НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЮСЬВИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Юсьва

 Лебеди  дали  название  селу

В переводе с коми-пермяцкого Юсьва – лебединая вода. По преданию на реке, протекающей около села, в былые времена обитало очень много лебедей, поэтому река стала называться Юсьвой. На берегу этой реки, в восьми километрах от ее впадения в реку Иньву, возникло поселение с таким же названием.

Но можно расшифровать и иначе. Слово юс, юсь, – это родовые имена, встречающиеся у многих тюркских кочевых народов, ва в языке коми – река. В таком случае, название Юсьвы следует понимать так: «река рода Юс (Юсь)».

Юсьва (Юсва) – правый приток Иньвы. Распространено мнение, что компонент юсь связан с коми юсь – лебедь. Это не лишено основания. Фауна в топонимии Верхнего Прикамья представлена очень широко. Однако с названием Юсьва не все так просто. Старшее поколение коми-пермяков Юсьвинского района упорно сохраняет традиционное произношение с твердым «с» - Юсва.

Впервые название встречается в писцовой книге И.И. Яхонтова (1579): «деревня Юсва на реке на Юсве». В таком же звуковом составе слово повторяется в писцовой книге М. Кайсарова 1623-1624 гг. Следовательно, юсь на месте юс- появилось позже и в результате сближения непонятного юс- со своим словом юсь – лебедь. Коми-пермяки здесь сменили группу удмуртского населения. Названия с корнем юс- (иногда юск-, юськ-) действительно встречаются в Удмуртии. Исследователи удмуртской топонимии связывают эти названия с общепермским юськ – лебедь. Но звучание его было искажено еще до того, как слово попало в письменные источники Перми Великой. Кем, сказать трудно. Когда некоми население в бассейне Юсьвы было ассимилировано, на месте чуждого юс- снова появилось понятное и близкое местным жителям юсь. Ныне реку и село на ней все чаще называют Юсьва.

Деревня Юсва на реке на Юсве

Юсьва – поселение старинное. Первые сведения о селе дошли до нас из Переписи Перми Великой 1579 года. В писцовой книге И.И. Яхонтова «деревня Юсва на реке на Юсве» значится починком. В «Толковом словаре русского языка» В. Даля  слово «починок» имеет несколько значений. Одно из них определяет починок, как «начало или заклад новой пашни в лесу, а с него, и заселенья». Поэтому 1579 год принято считать годом основания села  Юсьва.

Далее деревня  Юсва  упоминается в переписи 1623-1624 годов. В писцовой книге М. Кайсарова отмечено, что в ней было 8 пашенных дворов, 1 бобыльский и два пустых.

В 1647 году село упоминается уже как погост Георгиевский (по словарю В. Даля одно из значений слова «погост – подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений» и другое значение «погост  приход сельский»). В 1647 году в нем была построена деревянная трехпрестольная церковь в честь Георгия Победоносца. Первым священником служил Иоанн Пономарев, затем Алексей Гаревский и отец и сын Девлетьяковские (Иоанн и Петр). Рядом с церковью была часовня и кладбище. Церковь была срублена добротно. По мнению старожила села Боталова Михаила Павловича, сегодня еще можно увидеть следы застройки церкви на углах в задней части здания. Позже, в конце 19 века в селе был построен каменный храм Александра Невского (в 1929 году был закрыт, а в 1936 году разобран).

При переписи Велико-Пермских вотчин именитого человека Григория Дмитриевича Строганова в 1715 году, погост Юсьва назывался Георгиевским.

Юсьва – вотчина Строгановых

Первыми жителями Юсьвы были свободные крестьяне. В 1700 году земли, расположенные по Иньве, в том числе и территория Юсьвинского района, Петром I были проданы графу Строганову Г.П. На протяжении 200 лет крестьяне эксплуатировались служащими графов Строгановых.

Суровая природа не давала возможности крестьянину встать на ноги и поправить свое хозяйство. «Везде куда не взглянешь – грязно, темно, бедно». Крестьянам запрещалось рубить строевой лес. Жили они в курных избах без окон, с небольшими отверстиями, затянутыми бараньей брюшиной, через которую едва пробивался луч света. Избы часто строились из сухостоя и валежника. Поэтому зимой в избах было сыро и холодно, летом – душно. Для хранения домашнего скарба к избе пристраивалась клеть (изба без печи). К избе примыкал двор с конюшней и хлевом без мха, поэтому куры, ягнята, телята вместе с детьми зимовали в избе. Не меньшей бедностью отличалась одежда и обувь пермяка. Бедная часть населения зимой и летом носила лыковые лапти, наиболее зажиточные носили коты, а зимой – чуни. Дополнением служили холщевые и шерстяные портянки. По праздникам большая часть населения носила сапоги-валенки. Ботинки были редкостью. Одежда пермяков была собственного изготовления. Рубашка и штаны приготовляются из холста. Для красоты пряжа красится в различные цвета: красный, алый, голубой.

В Юсьвинском районе еще до революции среди крестьян появилась одежда русского покроя, потому что район примыкает на востоке и на юге к русскому населению.

