Почашер
По сведениям краеведа Е.Н. Шумилова, деревня Почашер в Юсьвинском районе находится на речке Почашер, притоке Юсьвы, впадающей в Иньву, известна с 1678 г. Название деревни произошло от названия речки. [Шумилов, 2005: 48]
Деревня Почашер упоминается в 1711 году в переписи Соликамского уезда в вотчинах Строганова, как «деревня по Чаре». В деревне два жилых двора, заселенных Шаламовыми и Цыбиными, кроме того есть пустые дворы Дорониных, Шаламовых, Боршуковых (Поршуковых) и Боталовых, жители которых либо «ушли в Сибирские города», либо «съехали на Кунгур, Муртым, Обву», либо «померли». [переписная книга Соликамского уезда вотчин именитого человека г.д. Строганова переписи дьяка сибирского приказа Алексея Никеева , РГАДА. ф.214. оп.5. д.2119. л.1-4]
По ревизским сказкам за 1795 год «в деревне по речке Почашер» значатся жители с фамилиями Ботевы, Цыбины, Шаламовы, Утевы, Мясниковы. Те же фамилии сохраняются в ревизии 1834 года, появляется еще Авраам Власов (переведен в 1821 году из починка Боярский).
Численность жителей деревни в XVIII-XIX вв. растет: в 1782 году – 38 человек, 1795 году – 57, 1816 году – 119, 1834 году – 196. Главное занятие жителей – хлебопашество. Во второй половине XIX века начинают выделять в Почашере несколько деревень: Кочево, Кузнецово, Шаламово и, собственно, Почашер.
Динамика количества дворов, численности населения д. Почашер (Поч-Шор, Вяткина):
|
Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год (деревня числится как Кузнецова) |
Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии |
Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 год |
По статистическим данным на 1962 год |
По переписи населения 2010 года
|
Количество дворов (хозяйств) | 12 | 10 | 13 | 24 | |
Численность населения всего | 92 | 79 | 67 | 266 | 60 |
В т.ч. мужского пола | 43 | 37 | 32 | ||
В т.ч. женского пола | 49 | 42 | 35 |
Периодически возникают споры по поводу правильного написания названия деревни: Почашер или Почашор. В ревизиях и метрических книгах XVIII-XIX вв., прописано наименование речки и деревни Почашер, в настоящее время в реестре района деревня значится под своим историческим названием Почашер. Хотя название Почашор периодически использовалось жителями деревни и в советских официальных документах. Филолог А. Кривощекова-Гантаман в своей книге «Откуда эти названия?» пишет: «Заударный звук у коми языка в некоторых сложных названиях переходит в русское Е». [Издание: г. Пермь, 1973 г.]. Ударение в названии деревни приходится на второй слог, следующий «шор» – заударный и произносится как шер. Тем более, что население деревни преимущественно переселенцы из других мест: Ботевы – с Вятки, Мясниковы – с Чермоза, а туда они прибыли из Сибири.
Есть несколько вариантов происхождения названия: с коми-пермяцкого потш – изгородь, шор – речка, ручей, получается – «огороженный ручей». В ревизских сказках упоминается как деревня по р. Чаре, то есть говоря по коми «по Чаре шор», но так как такое словосочетание неудобно для произношения перешло в «Почашор». Еще один, похожий на легенду, вариант: «речка, протекающая около владений Почаша». Если предположить, что в основе лежит собственное имя Почаш, то следует рассмотреть еще одну версию, которая связывает происхождение названия от удмуртского «почаш» – зяблик, как дохристианское имя-прозвище юркого, бойкого человека.
В.В.Климов высказывает свои версии названия деревни: возможно речка Почашер получила название от удмуртского слова "поча" - птица, которая обитает около ручейков; название деревня могла получить и от человека-первоселенца с прозвищем "Почей".
В истории деревни XX века отразились основные события истории.
В Первую мировую войну (1914-1918) мужчины по мобилизации уходили на фронт:
1. Цыбин Влас Тимофеевич, 1884 г.р., воевал в императорской армии в годы Первой мировой войны в составе 5 Туркестаноского стрелкового полка. Получил боевое ранение, и 31 января 1916 года был направлен на лечение в Петроград, в клинику профессора Федорова при Петроградском клиническом военном госпитале.
2. Ботев Никита Викторович, рядовой 46-го пехотного Днепровского полка, 29 января 1915 года во время боевой операции в Карпатах был пленен, находился в лагере в Австрии до 17 мая 1915 года.
3. Ботев Андрей Викторович, 163-й пехотный запасной батальон, находился по болезни в 147 сводном эвакогоспитале.
4.Власов Алексей Ильич, 1895 г. р., до войны был кузнецом, унтер офицер 14-ого Финляндского стрелкового полка, участник 1 и 2 Ковельского сражений, Брусиловского прорыва. 15 июля 1916 года получил ранение в спину у колон. Майданы река Стоход, 27 июля 1916 года эвакуирован в Московский военный госпиталь.
5. Власов Петр Иванович, рядовой перевязочного отряда 138-й дивизии.
6. Власов Николай Семенович, родился 6 мая 1891 г., рядовой 50-ого Сибирского стрелкового полка, 25 августа 1916 года получил огнестрельное ранение спины под Галичем. Направлен в госпиталь в Казань.
