выше года сбежали в наши края и построили мою деревню. С названием деревни и название реки мудрить не стали, по привычке и любви к прежним местам назвали деревню Тюмень, а реку Тулемьянка.
Ну а самого пожилого уроженца моей деревни, которого я знаю – это мой пра-пра-пра-прадед, крестьянин Истомин Осип, 1790 года рождения.
Вот таким образом в промежутке этого периода среди коми-пермяцких деревень «Квать-Чунь», «Лом йыв» и еще многих других появилась моя деревня с татарским названием и татарскими фамилиями Мансуров и Туляев.
В начале ХХ века по данным переписи населения 1909 года д. Тюмень была самой многочисленной в Мелюхинской стороне. В 48 дворах проживало 260 человек (для сравнения в с. Мелюхино в 16 дворах проживало 95 человек). Все жители были крестьянами, за исключением двух солдаток. Ну, а по церковным книгам Свято-Владимирской церкви, располагавшейся в с. Мелюхино, 15 июня 1855 года родилась Ольга, дочка у Любимовых Григория Ивановича и Марии Прокопьевны, которые являлись служащими графини Натальи Строгановой. Вот и весь контингент жителей моей деревни по социальному статусу.
Первая мировая война, революция, а затем и гражданская война отложили не большой отпечаток на нашу деревню. Хотя мне известно, что жители и нашей деревни в них воевали. Старший брат моего деда, Истомин Иван Павлович, являлся участником трех войн, одна из которых гражданская. Данное утверждение исходит из переписи населения 1929 г. где видно, что моя деревня выросла еще на один двор и численность не изменилась.
Ну и сполна хлебнула моя деревня во вторую мировую войну. Приблизительно установлено 44 молодых и здоровых мужчин полегли на полях сражений, многие пропали без вести. 19 человек вернулись гордыми победителями с этой кровавой бойни, но не все здоровыми. Хотя утверждать, что это заключительная цифра сегодня никто не может, ранее этим никто не занимался, а сейчас спросить уже не у кого. Не сложно посчитать сколько осталось вдов и матерей, сколько детей которые выросли без отца в эти тяжелые после военные годы. На вечную славу и долгую память потомки участников Великой Отечественной войны и бывшие жители деревни собрались и решили почтить и увековечить каким-то образом их подвиги. К 65-летию Победы установили плакат с именами участников войны, а 10 августа 2014 года поставили памятник в честь своих дедов и отцов. Открытие памятника приурочили к 70-летию Победы. Высадили алею из дубков. Многие участники войны награждены медалями. К 40-летию Победы страна 4-х человек наградила орденами.
Бывшие жители д. Тюмень гордятся победами своих дедов. На трудовом фронте также были свои герои. Добросовестно трудились на полях и лугах, в животноводстве и в лесу во благо страны мои уроженцы. За высокие показатели в животноводстве многими медалями и орденом Трудового Красного Знамени была награждена Мансурова Нина Ивановна. В 2008 г. занесена в книгу почета Гордость Пармы. Многие земляки занимали руководящие посты в партийных и административных органах, да и сейчас продолжают трудиться. Девять человек из бывших жителей получили высшее образование. Из них в1969 году уроженец нашей деревни Щербинин Константин Ефимович защитил диссертацию и стал кандидатом экономических наук. 20 лет преподавал и был деканом кафедры экономики в Красноярском Университете. Много вышло хороших людей из нашей деревни. Различные времена переживала наша деревня вместе с нашей страной. В 1974 году родился последний ребенок деревни, в 1980 году деревня отпраздновала последнюю свадьбу, в 1985 году проводили с деревни последнего «рекрута», ну и совсем плачевная картина в последние годы. В 2010 году Ошмарин Владимир Тимофеевич похоронил свою жену, и в возрасте 67 лет оставался последним жителем в деревне Тюмень. Если летом еще бывают дачники из Юсьвы и Кудымкара, то всю зиму он жил один. И пока живет наш почетный житель, живет и моя деревня.
Власти по мере возможности чистят зимой дороги, ремонтируют мосты, устанавливают таксофоны. Очень хочется, чтоб не умирала моя деревня. Но, что-либо сделать мы бессильны.