Неизменной пищей крестьян был хлеб из сорицы (смесь ячменя с овсом) и огородные овощи: редька, капуста, лук и другие. Из напитков – пиво и брага своего приготовления. Редкий год крестьяне обходились своим хлебом, с половины зимы питались покупным. Почти весь свой урожай они отдавали сборщикам податей – наместникам графов Строгановых. Оброк крестьяне платили хлебом и деньгами, на них же лежала тяжелая натуральная повинность – посылка в караван. Сбор налогов сопровождался избиениями непокорных, их стегали плетьми, розгами, отбирали скот за недоимки.

Жестоко эксплуатировались крестьяне и со стороны местных кулаков, которые имели по 8 и более батраков, в горячее рабочее время нанимали поденщиков, снабжали семенами бедняков «исполу» с возвратом половины урожая.

Повинность – посылка в караван (назначение крестьян для сопровождения судов с продукцией промыслов и заводов к местам сбыта) занимала несколько тысяч человек в течение двух-трех летних месяцев, отсутствие которых разоряло крестьян. Крестьяне должны были сопровождать 4 каравана: чугунный – из Билимбаевского завода на Очерский и Добрянский, железный – из Очерского и Добрянского заводов до Лаптева. Самый большой соляной караван отправлялся из Усолья тремя партиями на ладьях, в каждой 120 человек, до Н-Новгорода, Рыбинска.

Соляной бунт в Юсьвинской волости 

Весть об отмене крепостного права (1861 г.) всколыхнула весь коми-пермяцкий народ, происходили бурные сходки, на которых обсуждали «манифест» царя. Но, когда узнали, что земля снова сохранилась за помещиками на неограниченный срок, а они вынуждены отбывать прежние барщинные оборочные повинности, крестьяне были возмущены. Начались волнения по всему Коми краю. Волнения прежде всего начались в Юсьвинской волости. В Юсьве 24 марта была захвачена восставшими земская контора, крестьяне смещали прежних старост и выбирали новых. Лесным сторожам запрещали исполнять свои обязанности, были случаи поджога помещичьего леса. Захватывалось помещичье имущество: мельницы, общественные магазины (была захвачена Позагортская мельница и у помольных денег поставлен караул).

Царское правительство жестоко расправилось с восставшими крестьянами. В Юсьве действовало временное отделение Соликамского суда. Крестьян наказывали шпицрутенами, розгами, приговаривали к ссылке, каторжной работе и к тюремному заключению.

По сведениям 1869 года население Юсьвы составляло: 206 человек, численность дворов – 69, в селе тогда была одна православная церковь (на берегу реки), один торжок (по словарю В. Даля «торжок  привоз, рынок, базар, место продажи и купли»).

К середине 19 века население Юсьвы увеличивается в раза четыре. По сведениям 1895 года в Юсьве было 47 дворов, жителей – 298 человек. Население села составляли обруселые пермяки и русские, главным занятием которых было земледелие и работы на горных заводах. 

Юсьва купеческая

В 19-ом – начале 20-го века в Юсьве раньше, чем в других центрах Иньвенского края развиваются промышленность и торговля. Село начинает быстро расти, и превращается в одно из самых оживленных торговых сел. Это произошло потому, что Юсьва была ближе всех расположена к Перми и Соликамску, через нее проходил единственный торговый путь на Усть-Пожву. 

К 1915 году Юсьва обозначилась как крупное торговое село, в нем имелись 7 торговых, 1 казенная и 1 частная винные лавки. Частная принадлежала купцу Долгих, который торговал импортными винами и другими колониальными товарами (кофеем, чаем, пряностями и другими). Его питейное заведение называлось «Рейнские погреба».

Среди других сел Иньвенского края Юсьва выделялась также своей мелкой промышленностью. До революции она являлась центром кожевенного, обувного, шорного, хлебного, кирпичного и слесарно-кузнечного производства.  

Крупные базары по субботам и летние ярмарки привлекали в село большое количество купцов и покупателей из Ильинского, Обвинского, Карагая и других торговых сел Прикамья. Самые крупные ярмарки проводились 30-го января, 29-го июня, 3-го ноября.

Местные купцы и зажиточные крестьяне вели оживленную торговлю не только на рынках Майкора, Усолья, Соликамска, но и в Кайгородке и Архангельске. В Юсьве насчитывалось до 20-ти именитых купцов.

Купец Федор Боталов владел пекарней, ему принадлежала лавка в торговом ряду, где он торговал железными и скобяными товарами и съестными припасами. На хлебопекарне выпекали не только хлеб, но и пряники, крендели и другие кондитерские изделия, уходившие за пределы Юсьвы. Особым спросом пользовались знаменитые «боталовские» сушки.

Купец Алексей Петрович Сторожев слыл шорных дел мастером. У него имелись шорные мастерские, кожевенный и сапожные цеха. Он скупал у крестьян тысячи шкур и самостоятельно обрабатывал их наряду со своими работниками. Из полученной кожи изготовлялись конная упряжь, сапоги.

Местные купцы построили в селе много каменных домов.

Развитие грамотности в Юсьве

В 1860 году в селе Юсьве открывается мужское начальное народное училище с трехлетним сроком обучения, расчистанное на количество обучающих на 50 человек. Под школу отводится верхний этаж каменного здания, принадлежавшего Строгановым (сегодня в этом здании размещается Дом детского твоочества). Нижний этаж занимали графские чиновники. Обучение было трехлетним и велось на русском языке. Первым учителем и заведующим школы был священник. Мальчики изучали закон божий, русский язык, письмо и первые 4 действия арифметики, пение и рукоделие. В 1862 году здание полностью перешло в общественное пользование и передано под школу. С созданием в Пермской губернии земских учреждений школа в Юсьве передается в ведение земства, переходит на программы и учебный план четырехлетней земской школы.