7. Власов Трофим Иванович, рядовой 46-ого Сибирского стрелкового полка, 29 января 1915 года попал в плен в д. Юрко-Воля.
8. Цыбин Максим Максимович, стрелок 46-ого Сибирского стрелкового полка.
В годы гражданской войны в Почашере проходила мобилизация красными. Поэтому многие ее жители были участниками гражданской войны на стороне большевиков: Можаев Андрей Титович, Цыбин Влас Тимофеевич и другие.
Коллективизация. В 1928 г. образовался колхоз "Почашерский" из 6 хозяйств. Организатором колхоза был Боталов Николай Петрович. В деревне Кузнецово был образован колхоз «Кузнецовский». Позднее колхоз «Почашерский» и «Кузнецовский» объединились. В газете «По ленинскому пути» от 23 мая 1934 года в статье «Качество у нас на «отлично»!» приводятся такие данные: колхоз Почашерский состоит из 5 бригад с охватом 51 хозяйства. В колхоз входили бригады деревень Почашер, Кочево, Кузнецово, Шаламово и Паньково. Укрупненный колхоз «Почашерский» был переименован в колхоз имени Чапаева, к нему присоединились деревни Баранчиново и Гырчиково. В 1954 году колхоз Чапаева слился с колхозом «Победа» (Бурково, Загарье, Ошиб). В 1959 году местный колхоз объединился с колхозом «Заря будущего».
В период репрессий пострадали уроженцы и жители деревни. За отказ вступать в колхоз репрессирован Кривощёков Иван Петрович, осужден в 1930 году на 10 лет лишения свободы. Уроженец д. Кузецово, житель д. Бурково Казанцев Петр Меркурьевич обвинён в антисоветской агитации и осужден в 1929 году на 3 года лишения свободы. Утев Семен Иванович уроженец д. Кузнецовая в 1930 арестован в Красноярском крае. В 1934 году все члены правления колхоза «Почашерский», обвинённые в создании контрреволюционной повстанческой организации, осуждены на 5 лет лишения свободы. В 1937 году осуждены и расстреляны как повстанцы Власов Андрей Иванович, Хорошев Иван Петрович, Цыбин Влас Тимофеевич.
В Великую Отечественную войну на фронт ушли 53 человека, вернулось 17. В годы войны председателем колхоза был Цыбин Андрей Сергеевич, затем Звездин Михаил Егорович. Работали в основном женщины и подростки.
В 1940-1960-е годы в деревне было много сельскохозяйственных объектов: правление колхоза, конный двор, ферма, где содержались коровы, овцы, свиньи, куры. Была в деревне и колхозная кузница. В 1978 году коллективу Почашерской фермы было присвоено звание "Коллектив коммунистического труда".
В 1946-1947 гг. в здании правления колхоза размещался Почашерский филиал Юсьвинской школы. Учительницей была Ярусова (Боталова) Лидия Алексеевна. В 1947 году в школе насчитывалось 17 учащихся.
Клуб появился в 60-х годах, до этого праздники проходили в холодную погоду на конном дворе, а летом - на улице. Клуб называли Красным уголком, заведовал им Власов Степан Александрович. Здесь показывали кинофильмы, читали лекции, устраивали танцы. Возле клуба была спортивная площадка. В 1957 году в деревню провели радиовещание, а в 1964 году – электричество, в 70-е годы в деревне построили магазин и колхозную столовую.
В конце 80-х – начале 90-х гг. многие объекты закрылись: не стало клуба, магазина, кузницы, столовой, конного двора, фермы. Но вместе с тем началась активная застройка деревни современными жилыми домами. В 2016 году отремонтирована грунтовая дорога.
Почашер – родина многих людей, внёсших вклад в экономическое и культурное развитие края, Родины.
[Материал предоставлен Мальцевой Л.А., апрель 2018 г.]
Участие уроженцев д. Почашор в Великой Отечественной войне отражено в изданной Мальцевой Л.А. книге "Помним всех поименно. Книга Памяти д. Почашор, д. Паньково". Книга Памяти д. Почашер, Паньково
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
Селин Анатолий Иванович
Наброски о родной деревне
Действительно, дома строились вдоль речки, которая летом и зимой поила жителей водичкой, в ней водилась рыба, и только с расширением фермы, пришлось копать колодцы. Но это касалось только нижней части деревни – Почашера, а в Кочево, Шаламово и Кузнецово людей поили сильные, неиссякаемые родники, передавая людям через воду силу родной земли. Особо хотелось отметить Шаламовский родник. Еще два двоюродных брата Степан и Федор Шаламовы поместили родник в сруб из лиственницы, прорубив повыше окошечко для стока воды, защитив от ветра и солнца тесовой крышей с дверцей. Вода и сруба по выдолбленным из дерева желобам стекала в огромную из лиственницы колоду, из нее скатывалась в речку, чуть слышно бурча среди зарослей травы. Степан погиб в застенках Гулага оклеветанный и зачисленный в кулаки, Федор погиб в войне с фашистской Германией, а родник и поныне поит водой жителей деревни. «Шаламовский иордан» – так называли все этот источник. Теперь только богу известно кто назвал «иорданом» этот родник, – Федор или Степан, – но Шаламовским он будет, пока существует деревня, каждое поколение будет вносить в историю деревни что-то свое, присущее только ему, как и те, кто первыми построили первые дома на берегу чистой лесной речушки. Когда это было – определить точно сложно, но существуют две версии рождения деревни. По одной их них в 2011 году жители отмечали трехсотлетие деревни, основанием для которого явилась запись в «Строгановской переписи Соликамского уезда 1711 г., где говорилось:
Деревня по речке Почашерке именованием Почашер
Во дворе Яков Осипов сын Шувалов 50 лет у него жена ...