Прожив более полувека я с трепетом и любовью всегда произносил название своей деревни. В большинстве случаев ожиданно видел удивленные глаза собеседников и, опережая их вопрос, отвечал: «Да.., да…Есть такая деревня.» Начиная со студенческой скамьи, очень часто использовал свое место рождения. Обучаясь в Коми-Пермяцком сельхозтехникуме, на уроке растениеводства, не выучив урок, сел впросак. Преподаватель спрашивает, откуда я такой поступил, что не смог отличить по всходам овес от ячменя, на что я честно ответил: «С Тюмени.» Она удивилась, но поняла, откуда на севере я мог видеть данные культуры. Так, благодаря названию моей деревни, я не получил двойку. Другой случай: были в командировке в г. Тюмени и пошли в драматический театр. В кассе старшему нашей группы и многим другим ответили, что билетов нет. Тогда решил попытать счастье я. Подошел и спросил: « Что билетов нет и для бывших земляков?», и показал им свой паспорт. Это было самое сильное удивление для всех, кто стояли . Она пригласила всех своих коллег, кто были рядом и они с большущимив очереди. Смотрели то на меня, то на паспорт. Кто-то из смотрящих заметил букву «д.» (деревня), на что пришлось ответить, что, когда я родился, то ваш, то есть наш город, была еще деревней. И продали нам в кассе 6 билетов.
Деревня Тюмень праздновала 4 религиозных праздника: 18 марта – Конан, 7 июля – Иванов день, 10 августа – Гожся праздник, 14 ноября – Покров.
Истомин Иван Степанович, г. Кудымкар
Дополнительно можно прочитать в удаленном режиме воспоминания уроженцев д. Тюмень:
1. Валентина Рачева. Жили нелегко, но счастлива/ Режим доступа: http://xn--80aaaalnn7bzals.xn--p1ai/?p=56906
Воспоминания Истомина Ивана Степановича об «ЭСИКЕ»
Вспоминая о молодежи родной деревни, невозможно не упомянуть об одном месте, которое в Тюмени называлось «Эсик». Откуда такое название местности, уже никто не смог вспомнить, но испокон веков все жители данной деревни и близлежащих деревень именно под этим именем его и знали. «Эсик» – это большая территория, с одной стороны огороженная изгородью из жердей, а с другой стороны – ручей, бегущий по оврагу, и общая площадь составляет где-то более 5 га. Где есть трава, вода (ручей) и тени от деревьев, небольшая лесополоса – идеальное место для выгула овец и телят, которые и являлись полноправными хозяевами этого участка, но только в дневное время. А вечернее время и до самой зари, начиная с ранней весны и до поздней осени, там развлекалась и отдыхала молодежь. Вернее будет сказать на одной из полян «Эсика».
Очень хочется остановиться поподробнее о сооружениях, которые были установлены на этой поляне. Перед входом в «Эсик» между двух берез была забита металлическая труба, загнутая с одной стороны на метр вниз. По всей вероятности первоначальное его предназначение была как перекладина, турник. Затем, по середине труба прогнулась, и подтягиваться на ней было уже неудобно, но нам пацанам, было интересно на нем качаться. Один провиснет на них, а другой качает с помощью конца, который был, загнут вниз с одной стороны.
Истомин Василий Степанович (1951 г.р.), работая на автомашине в совхозе, откуда-то привез медный колокол, довольно с большим сколом, и установили его на данном турнике. И все кто вечером шел на «Эсик» рукой дергал рычаг турника и происходил небольшой бой колокола, что для всех обозначало, что еще кто-то идет, освободившись от домашних обязанностей. Далее было оборудовано футбольное поле, с большими деревянными воротами. На данном поле очень часто шли матчи, как между тюменской молодежью, так и с командами других деревень Сивашор, Терино, Потапово и даже более дальних деревень Бурково и Загарье. Далее была оборудована волейбольная площадка. Волейбол был наиболее популярным видом отдыха. Площадка соответствовала стандартам, вокруг него была выкопана яма-ров на глубину 10 см., и из-за этой ямки мяч отскакивал или в сторону площадки или от него, по нему игроки бесспорно определяли куда упал мяч на поле или за площадку. Данная площадка никогда не пустовала, трава на этой площадке не росла в течение всего лета. Волейбольная сетка хватала только на лето, и под осень уже латалась ребятами. А за лето изнашивались два три мяча. Иногда на поле с обеих сторон играли по человек 10, как они говорили: «Мячу некуда упасть», и еще полно было зрителей.