В 1877 году открылась женская школа. В 1896 году открыла двери двухклассная церковноприходская школа. Знание русского языка для поступления в эти школы, делало ее для многих недоступной. Эти школы до 1902 года были единственными на всю волость.

В 1900 году при мужском училище существовало сельскохозяйственное отделение, содержалось за счет уездного земства. В школе для учащихся из дальних деревень была ночлежка. Дети спали на нарах, подостлав домотканные подстилки и укрываясь своей одеждой. Ночлежкой постоянно пользовались 32 мальчика.

Учебный год в мужской и женской школах был непродолжительным – от 130 до 163 дней. Охват детей школами был очень мал. В течение учебного года многие учащиеся по разным причинам отсеивались из школы. Оканчивало школу лишь незначительное число детей. 

В 1902 году земство строит новое школьное здание. Обучение стало четырехлетним. В женской школе 4-й класс открылся лишь в 1916 году.

В Юсьве существовало также двухклассное женское церковное училище, выпускавшее учительниц для церковных школ. Это было единственное в то время в Иньвенском крае учебное заведение, готовящее учителей. В «Указателе к карте Соликамского уезда Пермской губернии И.Я. Кривощекова» упоминается как земское училище.

Несмотря на увеличение количества мест в школе, для народа она оставалась недоступной, так как для поступления в школу нужно было знать русский язык. Кроме того, в школу в основном принимались дети купцов, зажиточных крестьян, чиновников. 

На всю Юсьвинскую волость не было ни одной больницы, население в случае болезни прибегало к помощи колдунов, знахарей и знахарок. Среди населения свирепствовала цинга, трахома, чесотка. Первая больница начала строиться в 1900 году. Лечение было платным.

  Гражданская война в Юсьве

Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив помещичье – капиталистический гнет в России, уничтожила власть Строгановых и других эксплуататоров и в Прикамье.

Зимой 1917 года в Кудымкаре собрался первый съезд представителей крестьянской бедноты и провозгласил о создании советской власти. 15 апреля 1918 года в Юсьве в присутствии инструктора-агитатора Усольского Укома тов. Гонцова была создана большевистская ячейка, в которую вступили 25 человек.

По территории КПО проходил восточный фронт. Колчаковцы двигались через Усолье и Майкор на Юсьву. Отрядами Колчака Юсьва была захвачена зимой 1918 года. Организованный в Юсьве красный отряд (организатор коми-пермяк Боталов С.Т.) влился в 22 Кизеловский полк и освободил Юсьву. В весеннем наступлении (в марте) Юсьва вновь оказалась в руках белых. Семьи коммунистов, партизан и красногвардейцев эвакуировались в Вятскую губернию.

Белогвардейцы из местных кулаков и купцов жестоко расправились с коммунистами и их семьями. Бывший военком 9 роты вспоминал: «После въезда нашего отряда в с. Юсьву, части белых внезапно, ночью, напали на 5 роту и почти всех забрали в плен. Полубосых, полунагих, в трескучий мороз угнали в село Купрос и там всех до одного расстреляли». «Поленницы обезображенных трупов валялись на площади,  так рассказывали купроссцы. У кого нет головы, у которых  ног, рук, у которых вышиблены глаза…кошмар». Так расправились с красными колчаковцы.

Жена коммуниста-партизана Мелюхина М.Ф. рассказывает: «Нас, жен коммунистов, заставляли чистить уборные, забирали все, что им нужно было, а что не нужно было, все уничтожали. Часто избивали. Били прикладом винтовки в грудь и кричали: «Говори, где муж скрывается? Ударят, упадешь без памяти».

В центре села Юсьвы, на площади похоронено 36 расстрелянных белыми коммунистов. Памятник погибшим красноармейцам установлен и по дороге Юсьва-Коммуна.

При отступлении Юсьва была сильно разрушена белыми. Было разрушено много каменных домов и сожжен мост через реку Юсьву.

Окончательно советская власть в селе была установлена в июне 1919 года.

Юсьва православная

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ каменная церковь была заложена в июле 1884 г., построена в 1892 г., освящена 23 ноября 1892 г. (главный придел). Окончательно завершена в 1904 г. Сооружена на средства прихожан. Архитектор Г. Летучий. Строитель П. Драгунов. Закрыта в 1929 г. В 1936 г. разобрана на ремонт школьных печей, местных дорог, строительство коровника.

Юсьва советская

С 26 февраля 1925 года Юсьва – центр Юсьвинского района.

После революции и установления Советской власти промышленность в Юсьве начинает развиваться лишь с начала 30-х годов.  

С 1930 года начинается механизация в сельском хозяйстве, на колхозных полях появился трактор. С образованием МТС в 1931 году в Юсьве и в Купросе колхозы обслуживаются машинами. Коллективное хозяйство деревни разрастаясь, выдвигает новые требования, оно нуждается в людях с более повышенной подготовкой и с этой целью в Юсьве осенью 1931 года открывается колхозный институт, который вначале преобразуется в школу механизации сельского хозяйства.