Да, есть название речки почашерки и деревня «именованием Почашер», но далее перечисляются фамилии, практически не встречающиеся в деревне. Как может так быть? Краеведы порылись в «Строгановских переписях» и нашли следующее. Так в Строгановской переписи Соликамского уезда 1710 года значится:
Деревня по Чаре а в ней крестьян
Во дворе Захар Иванов сын Шаламов 60 лет у него жена … (л.627) … да Захаров племянник Степан Леонтьев сын Шаламов 37 лет вдов а что де в переписных книгах написан сын ево Захаров Василей и в 200-м году он Василей умре
Во дворе Емельян Андреев сын Цыбин 40 лет у него жена … живет он Емельян во дворе отца своего Андрея Иванова сына Цыбина и детей ево а своих братьев Козьмы да Андрея да Тимофея да Софрона и во 194-м году Андрей и дети ево Артемей и Тимофей померли а Козьма и Софрон ушли в Сибирские городы
Да в той же деревне пустых дворов
Двор пуст Якова Иванова сына Шаламова с сыном Тарасом и в 710-м году Яков и Тарас померли
Двор пуст Анофрея Иванова сына Шаламова з детьми Степаном да Федотом да Михаилом (л.627об.) и со Степановым сыном Савою и во 199-м году Анофрей з детьми и со внуком ушли в Сибирские городы
Дворовое место Ермолы Фомина сына Доронина з детьми Михаилом да Васильем и во 199-м году Ермола з детьми съехал на Кунгур а пашенною их землею владеет той же деревни крестьянин Емельян Андреев сын Цыбин
Дворовое место Федора Афонасьева сына Боталова с сыном Васильем да с пасынком Аникою Димитриевым сыном Писаревым и с сыном ево Петром да с племянником Васильем Григорьевым сыном Боршуковым и во 187-м году Федор умре а сын ево Василей и Василей Поршуков съехали на Кунгур во 198-м году а Оника з детьми съехал на Обву на Муртым во 194-м году…….
Начинаем логически мыслить:
Деревня по Чаре, а так как речушка небольшая, ручеек – «шор» (по-коми-перм). Получается, что деревня находится по реке Чара-шор, на вопрос: Где живешь?, – ответ: По Чара-шор. Выговаривать сложновато и со временем отвечали: – Живу в По-ча-шор. Отсюда и название деревни – Почашор. Да и фамилии Почашорские: Шаламовы, Цыбины, Боталовы т.д. А Шуваловых здесь отродясь не было. А так как, судя по переписи, возраст жителей более чем зрелый, то можно было с уверенностью утверждать, что полвека назад, или даже более до переписи, деревня уже существовала, и жилось здесь людям не сладко, т.к. смертность была высокой. На период переписи населения, деревня пережила какое-то страшное бедствие, в результате которого от некогда, сравнительно не малой (по тем временам), деревни оставалось два жилых дома, да четыре заброшенных. Напрашивается вывод: деревеньке-то Почашер 350 лет точно, или даже более, а точнее сказать – более семи поколений односельчан вмещается в её временное пространство. Теперь напрашивался вопрос: как и когда появились здесь первые поселенцы? Почему в некоторых деревнях говорят на коми-пермяцком языке, а в рядом стоящей деревне говорили преимущественно на русском, хотя тоже считались коми-пермяками. «Коми-рочь» – это прозвище прочно закрепилось за русскоговорящими.
Получается, что эти «коми-рочи» пришлые, осевшие здесь так давно, что уравнялись с коренным населением и в национальности, и в культуре, единственным отличием являлась русская речь. Кто же мог поселиться в Строгановских вотчинах с разрешения самих хозяев? Вспомнились слова бабушки Аксении Артемьевны, она не один раз говорила, что Шаламовы пришли на Урал с Дону, там их корни, но здесь прижились и давным-давно живут. Об этом ей говаривала бабушка ее свекрови, называя, мол, род свой «мастеренками». Да и сама она и не раз называла своих внуков «мастерятами»: «Ах вы, мастерята недоделанные!»
Логически рассуждая, приходим к выводу: первые поселенцы – казаки, вероятно с Дона. Если им разрешили вольно поселяться, то значит они не из опальных. И вероятней всего, это остатки воинства Ермака, которым после его гибели в августе 1585 года пришлось отступить за Урал. Войну с Кучумом продолжило царское войско, на Дону никто их не ждал, а Строгановым неудобно было отказать воинам, защищавшим их интересы. Красавиц местных было достаточно, и они осели в Прикамье, а позднее наравне со всеми попали в крепостную зависимость. Деревенька ты моя милая, – не триста тебе лет, а, пожалуй, все четыреста.
На ум накатывалось шутливое четверостишие:
Я, как видим на примере,
Родился в По-Чара-шере
И не триста лет назад,
А всеголишь шестьдесят.