Молодежи в то время в деревне было очень много. Далее по порядку: рядом с волейбольной площадкой была оборудована полоса препятствий. Она была длиной 100 м и на ней были стенка высотой 150 см. бревенчатый бум длиной 5 м. и еще один снаряд «конь». На данной полосе больше занимались мы ребятня, пионеры.
Каждое лето, и это продолжалось много десятков лет, в деревне работала пионерская площадка. Вожатыми этих площадок были наши же ребята, вернее будет сказать, девчата из старших классов. Под звуки горна просыпались 7ч.30мин. и вся ребятня деревни бежала в «Эсик» для проведения зарядки, затем после завтрака снова сбор в «Эсике», торжественное поднятие флага и обсуждение плана работы на день. А из полезного труда я помню, что помогали одиноким женщинам Истоминой Анне Васильевне, Мелюхиной Евдокие Ивановне и Ошмариной Анне (отчество не помню, но в деревне её все звали «Сергинамонь»), чистили и пололи грядки, окучивали картошку или иногда поливались. Веселые и счастливые были тогда времена, за те моменты и сейчас не стыдно вспоминать.
Небольшое отклонение от нашего «Эсика». Ну а я буду описывать следующий снаряд, который ни на каких других площадках я никогда не видел. Это большое «П» образное сооружение высотой 6-7 м по середине на кольце шест. Если в школах в спортзалах канаты, то у нас был шест. Когда я был маленький, то мне не удавалось подыматься по нему доверху. И это не из-за того, что сил не хватало, а из-за того, что шест был довольно толстым, и я не мог своими маленькими ручонками браться за него. Но каждое последующее лето я взбирался все выше и выше. А ребята вечерами, я помню на спор, подымались без ног и на время. Данный снаряд был не так популярен, как другие, но все равно ребята на нем занимались. Ну а мы конечно больше на нем качались как на маятнике или вкруговую.
Следующий снаряд, который располагался не далеко от шеста – это площадка для прыжков в длину и высоту. Была выкопана прямоугольная яма на глубину 30-40 см. и туда насыпан опил. За лето опил меняли, дополняли не однократно, благо молодежь работала на машинах и тракторах. Опять же больше на нем занимались ребятня из площадки, но нам было очень интересно смотреть, когда взрослые тоже прыгали на этом снаряде. Мы восхищались ихними результатами, сами то не могли прыгать на ту высоту или длину, чем они.
Следующие два снаряда, которые были установлены в «Эсике» – это карусель и качели. Инициатором установки этих снарядов был Ошмарин Валерий Николаевич (1948 г.р.). Карусель представляла из себя толстое бревно в копанное в землю высотой 1 м. Шестиметровая плаха с ручками по краям была прикреплена к бревну и на него можно было садиться по 2 человека с обеих сторон, а кто-то свободный из ребят крутил карусель. На данном снаряде первоначально очень часто получали ушибы те, кто вращали карусель. После того как карусель наберет большие обороты старались выбежать из зоны вращения плахи, но не успевали, и один из концов плахи их настигал. А после соприкосновения плахи с человеком, человек далеко отлетал. Но обходилось без серьезных травм и ушибов, отделывались только синяками. Ну а потом научились, можно было, оказывается, просто приседать и плаха будет пролетать над головой.
Ну и завершающий снаряд в «Эсике» – это качели. На две большие березы, между которыми было около 7-8 м, на верх подняли большое бревно, поперечину. Это была большая и трудоемкая работа. Молодежи было не меньше 20-ти человек. Пока подымали, порвали не одну веревку. Как я уже говорил, руководил этим строительством Ошмарин В.Н. Он произвел расчеты, выбрал деревья, куда можно было положить поперечное бревно. Достал где-то не толстый тросовый канат. На качелях плаха была 6-ти метровая, маятник качения (высота от плахи до поперечины) была метров семь. На плаху могли вмещаться стоя до 12-15 человек. По краям ребята раскачивали качели, а девчата, сидя на плахе распевали песни и частушки. Сейчас сложно себе представить амплитуду качения этих качель. Когда сильно раскачивали, аж дыхание перехватывало. Благодаря качелям молодежь начинали собираться в «Эсике» с ранней весны. За несколько дней до «Ыджыт луна» растаптывали тропинку и отчищали небольшую площадку. Раскачаются, например, человек 10 и начинают прыгать в снег, это были непередаваемые ощущения, метров на 15 отлетали от качелей. Соответственно первый улетает на большое расстояние, каждый последующий уже меньше, так как на плахе становится уже меньше людей и толкательная сила уменьшается.