Открываются кирпичный завод, льнозавод, хлебопекарня, маслозавод, райпищекомбинат. Райпромкомбинат имел в ряде деревень санно-обозное производство, вел разработку и обжиг извести. В селе были мастерские по изготовлению различной посуды – ведер, тазов, ковшей и др. Ассортимент производимой продукции превышал более 30 наименований. В 1946 году промкомбинат построил гидроэлектростанцию на реке Юсьва мощностью 40 киловатт. В 1949 году у него имелись кузницы в Юсьве и деревне Азово, металлопошивочная мастерская, лесопилка, гончарная. В связи с уменьшением спроса на продукцию в июне 1955 года промкомбинат был ликвидирован. В 1938 году в Юсьве была организована артель «Заря». Она имела деревообрабатывающие мастерские, мельницу, овощесушилку, мастерские по пошиву и ремонту одежды и обуви.

В 1940 году вместо бывших купеческих лавок открылись 4 магазина сельпо.

Семилетняя школа в 1938 году перерастает в среднюю. В селе была восстановлена библиотека, образованная в 1911 году, в 1953 году открылась детская библиотека

Юсьва современная

Юсьва начала XXI века – центр обширного промышленно-сельскохозяйственного района с количеством дворов 1521 и с населением 5147 человек. На ее территории находятся профессиональное училище № 5, спортивно-оздоровительный комплекс «Спарт», детская музыкальная школа, три детских сада, детские ясли, Дом детского творчества, районная и детская библиотеки, музей истории и культуры Юсьвинского района. Сохраняя историческое прошлое, Юсьва обновляется. В 2004 г. открыто новое здание Юсьвинской средней школы, здание цеха электросвязи. Активно ведется индивидуальное строительство.

Источники:

1. Ширинкина, А. История села Юсьвы / А. Ширинкина. -  Реферат, руководитель Штейникова Л.Н., преподаватель ГОУСПО «Кудымкарский лесотехнический техникум». - Кудымкар, 2006. - 20 с. (неопубл.) 

2. Нечаева, Т.П. Юсьва - родина моих предков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://usva-derevni.ru/upload/pages/31/pub_1524295761491.pdf. 

3. Пермский край. Электронная энциклопедия [сайт]. - Режим достпуа: http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804696774. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».

Бабин Николай Иванович (1875-1920)

Бабин Николай Иванович родился 5 мая 1875 года в с. Юсьва.   В 1897 году окончил Пермскую Духовную Семинарию по 2 разряду. Был рукоположен в священники  к Юсьвинской Александро-Невской церкви Соликамского уезда 30 августа того же года.  Когда в селе Мелюхино была построена церковь, Николай Бабин был  перемещен  туда. Он был первым священником Свято-Владимирской  церкви села Мелюхино.

 Затем Николаю Ивановичу  было определено новое место службы  - Сретенская церковь  села Сепыч Оханского уезда.   С 24 февраля 1901 года по 17 июля 1907 года он служил там священником. За отличную и усердную службу по духовному ведомству Николай Бабин получал церковные награды. Так  22 марта 1903 года  к празднику Святой Пасхи награжден набедренником .  За труды по духовному ведомству 16 апреля 1907 года он был  награжден  ко дню Святой Пасхи скуфьею.  Казенное жалование из Пермской Духовной Консистории за вторую половину 1906 года  Сепычевской церкви священнику Бабину было определено в сумме 291 руб.

Новое назначение священник получил 17 июля 1907 года, он был перемещен из Сепычевской церкви Оханского уезда в   Бубинскую  Александро-Невскую  церковь. Не раз писали Пермские Епархиальные ведомости об усердном и благочестивом бубинском священнике. А 16 мая 1913 года он получил Благословение Святейшего Синода с выдачею Грамоты. 6 мая 1914 года ко дню рождения Его Императорского Величества священник Бабин награжден камилавкою.

Трагедией для семьи обернулись декреты новой власти. В 1918 году церковь была отделена от государства, закрыты церковно-приходские школы. Священники стали изгоями новой власти, которая закрывала церкви, арестовывала священников. В первую очередь тех, кто пользовался большим авторитетом у населения. Именно они представляли угрозу новой власти. Этим можно объяснить арест Бабина Николая Ивановича 10 октября 1919 года. Он был осужден 20 октября, в течение 10 дней. В чем же вина священника? Власти обвинили его в службе при белых и выдаче коммунистов. Николай Бабин приговорен к 6 месяцам лишения свободы.   Вместе с отцом Николаем была осуждена и его жена Агния Ивановна. Так Бабины как тысячи священников в России пострадал за веру. В 1920 году освободился. Вскоре заболел воспалением легких и умер.

Младших сыновей, Алексея и Бориса, определили в школу коммуны  при Грановском монастыре, где они пробыли 6 лет.После смерти Николая  его жену Агнию Ивановну Бабину, оставшуюся с малолетними детьми,  назначили на должность просфорни при той же церкви, чтобы иметь возможность прокормить детей. В конце 40-х годов перед началом войны сын Алексей  забрал свою мать  к себе на Украину в город Лисичанск, а тогда это был Верхнее.  Агния Ивановна Бабина умерла  1943 году.