Воспоминания Власова Анатолия Степановича
(Воспоминания записал внук Мальцев Егор)
Власов Анатолий Степанович родился 27 ноября 1951 года в деревне Почашер. С детства интересовался гармошкой. Сначала у него ее не было, он ходил к соседям, в семью Селиных, там были его друзья, у них была гармошка и они вместе учились играть, подбирать на слух. Деду гармошку купили, когда он учился в 6 классе. Его отец Степан Александрович дал деньги двоюродному брату деда Саше, который знал толк в гармошках и умел играть. Александр в магазине выбрал ему гармошку. Так инструмент появился в доме, а дед Анатолий стал еще активнее играть, учился по самоучителю, подбирал на слух, его стали приглашать на различные мероприятия, так же играл в «красном уголке», так назывался клуб в деревне Почашер, которым заведовал мой прадед Власов Степан Александрович. Деревенская молодежь собиралась здесь по вечерам: играли, пели, шутили.
Теперь у деда другая гармошка, он вышел на пенсию, времени свободного стало больше, и он играет на гармошке дома, когда праздник или просто для души. В июне 2008 года в Почашере шумно и весело прошел праздник малой деревни. Культурная программа состояла из номеров, подготовленных самими жителями Почашера, а также песен в исполнении группы «Старики». На празднике награждали старожилов деревни, а также почетных ее жителей и уроженцев. Среди награжденных был и мой дедушка Власов Анатолий Степанович. Он получил диплом «Лучшему гармонисту деревни за активное участие в проведении праздника». Очередное признание и награду Анатолий Степанович получил на празднике «Масленица» в 2017 году.
Когда мой дедушка на домашних посиделках берет свою гармонь и запевает песни, и все ему охотно подпевают. Это очень объединяет нас, родственников, становится тепло и уютно, и попадаешь будто в старые времена.
Воспоминания Власова Ивана Степановича
(Воспоминания записал Мальцев Егор)
У моего деда есть брат Власов Иван Степанович, он старшего его и тоже гармонист. Родился он 29 сентября 1936 года в деревне Почашер. Первую гармошку ему оставил двоюродный брат Власов Александр Александрович, когда уходил на фронт. Иван Степанович вспоминает: «Перед отправкой на фронт собрались все в доме, нас ребятишек спать уже отправили на полати, а я все смотрел и слушал, как играл дядя Санчик на гармошке. Я всегда хотел походить на него: ведь он и на гармошке играл, и на коньках катался, и на парашютах прыгал в ОСАВИАХИМ, у него и медали за это были. Поэтому, когда он мне гармошку оставил, то я играл на ней, из рук не выпускал. Гармошка та особенная была, теперь такие не делают… У нее русский строй был, мехом играть надо было, по слуху: растягиваешь гармошку она играет так, а сжимаешь – на полтона ниже. Играть на ней нелегко было». Бывало ребята зовут его на рыбалку или в футбол погонять, а он сидит на крыше и на гармошке играет. Даже посмеиваться над ним стали. А он про себя думает: «Смейтесь-смейтесь, а меня гармошка прокормит». Так и случилось. Девчата деревенские стали его «на полянки выводить». Днем идут лён дергать, Ваню с собой берут. Они работают, а он на гармошке играет. Накормят его, вечером опять с собой зовут, на танцах играть. Так и играл, то на «пятачке» (место для танцев в деревне), то на завалинке. Просили его играть частушки, «Коробейники». Девчата поют, а он на слух по их пению подбирает. Потом даже в другие деревни водили.
Когда школу пошел, то мама купила ему хорошую гармошку – полухромку современную, играть на ней было легко. На ходу подбирал любую песню. На школьных новогодних праздниках играл «В лесу родилась елочка…».
Потом была армия с 1958 по 1960 год. Служил в Красноярском крае. Палец был сломан, пришел в санчасть, а там доктор говорит, надо бы палец тренировать, например, на гармошке играть. Так я в военной части тоже стал играть на гармошке. Подготовили концерт, даже ездили в другие части.
Вернулся из армии, и на следующий же день Ивана Степановича отправили на работу в Аксеновскую школу учителем физкультуры и рисования, потом еще и труды вел.
В 1969 году приехали на родину жены Тамары Васильевны в с. Белоево. А образование было всего 7 классов. Директор школы предложил пройти месячные курсы преподавателей пения, их тогда в Кудымкаре организовали для учителей округа. На день рождения жена Тамара Васильевны подарила баян, и он стал вести еще и пение. В Белоево при Доме культуры посещал народный хор, и пел, и играл, аккомпанировал, когда музыканта в армию забрали. Часто приглашали на различные мероприятия: юбилеи, свадьбы и другие торжества. Да и в семейном кругу праздники не обходились без гармошки или баяна. Сейчас Ивану Степановичу за 80, но он еще в прошлом году работал музыкальным руководителем в Белоевском детском саду.
В настоящее время он находится на заслуженном отдыхе и проживает в с. Белоево Кудымкарского района.
Воспоминания Касьяновой (Цыбиной) Таисьи Ивановны (1940 г.р.)
Детство мое прошло в деревне Почашер. Уже в 6-7 лет дали мне литовочку, и я начала уже в таком возрасте косить. И, наверно, это у меня было начало моей спортивной карьеры! Мы росли, и вместе с нами рос объем нашей работы.