Ближе к лесу была оборудована площадка для костра. Без него не проходил ни один вечер. Молодежь как-то распределяла все обязанности, и все знали, кто сегодня будет заготавливать дрова и запаливать костер. Рядом под густыми ветками ели был установлен небольшой шкаф, где были различные книги, которые тоже пользовалась спросом. Ребята приносили и меняли книги. Книг было довольно много.
Ну и последнее, что необходимо еще вспомнить это то, что к этому месту по деревьям был протянут, а это метров 400-500, заизолированный электропровод, который подключили к ближнем столбу, и в «Эсике» проходили тогда танцы, сейчас бы сказали дискотеки. Под проигрыватель «Юность» и пару пластинок. Одну из них я хорошо помню «Шейк». На импровизированной танцплощадке, как и на спортивных, никогда не росла трава. Весело и дружно жила молодежь 70 годы прошлого века. И очень значительную часть своего детства, юности и молодости молодежь деревни Тюмень провела в «Эсике».
Многие, наверное, там влюблялись, может даже и целовались. У всех бывших жителей Тюмени «Эсик» останется в памяти теплым, приятным воспоминанием своей молодости. Очень жаль, что никто не догадался свое время сфотографировать данную спортивную площадку.
Вернуться к списку известных людей
Деревни Тюмень, как Нижняя, так и Верхняя, прославились многими своими уроженцами, земляками.
И как вспоминает Рачева (Мансурова) Валентина Григорьевна, уроженка д. Тюмень: всем хотелось вырасти достойными в жизни, несмотря на трудности. Так и она стремилась быть достойной своего отца, Мансурова Григория Семеновича, которого в связи с репрессией отца, Мансурова Семёна Васильевича, исключили из Свердловского военного училища, и с 1938 г. он работал в Мелюхинской школе, учил детей рисованию и пению. В 1942 погиб на войне. Стремление всегда учиться не совпадало с желанием родителей, и Валентина Григорьевна после 10-го класса сбежала из дому, сказав маме, что пошла к подруге, а сама уехала в Кудымкар сдавать вступительные экзамены в институт. Так из числа всей молодёжи (20 человек) в конце 50-ых годов она одна поступила и закончила Педагогический институт в г. Перми. Вот что значит – сильное желание и стремление быть похожей на отца.
В.Г. Рачева помнит, что в деревне было много пимокатов: главный пимокат – Истомин Степан Ильич, его ученик – Щербинин Тихон Прокопьевич и Туляев Николай (Паранич Коля).
Были в деревне свои швеи и портные. Ошмарин Тимофей занимался шитьём верхней одежды, Петрика тоже была портнихой. У неё всегда было много заказов. Раньше верхнюю одежду: фуфайки, тулупы, пиджаки – не покупали в магазинах, а шили сами. А Петришна Зоя шила лёгкую одежду.
Кроме того, женщины занимались вязанием. Вязали в деревни и сито, лучшими были в этом деле Марфа, Анисья, баба Вера, Бобич Колика. Хоть они и были уже старенькие, да дело своё ценили и выполняли с удовольствием. Выделкой овчины занималась Эртишна Эрин (Ирина). А Нина Ошмарина (Максимов Колишна Нина) играла на гармошке на всех праздниках. В 60-70-х было в деревне много пчеловодов.
Деревня Тюмень была большая, всегда было много молодёжи. Родители считали, что никто не должен оставаться в деревне, «вечно в навозе копаться», хотели, чтобы дети уезжали в город. Но пока паспорта не выдавали конечно все оставались жить в деревнях. Только после того как всем дали «вольную» – стали выдавать паспорта, молодёжь, а за ними постепенно и родители стали уезжать из деревни.
Но все помнят свою деревню, ту деревню Тюмень, где жили талантливые и увлечённые, где в каждой семье занимались своим делом.