В настоящее время потомки рода Бабиных живут в Краснодаре, Армавире, Свердловске, на Украине, они интересуются своей родословной, ведут поиск новых фактов из жизни своих родственников, продолжают традиции, заложенные предками. Правнучка Николая Бабина  Омелечко Елена Витальевна написала об этом так: «К большому сожалению, в нашем роду по отцу Николаю нет священников, наверно, отложился отпечаток того периода, когда церковь была забыта. Но я с уверенностью могу сказать, как и его дети, внуки, правнуки и праправнуки очень верили и верят в Бога. И я уверена, что кто-то когда-то из его потомков станет священнослужителем».


Источники:
1. Омелечко Елена Витальевна, Украина, г. Лисичанск. 2012 г.

2. Боталова Дарья. Роль священнослужителей  Бабиных в развитии православных традиций. /Исследовательская работа/. Руководитель Л.А. Мальцева. Юсьва, 2012.

Девлетяковский Петр Иванович (1831 - 1896)

Родился Петр Иоаннович Девлетяковский 10 января 1831 года в Тамбовской губернии в семье священника Иоанна Филипповича. С детства помогал отцу в богослужениях, весь уклад жизни способствовал тому, что сын продолжит дело отца. В конце 40-х был определен в Пермскую Духовную Семинарию, которую закончил с аттестатом 3-го разряда и с хорошим поведением.

В 1850 году поступил в распоряжение Епархиального ведомства.  26 июня 1852 года Высокопреосвященнейшим Неофитом, Архиепископом Пермским и Верхотурск­им произведен­ в диакона к Верх-Язьвинской­ Христорожд­ественской­ церкви Чердынског­о уезда. 24 декабря 1856 года рукоположен Высокопрео­священнейш­им Неофитом во священника­ к настоящей Георгиевск­ой церкви.

8 апреля 1866 года определен с утверждения Его Высокопреосвященства законоучителем в Юсьвинские приходские мужское и женское училища. 16 февраля 1877 года уволен с законоучительства в Юсьвинском Женском училище.

16 марта 1867 года определен духовником­ по указу Пермской Духовной Консистори­и за № 2790.11 июня 1867 года награжден за ревностное­ служение набедренни­ком. 3 апреля 1876 года награжден за усердное и полезное служение бархатною фиолетовою­ скуфьею. Священник Петр Девлетяковский награжден за заслуги по духовному ведомству Камилавкою­. Это событие состоялось 15 марта 1884 года.

За труды по образовани­ю юношества в Юсьвинской­ Начальной Народное школе объявлено ему от Архипастыр­я благодарно­сть и благослове­ние на продолжени­е трудов и на последующе­е время 31 мая 1886 года. Далее в ведомости указана следующая информация: «Грамоту и указы имеет. Недвижимог­о имения не имеет. В год говорил шесть проповедей­. Поведения отлично хорошего; по службе исправен и благонадеж­ен. Просфорне Бабиной родной брат. Судим и штрафован не был. В Адрес-календаре Пермской епархии за 1894 год имеется информация о священнике Петре Девлетяковском, из которой следует, что   в период с 1888 года по 1894 год священник был награжден следующей епархиальной наградой – наперсным крестом.

В 1895 году произошло еще одно значительное награждение священника Юсьвинской церкви. 3 февраля согласно удостоверению Святейшего Синода орденом святой Анны награжден священник церкви села Юсьвинского, Соликамского уезда Петр Девлетяковский. 3 февраля – дата не случайная, это орденский праздник, день святой Анны пророчницы.В числе заслуг, за которые орден мог быть пожалован духовенству, назывались: обращение значительного числа лиц в православие; употребление наставлений, принесших «видимую тем государственную пользу» (на поле брани, при усмирении мятежей и т. п), «человеколюбивые подвиги», успехи по учёной части духовного и светского ведомств, отличное устройство «нужных» монастырей и церквей, устроение собственным иждивением церквей. На практике дело обстояло так, орден св. Анны 3-й степени награждались священники, прослужившие 12 лет в должности настоятеля храма или члена епархиального попечительства о бедных, правления семинарии, духовного училища. Право на награждение этим орденом получали так же священнослужители за преподавание  Закона Божия в учебных заведениях в течение 25 лет. Таким образом, Святейший Синод оценил заслуги юсьвинского священника Петра Девлетяковского, который с 1866 года являлся законоучителем Юсьвинского мужского училища.

Велика заслуга Петра Иоанновича Девлетяковского в строительстве в Юсьве нового храма. Разрешение на строительство храма было получено Храм был заложен в 1886 году и построен за 8 лет в 1892 году. Освещен в 1895 году в честь Александра Невского.

Скончался Петр Иоаннович Девлетяковский 20 апреля 1896 года в возрасте 64 года от водянки, погребен 21 апреля в церковной  ограде Георгиевской церкви.

Курганов Павел. Его жизнь - это служение. /Исследовательская работа/. Руководитель Л.А. Мальцева. Юсьва, 2012.

Калашникова Мария Михайловна 

Калашникова Мария Михайловна родилась в 1903 году в с. Усть-Зула Молотовской области Чердынского уезда в семье крестьянина-бедняка уроженца с. Юсьвы. С семилетнего возраста поступила в Юсьвинскую начальную школу. После трехлетнего обучения в ней,  поступила в  Кудымкарскую школу II ступени. Мария Михайловна вспоминает о трудностях учебы, которые были связаны с тем, что  в годы войны-революции школа несколько раз прикрывалась,  переименовалась и занятия то прекращались, то возобновлялись. В 1924 году  она успешно окончила школу II ступени с педагогическим уклоном.