Я росла без отца. Отец, Иван Власович, погиб в Великой Отечественной войне. На Курской дуге, в день прорыва у д. Ольховки. Брат Николай во всем нас поддерживал, заменял нам отца. Он был очень хозяйственный, сам мастерил сани, ходунки, спортивный инвентарь. Мы очень много работали летом, а зимой возили на санях сено и солому.
В школу пошла в 1948 году. Училась в Юсьве до восьмого класса. Занималась легкой атлетикой, увлекалась лыжами, даже была чемпионкой школы и района. Первым тренером был Николай Степанович Селин. С ним я побывала на соревнованиях в Кирове, Кудымкаре и в Перми.
В 1960-1963 гг. училась в Кудымкарском медицинском училище. В 1962 году стала чемпионкой России по лыжам в городе Уфе. Тогда мне подарили подарки, грамоты и дипломы. Так же была чемпионкой города и области по среднему учебному заведению и чемпионкой дистанции по легкой атлетике на 400, 800 м, по лыжам на 5 и 10 км. Тренером и наставником был Гилёв Степан Петрович.
По распределению поехала в Гайны, хотя предлагали остаться в училище и работать тренером и фельдшером в медпункте. В Гайнах работала с 1963 по 1964 гг. в больнице на скорой помощи фельдшером. И занятия спортом продолжались. С организацией ДСО «Урожай» выезжала на соревнования в город Курган, оттуда привезла приз – огромную куклу.
Поступила в Пермский педагогический институт на факультет физического воспитания. В сентябре началась учеба, а вместе с ней сборы, тренировки и соревнования! В ноябре 1964 года выполнила нормы Мастера спорта.
История рода Ботевых - Санниковых д.Почашор
Ботев Василий Петрович, мой прапрадедушка, родился 6 августа 1914 года в деревне Почашер. До войны работал в колхозе, потом учился на пожарного. Женился, и сразу был призван на действительную службу. Участвовал в боях на Халхин-Голе, а в сентябре 1939 года был мобилизован на Финскую войну, вернулся в 1940 г. А 15 августа 1941 года снова был призван на фронт. 25 октября 1941 года был легко ранен. После излечения снова встал в строй. Воевал на территории Ленинградской области. Именно с Ленинградского фронта пришло последнее письмо домой, в котором он на коми-пермяцком языке сделал приписку в конце: «Идут страшные бои под Ленинградом, не знаю, останусь ли живым».
На сайте «Память народа» удалось установить некоторые факты дальнейшего фронтового пути Василия Петровича. Он участвовал в боях на Карельском фронте. Воинское звание – сержант. Командир отделения 6-й стрелковой роты 536 стрелкового Свирского полка, 114 стрелковой Свирской дивизии. 29 июня 1944 года бою сержант Ботев личным примером показывал бойцам образцы мужества и отваги. Боевая задача была выполнена. Стрелковые подразделения успешно обошли противника и атаковали его с флангов, нанеся ему значительные потери. Своими действиями способствовал быстрому и успешному освобождению деревни Кукой-Мяки. За храбрость и личный пример, проявленный в отражении финских контратак, сержант Ботев Василий Петрович награжден Орденом Славы III степени. 12 августа 1944 года награжден медалью «За отвагу». Связь прекратилась с 5 августа 1944 года. Сержант Ботев числится пропавшим без вести с сентября 1944 года.
Жена Василия Петровича, моя прапрабабушка Ботева Глафира Трофимовна, родилась бабушка 2 апреля 1914 году в деревне Белюково.
Была грамотной, училась в Юсьвинской школе. Вышла замуж и переехала в деревню Почашер. Но с мужем они вместе почти не жили Глафира Трофимовна говорила: «Я только то и делала, что провожала мужа в армию: три раза провожала: на Халхин-Гол, на Финскую и Великую Отечественную».
С последней войны муж не вернулся. Пропал без вести. Пришлось одной поднимать детей. В 1939 г. родилась дочь Зоя (моя прабабушка). А в 1941 г. Родился сын Сергей.
Глафира Трофимовна работала в колхозе, была бригадиром. Особенно трудно приходилось в войну. Она вспоминала: Работать приходилось хуже фронта, день и ночь сеяли, пахали. Возили хлеб на хлебозаготовку в Юсьву. Отдыхали только часа два. Не раз избирали ее депутатом сельского совета. А так же народным заседателем в суде.
Прапрабабушка ушла из жизни в 2003 г.
Ботев Николай Викторович – второй муж Глафиры Трофимовны родился 17 ноября 1913 года в деревне Почашер. До войны работал в сельсовете в Мелюхино и в Юсьве. Потом 6 лет работал комбайнёром и трактористом в колхозе. 6 ноября 1941 года ушёл на фронт. Сражался на 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах линейным надсмотрщиком 412 отдельного Оршанского батальона связи. Ранений не имел. Прошел фронтовыми дорогами от Москвы до Праги. Вернулся с фронта 25 декабря 1945 года и продолжил работу в колхозе. Награждён медалью «За боевые заслуги» (16 июня 1945 г.), «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» и юбилейными медалями. 6 апреля 1985 года награжден Орденом Отечественной войны II степени. Умер 7 июня 1986 года.