В 1924 году начинается ее педагогическая деятельность, до   1926 года она работала в Косинской школе Косинского района. В 1926-1928 годах работала в Кочевском районе в Зыряновской школе, затем в 1928-1929 году в Пожинской школе Юрлинского района.

С 1929  по 15 января 1931 года её педагогическая карьера продолжилась в должности заведующей Спиринской школы Юсьвинского района.   10 апреля 1936 получила специальность учительницы начальных классов. С 10 апреля 1944 года Мария Михайловна работала учителем начальных классов Юсьвинской семилетней школы.

Многие её ученики в последующем стали учителями: Герасимова Анна Степановна, Боталов Валерий Николаевич, Ярусова Майя Ивановна, Соколова Людмила Васильевна, Небжицкая Надежда Николаевна, Боталова Александра Павловна, Калинина Александра Васильевна, Петров Сергей Иванович Селин Анатолий Иванович  и другие.

Из воспоминаний Герасимовой А.С.: «Промчались зимы с вёснами, давно мы стали взрослыми, но помним наши школьные деньки. Тебя с седыми прядками над нашими тетрадками, учительница первая моя…» Эти строки возвращают меня в далёкие годы прошлого столетия, в 1955 году я стала ученицей 1 класса Юсьвинской средней школы, и четыре года в удивительный мир знаний нас вела Мария Михайловна Калашникова, наша первая учительница.   Мы боготворили её, мы восхищались тем, что она мудро подбирала ключик и по-матерински терпеливо и настойчиво в наши души сеяла «разумное, доброе, вечное». Всегда спокойная и уравновешенная, приветливая и строгая, Мария Михайловна учила нас не просто школьным предметам. Её уроки были (и это мы поняли много лет спустя) уроками нравственности. Она понимала, что «всё начинается с детства» и поэтому строила нашу жизнь на принципах добра, справедливости, трудолюбия, уважения ко всему окружающему.   Многие мои одноклассники, в том числе и я, стали педагогами. И это не случайно. Ведь нам так хотелось всегда походить на нашу любимую первую учительницу - Калашникову Марию Михайловну.»

Анатолий Иванович Селин, ученик Марии Михайловны, посвятил ей такие строки:

«Первый класс»

Помню я: мы от робости шалые,

Форма школьная радует глаз,

Нас за руку Мария Михайловна,

Как утят привела в первый класс.

Рассадила за парты с девчонками,

Голос ласков, ритмичен и строг.

Обхватив карандашик ручонками,

Мы начали свой первый урок.

Тех уроков потом столько было…

Жизнь по свету рассеяла нас.

Но её позабыть я не в силах,

Как и первый урок, первый класс.

В 1952 году Мария Михайловна получила звание «Отличник народного просвещения». Она была не только замечательным педагогом и методистом, но самым активным общественным деятелем села, района и округа. Её молодость совпала с трудными  военными годами. За самоотверженный  труд в военную и послевоенную пору правительство СССР наградило её Орденом Почёта (1949 г.), медалью «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 г.г.» (1946 г.), юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970 г.), «30 лет победы в ВОВ 1941-1945 г.г.» (1975 г.), медаль «Ветеран Труда» (1976 г.), медаль «40 Победы в ВОВ 1941-1945 г.г.» (1985 г.).

 Умерла в возрасте 71 года. Похоронена в с. Юсьва.

Источник: Лаптева Татьяна. Учительская династия семьи Калашниковых-Лаптевых /Исследовательская работа/. Руководитель Л.А.Мальцева. Юсьва, 2012.

Милюхина Валентина Григорьевна (1913-2002)

Милюхина Валентина Григорьевна - очень интересный и эрудированный человек, талантливый учитель.  Она не просто знала и хорошо преподавала свой предмет, а была лидером и увлекала за собой учащихся и коллег. Краевед, турист, театрал и истинный патриот своего края, она оставила яркий след. Ведь районный музей бережно хранит рукописи и материалы, собранные ее трудом.

Милюхина В.Г. родилась 10 февраля 1913 года в селе Юсьва в семье крестьянина середняка.  С 1 по 6 класс обучалась в Юсьвинской семилетней школе. В 1923 году вступила в пионеры, в 1927 году – в ряды ВЛКСМ.  С 7 по 10 класс училась в Кудымкарской школе 2-й ступени.  В составе группы из шести выпускников была направлена на учебу в Уральский сельскохозяйственный институт, который окончила в марте 1933 года. Работала зоотехником в Казахстане, потом преподавала в Коми-Пермяцком сельхозтехникуме, в Юсьвинском колхозном институте. В 1935-1936 гг. переехала в Кировскую область, где работала зоотехником, потом учителем школы. Вернувшись, работала в Кудымкаре, Белоево. В 1941 г. приступила к работе в Юсьвинской школе, преподавала географию и Конституцию СССР. Летом 1944 года выехала в Кабардинскую АССР. В 1945 году вернулась в Юсьву и приступила к работе учителем географии и астрономии. (Приложение 3). В 1958 году вступила в КПСС, была секретарем школьной парторганизации. Работала в школе до 1994 года.
50 лет Валентина Григорьевна работала в Юсьвинской школе. И все эти годы она активно занималась краеведением, туристкой работой и инициировала создание школьного музея.

Валентина Григорьевна была руководителем туристического кружка.  Надежда Андреевна Дук вспоминает о походах по родному краю: «Были на истоке реки Ык, на устье Юсьвы, в населенных пунктах по маршруту Архангельское – Аксеново – Купрос. Останавливались около деревень, девочки записывали частушки, собирали образцы тканей «пестрядь» (ткань похожую на «шотландку»), мальчики срисовывали узоры наличников окон. Ездили в дальние путешествия: были в Кунгурской ледяной пещере, взбирались на вершину камня Ермак на берегу реки Сылвы».

В районной газете «Бригадир» есть заметка о походе, организованном Валентиной Григорьевной в 1949 году: «Уже пятый год пионеры и школьники Юсьвинской средней школы путешествуют по родному краю. В честь пятой годовщины с начала путешествий этого года 8 мая был зажжен пионерский костер у д. Гырчиково...»

Ребята под руководством Валентины Григорьевны производили археологические раскопки на Дойкарском и Гырчиковском городищах, в этой деятельности она сотрудничала с пермскими и московскими учеными. Находки пополнили коллекции музеев Юсьвы, Кудымкара, Москвы. А туристические отряды не раз выезжали на областные слеты в г. Пермь и занимали там первые места.

В январе 1969 года по инициативе Чечулина Г.М.  при поддержке Валентины Григорьевны в Юсьвинской школе открывается музей. Осенью того же года она становится его руководителем. Учащиеся под руководством наставника вели поисковую краеведческую работу по истории гражданской и Великой Отечественной войн, пионерского и комсомольского движения. Активно работал Совет музея, кружок Красных следопытов, группа экскурсоводов Каждый класс школы был поисковым отрядом, выполнял задание музея и по итогам оформлял альбом.

Мальцева Л.А. вспоминает: «Я была старостой кружка Красных следопытов, мы участвовали в операции «Где вы, детдомовцы», разыскивали выпускников Юсьвинского детского дома: писали письма, запросы в архивы и адресные столы. В 1981 году встреча бывших детдомовцев состоялась. Валентина Григорьевна всегда добивалась поставленных целей. Еще она была инициатором слётов ветеранов пионерского и комсомольского движения района».

Ученики вспоминают Валентину Григорьевну как очень эрудированного, талантливого педагога. Она так увлеченно рассказывала о географических объектах, что ученики мысленно перемещались вместе с учителем по материкам и океанам. Сложнейший предмет, астрономию, она умела преподнести доступно, понятно и интересно. Говорила она всегда уверенно и спокойно, дисциплина на ее уроках была идеальная.

Ярусова Майя Ивановна вспоминает: «Валентина Григорьевна была учителем географии и классным руководителем в 11 классе. Мы были ее первым выпуском, она ласково  называла нас: «Первые голуби». Она вела в школе танцевальный кружок, мы разучивали танцы и выступали  в ДК. Мы часто ходили на природу, в походы…» . 

Кроме этого, Валентина Григорьевна была руководителем театрального кружка, ребята с удовольствием репетировали роли, сами придумывали и шили костюмы, выступали перед учениками школы, в клубе перед населением, ездили (и ходили) на «гастроли» в соседние населенные пункты.

Милюхина В.Г. награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» (1946 г.), медалью «За трудовое отличие» (1949 г.), медалью «За трудовую доблесть» (1953г.), орденом «Знак почета» (1949 г.), званием «Ветеран труда» (1976 г.) и грамотами.

Умерла Валентина Григорьевна  в 2002 г.

Попов Андрей Петрович (1904-1970)

Попов Андрей Петрович внёс огромный вклад в развитие здравоохранения Коми-Пермяцкого  округа.Значительная  часть его жизни и трудовой биографии прошла в Юсьве. Являясь главным врачом Юсьвинской районной больницы, он был и умелым руководителем, и профессиональным хирургом, и замечательным человеком.

Попов Андрей Петрович родился 30 июня 1904 года в деревне Кекур Кудымкарского района Молотовской области. С детства ему очень хотелось учиться, поэтому, когда пошёл в школу, то сразу стал одним из лучших учеников класса. Отличался любознательностью и пытливым умом. Окончил успешно школу №1 города Кудымкара. После окончания школы работал, потом был призван в ряды Красной Армии. Начал службу рядовым в 27 полку ОГПУ. Отслужил в армии с 15 сентября 1926 года по 29 декабря 1928 года.

После армии поступил на рабфак, закончил его в 1931 году поступил в Свердловский Государственный медицинский институт на  лечебно-профилактический факультет. В зачётной книжке студента мединститута Попова Андрея Петровича по всем специальным дисциплинам стоят оценки «хорошо» и «отлично». В 1936 году Андрей Петрович успешно выдержал государственный  экзамен по гигиене, патологической физиологии и анатомии, терапии, хирургии, акушерству и гинекологии. Попову Андрею Петровичу было присвоено звание врача. Это был первый выпуск врачей Свердловского мединститута. После окончания института  по путевке Свердловского здравотдела был направлен в Кочевскую районную больницу, где проработал в качестве главного врача до января 1937г.