Моя прабабушка Санникова (Ботева) Зоя Васильевна родилась 17 октября 1939 года в деревне Почашер. Училась в Юсьвинской школе. После окончила Кудымкарское медицинское училище. После окончания училища по распределению работала в Ростовской области. Там она встретила своего будущего мужа Василия Санникова. Вместе они приехали на его родину в с. Бабка Частинского района, Зоя Васильевна устроилась на работу в местную больнице. В 60-е гг. они переехали в деревню Почашер. Здесь у них родились два сына Михаил, Николай и дочь Галина, моя бабушка.
Санникова Зоя Васильевна работала медсестрой в Юсьвинской районной больнице. В 1985 году переехала в г. Кудымкар. Работала там заведующей пищеблоком окружной больницы и диетсестрой.
Теперь прабабушка на пенсии. У нее 11 внуков и 17 правнуков. Прабабушка пользуется большим уважением в семье, среди ее друзей и знакомых.
Источник:
Истомина, Татьяна. Моя родословная Ботевых из деревни Почашер / Исследовательская работа, руководитель Мальцева Л.А. - Юсьва, 2019. - 3 с. - [Неопубл.]
Воспоминания Санниковой (Ботевой) Зои Васильевны
В маленькой затерявшейся среди лесов деревеньке Почашер родилась я, Зоя, 17 октября 1939 года. Отец Ботев Василий Петрович в это время был на войне с финнами, возвратился он в мае 1940 года. Мама Глафира Трофимовна работала в колхозе с утра до ночи. Привела для меня няню – свою племянницу Лиду 6-ти лет. Впоследствии она рассказывала, что ей тут было скучно и она убегала домой в деревню Белюково, а поздно вечером ее возвращали обратно.
Жили мы в очень старом домике, окна были почти на земле. И вот когда папа вернулся с войны начали строить для себя домик. В старом доме жила еще папина мачеха Пелагея Сергеевна с сыном Анатолием. Дом подняли, закрыли крышу и отец опять ушел на войну очень долгую и страшную, она была у него уже третья (первая - на Халхин-Голе, вторая – финская). Ушел папа в августе 1941 года.
Мама осталась с ребенком на руках (1 год 9 месяцев) и беременная. 3 ноября 1941 года родился мой братик Сережа. И вот мы уже трое. Яслей нет, бабушки нет, а мама работает с утра до ночи. Нас пристраивала по деревне то к одной, то к другой соседкам. А иногда оставляла одних. Мама рассказывала, что оставлю на печке, а приду – они на полу, как они тут оказались, наплачусь вдоволь. Бабушка – мачеха иногда зимами жила дома, но на лето куда-то уезжали. Но они еще и обижали нас, мама молоко выделит для детей хотя бы по пол-литра. Толя (сводный брат) выпьет и нальет воды. Молока не хватало, его надо было сдавать государству. Ели всякую траву, что мама соберет, припудрит немного мукой - вот и оладушки готовы. Я это все воспринимала плохо, постоянно болел живот, а брат ел все подряд. Даже картошка была не досыта, до весны не хватала. И вот весной женщины собирались 2-3 человека брали в колхозе лошадь с «галевозным» ящиком ( гравий в нем возили на дорогу для ремонта), копали белую глину на Гырчиковской горе и везли в Крохалево на обмен на картошку. Привозили по 3-4 ведра, были и этому рады. А почему картошка не родилась дома? Да за огородом некогда было ухаживать, работали от темна до темна. Картошку копали в октябре со снегом. Вот со слов мамы, что 16 октября копала картошку, а ночью пошла в роддом за мной 17 октября. Хлеба не было, урожаи были плохие, а что собирали, все сдавали государству: все для фронта. Хлеб был за конфетку.
Ко мне иногда прибегала Галя Власова, дочь Егора Николаевича, и вот мне она говорит, что давай убежим от Сережи, а я говорю: «А как? Скажи на столе хлеб лежит, он домой зайдет, а мы спрячемся. Я от Кольки тоже убежала».
На фронт папе писали с мамой письма, она пишет, потом мою руку обведет, Сережину – письмо отправит. Мама была неграмотная. Перед войной в деревне взрослых обучали грамоте, учили читать по слогам. Как там папа на фронте разбирал ее писанину, она ведь три буквы в слове поставит, дальше додумывай сам.
Вот жили мы в военное время, у мамы еще хватало сил достраивать дом. Помню, приходили два стареньких деда (дед Максим и Ваня Бакич). Они прорубили дверь и кона, на пол и потолок мама выменивала на дрова у стареньких бабушек (они в лес не могли ездить). К концу войны дом был закончен.
Письма от папы приходит не стали с ноября 1943 года, мама ходила в военкомат, делали запрос, но долго ничего не было. В сентябре 1945 года заболел Сережа и умер от 2-х стороннего воспаления легких в Кудымкаре. Для лечения нужен был пенициллин, но его в больнице в то время не было. Как его хоронили до сих пор помню, стоит перед глазами: лежит на столе в белой рубашке и синеньких штанишках, на ногах черные тряпичные тапочки (их сшила соседка баба Устя). После этого боялась оставаться дома одна, убегала к соседям, мама наказывала.
В августе 1945 года пришла похоронка на отца: пропал без вести. Мы с мамой перешли в новый дом, а в старом остались бабушка Пелагея и Толя Васин.
В декабре 1945 года возвратился с фронта Коля Викич (Николай Викторович), так его звали в деревне. Он приходил к нам с братом Никитой сватать маму, но она пока не соглашалась. Потом приходил Николай еще несколько раз, а я все твердила: мой папа придет.
Нам надо было с мамой и огород отдать бабушке, вот мама и дала согласие, приняли Николая в наш дом. Зимой он был на курсах в сельхозтехникуме в Кудымкаре три месяца. Приходил на выходной день. Я ним пилила дрова на неделю, мама же была на работе. А я маленькая, не доходила до высоты козла, отчим ставил чурку, чтобы я могла взять пилу в руки. Он меня не обижал, но я его никак не называла. В Кудымкаре купил куклу-клоуна, деревенские ребята приходили посмотреть, поиграть с настоящей куклой. Мы с Галей Власовой куклу разрезали, интересно было посмотреть, что у нее внутри. А там – опилки, после этого собирали опил, чтобы шить кукол.
Весной 1946 года переехали в дом Николая, а свой домик перевезли в 1947 году, в котором прожили до 1961 года. Осенью 1947 года я пошел в школу, которая находилась в Почашере, но проходила только одну неделю. Учительница Лидия Алексеевна посоветовала маме, чтобы я еще один год посидела дома, была маленькая, худенькая. Сказала, что в следующем году школу переведут в Юсьву. Когда Лидия Алексеевна ушла, мама говорит: «Вот еще целый год будешь бездельничать, не учиться, не работать». На другой день занесла прялку, лен (куделю) и сказала: «Вот зиму будешь прясть». Я пряла плохой лен, а мама вечером пряла хороший лен на основу. Весной мама ткала холст на мешки для колхоза и потом шила, на каждый мешок нужна была вязка, которые я плела из остатков станка. Вот и пряду до сих пор (сейчас дочери Гале) шерсть.
В школу пошла в 1947 году в Юсьву. Мама попросила Андрея Ботева меня взять с собой. И вот я в школе. Андрей завел меня в 1 класс, но там моей фамилии не оказалось, на 2-й урок отвели в другой класс, и там меня не приняли, отправили в 3-й класс, и только там я встретила своих деревенских и была принята, в том году мы пошли в 1-й класс 8 человек из деревни. И вот началась моя жизнь учения грамоте.
Зимой ходила в школу, летом работа дома, в поле. Надо было поднимать разрушенное войной хозяйство. Колхоз имени Чапаева был очень бедным, долго хлеба в достатке не было, урожаи плохие, все еще работали большинство женщин, мужчин мало вернулось с войны. Пахали, сеяли на лошадях и вручную (сито через плечо).
Вначале мама брала меня в помощники ей. Весной заготавливали ветошь (вязали веники из осины, ивы) для скота на ферму. В сенокос посадил отчим на лошадь возить копны, в уборочную с мамой жать углы (конная хатка на поворотах плохо выжинала), толкать снопы. В 12-13 лет нас, подростков, брали на дальние покосы косить литовками, нас с какой-нибудь старой женщиной оставляли косить берег, в взрослые косили болото. Когда гребли, то уже работали наравне со взрослыми. Дальние покосы на берегу Иньвы за деревней Край-Иньва, 2-й был на устье Юсьвы под Дойкаром, туда ездили на лошадях. С весны лошадей раздавали по трудоспособным хозяевам, днем работали, а ночью надо было их пасти. В ночное ходили подростки и молодежь постарше. Я могла всю ночь не спать, разводили костер и укладывались спать, а меня оставляли у костра с кем-нибудь. И мы вот бедокурили над спящими, особенно очень сонливыми: привязывали к друг другу, углем от костра наводили макияж на лицо, а утром лошадей забирали и смеялись над разукрашенными. Днем же опять шли работать. У нас не было детства.
Когда училась в школе, у нас у всех были проблемы, писали ручками с пером, а чернила носили в бутылочках, потом появились чернильницы-непроливайки, их оставляли уже в классе. Учебников не хватало, давали один на 3-4 человека, но у меня не было с этим проблем. Тетя моя (мамина сестра Анна Трофимовна) работала инспектором в Кудымкаре по школам округа, мне книги привозила и газеты, которыми я обворачивала учебники. Ко мне приходила Галя Власова, они прибегали с братом Колей. Он всегда кричал на улице: «Зоечка, вынеси задачник!». Мама всегда смеялась, они только приходили на мостик, а он уже кричал. После второго класса мы почти постоянно учились во вторую смену. Электрического света не было, в класс заносили керосиновые лампы: одну на ряд, а учеников в классе 30-32 человека, как можно было видеть и писать при таком освящении.
Когда училась в 7 кассе однажды услышала разговор отчима с матерью. Он спрашивает: «Долго ли ты будешь учить дочь?» И вот я сделала вывод, что надо из дома уходить. 14 лет мне тогда было.
В 1954 году поступила в Кудымкарское медучилище. До Кудымкара и обратно ходили пешком, особенно обратно. Уроки в медучилище заканчивались в 7. 30. вечера, а грузовики ходили в 8 утра и 4 часа дня. В 1958 году окончила училище и уехала на работу в Частые.
Расскажу, как работали наши мамы в военное время. Работали с темна до темна, всю работу выполняли на лошадях, да на своем горбу. Весной пахали поле, боронили, сеяли вручную, лошади еле ноги волочат, а женщины бывало берут плуг два впереди третья плуг держит. Потом сенокос, уезжали на дальний покос с ночевой, домой приезжали женщины у кого были дети малые и кому нужно было корову подоить. За сенокосом - уборка урожая, жать приходилось вручную, молотить на гумне, лошадка ходит кругом, крутит колесо молотилки, всем заправляют женщины, подростки, а что не успевали перемолотить складывали в скирды.
Зимой работа в лесу, надо дрова для себя, на ферму, конный двор, для школы, пекарни, больницы. Всё ложилось на женские плечи. А какая на них была одежда, штанов никаких не было 3-4 юбки из домотканого холста, которые на морозе колом застывали, были случаи и обмораживались.
А еще надо было зерно возить в Менделеево, день едут туда на лошадке вперед, ночевали недалеко от Карагая в деревне Кочашор, там был постоялый двор. Утром в Менделеево хлеб сдавали на элеватор, потом брали груз для сельпо, если были мешки, ящики, это было хорошо, можно было где-то под гору присесть на сани. А вот когда везли железную бочку с керосином, надо было идти всю дорогу пешком, бывало лапти изнашивались, без подошв до дому приходили. Какие морозы были лютые, птичка летит впереди, вдруг упала, смотришь, мертвая, замерзла. К керосиновой железной бочке было прикоснуться страшно в такой мороз.
Были и другие работы на конях, надо было и дорогу поддерживать в порядке, поэтому галевозными ящиками развозили гравий по дорогам, дежурили и на почте, ездили в Кудымкар за почтой, возвращались всегда уже ночью. Сено с дальних покосов вывозили на лошадях для фермы, конного двора. Уедут утром, а к вечеру только домой возвращались. Надо на сани переложить из стога сено, дома выгрузить. Как только у них сил и здоровья хватало, бедные женщины.
В Почашере было две бригады: бригада №1 (Паньково и Почашер до пруда); бригада №2, (Кузнецово, Шаламово, Кузнецово). Вот с кем работала моя мама Ботева Глафира Трофимовна в бригаде №1
в военное время в деревне Почашер:
Ботева Евдокия Семеновна
Ботева Наталья Ильинична
Ботева Евдокия Демидовна,
Ботева Вера Николаевна
Ботева Парасковья Павловна
Ботева Нина Васильевна
Вилесова Елизавета Петровна
Власова Клавдия Егоровна
Власова Наталья Яковлевна
Сюркаева Агафья Егоровна
Сюркаева Пелагия Даниловна
Цыбина Зоя Васильевна
Цыбина Мария Михайловна
Молодые девушки: Ботева Августа Егоровна и Ботева Прасковья Федоровна.
Информант: Санникова Зоя Васильевна, март 2021 г.
Вернуться к списку известных людей
Власова (Гордеева) Наталья Яковлевна (1904 – 1984)
Родилась 14 августа 1904 года в деревне Ситково в семье Гордеева Якова Федоровича и Анны Викторовны. Мать умерла, когда Наталье было 7 лет. Отец женился вновь, но отношения с мачехой не сложились. С этого времени она начала зарабатывать на жизнь. Нянчила детей у учительницы, в это же время училась. Окончила 4 класса школы. Из родительского дома ушла, как только исполнилось 17 лет, вначале жила у брата Карпа, помогала нянчить его детей. В 18 лет ушла жить в Обвинский женский монастырь (находится в 4-5 км от с. Карагай). Когда жила в Ситково, познакомились с почашерским парнем Егором Власовым, он приезжал к деревню к своей сестре. Прежде, чем Наталья согласилась выйти за него замуж, он присылал сватов 17 раз. Вышла за него замуж в 1922 году в деревню Почашер. 19 марта 1927 года родился сын Михаил, 18 июня 1934 года – дочь Раиса, 3 июня 1939 года – сын Александр. Жили все вместе в родительском доме Егора, несколько семей.
В 1929 году в Почашере образовался колхоз им. Чапаева, Наталья Яковлевна всю свою жизнь работала в колхозе, награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Мужа Власова Егора Александровича призвали на фронт в начале войны, 16 февраля 1945 года он погиб в Восточной Пруссии
Наталья Яковлевна очень энергичная, трудолюбивая и добрая женщина, она успевала везде: работала в колхозе, растила детей, занималась общественной деятельностью.
Власова Наталья Яковлевна неоднократно избиралась в районный совет народных депутатов, а в 1957 году была избрана в Пермский областной совет народных депутатов. И обыкновенная колхозница из небольшой коми-пермяцкой деревни не стеснялась с трибуны области выступать о проблемах сельского хозяйства, о которых она знала не понаслышке. Несколько лет она был звеньевой Почашерской бригады колхоза «Заря будущего» по выращиванию кукурузы. Вот что писали в газете: «Добрая молва о делах этого звена давно уже перешагнула границы Юсьвинского района. Так уж получается: дождливое лето или сухое, холодное или жаркое, а на участке кукурузы в Почашере к середине июля стебли достигают высоты человеческого роста». Кукурузы собирали по 400-600 центнеров зеленой массы с гектара.
В 1974 году уехала жить на Дальний Восток в Приморский край к дочери Раисе. Умерла 29 ноября 1984 года. Похоронена на кладбище с. Алексеевка Приморского края.