С 15 января 1937г. был призван на военную службу в должности военного врача-хирурга. Был врачом войсковой части Красной Армии в Монгольской Народной республике. Принимал участие в боевых действиях на озере Хасан. Прослужил на офицерской должности в действующей армии до 11 июня 1940г. Ему было присвоено звание - капитан медицинской службы.

С  июня 1940 г. работал в Коми-Пермяцкой окружной больнице. 28 января 1941г. По распоряжению окрздрава был направлен заведующим Верх-Юсьвинским врачебным участком.

26 июля 1941 года Попов А.П. освобождён с работы в связи с мобилизацией в ряды РККА. В 1941 году принял военную присягу в 94-й Кавказской дивизии. Служил врачом-хирургом в полевых госпиталях. В операционных палатках, подчас прямо под бомбёжками спасал жизни нашим солдатам. Во время боевых действий весь персонал полевого госпиталя был захвачен в плен. Находясь в плену, в одном из лагерей фашистской Германии, он продолжал оказывать посильную медицинскую помощь нашим военнопленным. Каждое утро немцы выводили немцев на построение, и каждого десятого уводили на расстрел. И когда в один из дней «десятым» оказался Андрей Петрович, молодой парень из числа военнопленных, не побоялся сказать на ломанном немецком языке, что это очень хороший врач, оставьте его… В 1945 году английские войска освободили узников этого лагеря. После освобождения Андрей Петрович до 1946 года оставался в Германии и работал в городе Эхинген на Дунае в офицерском лазарете русских военнопленных офицеров.

После войны в апреле 1946 года Попов А.П. был награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. ».

В Юсьвинской центральной районной больнице работал с 15 мая 1946 года врачом-хирургом. В течение 11 лет (с 1946 года по 1957 год) был главным врачом районной больницы. Трудно было работать в тяжёлые послевоенные годы: не хватало оборудования, инструментов, оперировать приходилось при керосиновой лампе, медицинские инструменты кипятили на керогазе. В районе свирепствовали инфекционные болезни. Андрей Петрович был не только прекрасным хирургом, но и акушер -гинекологом. А.П.Попов обладал глубокими знаниями, отличался душевностью, простотой, заботливым отношением к людям. Он отдавал все силы и энергию служению медицине. За время работы в больнице проявились организаторские способности Андрея Петровича. Несмотря на финансовые трудности и нехватку специалистов улучшались количественные и качественные показатели работы, расширялся объём оперативных вмешательств, организовывались профилактические осмотры рабочих леспромхозов, работали бригады медицинских работников по ликвидации вспышек инфекционных заболеваний, широко стала внедряться вакцинация в профилактических целях. Принципиальный, строгий, требовательный к работе Андрей Петрович вникал во все тонкости жизни лечебного учреждения. Под его руководством укрепилась материально-профилактическая база больницы, значительно укрепилась трудовая дисциплина, улучшился кадровый состав, создан великолепный состав единомышленников.

Жизнь Андрея Петровича является примером самоотверженности, бескорыстия и благородства.  За большие заслуги в области здравоохранения А.П.Попову 27 февраля 1965 года присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР», кроме этого 1970 году он награждён медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», также много раз награждался грамотами и получал благодарности.

Умер Андрей Петрович Попов 28 июня 1970 года.

В 1976 году в его честь в  селе Юсьва улица Нагорная была переименована в улицу Попова. Именно на этой улице находится дом, в котором жила семья Поповых. На здании аптеки установлена памятная доска с надписью: «Улица Попова А.П. названа в память заслуженного врача РСФСР».

Источник:
Спирин Евгений, Именем Попова Андрея Петровича названа улица нашего села: исследовательская работа; руководитель Мальцева Л.А., учитель истории и обществознания МБОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г. Котельниковой». - Юсьва, 2008
.

 

 

 




Баяндина Анна Михайловна
На фронте была шофером.
Боталов Александр Матвеевич
Старший лейтенант, командир пулеметной роты.
Боталов Григорий Алексеевич
Призван в армию в 1950 году. Служил в Москве в 1-й див. войск МГБ СССР им.Ф.Э.Дзержинского.
Бычков Евгений Иванович
Бычков Евгений Иванович
Неизв.Неизв.
Участник Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.
Вилесов Егор Александрович
Гв. мл. сержант. Призван Юсьвинским РВК в нояб. 1942 года. Разведчик 9 Отдельной Гвардейской разведроты.
Вилесов Николай Александрович
Майор, летчик 157 истребительного Брестского Краснознаменного авиополка
Казанцев Анисим Михайлович
Место призыва - Осинский РВК. Воинское звание - рядовой. Воинская часть - 1198 сп.
Казанцев Михаил Афанасьевич
Ефрейтор. Радиотелеграфист. Участник Сталинградской битвы.
Казанцев Михаил Григорьевич
Призван на фронт в 1944 г. Воевал на I Украинском фронте, после - война с Японией.
Кривощеков Геннадий Тимофеевич
Призван на фронт в 1943 г., ефрейтор. Воевал на Ленинградском, II Белорусском и I Дальневосточном фронте, принимал участие в войне с Японией.
Крохалев Алексей Иванович
Имел должность наводчика. Сопровождал военнопленных.
Мелюхин Василий Антонович
Призван в 1938г., война с Японией, 2-й Дальневосточный фронт – командир транспортной роты.
Семушев Иван Матвеевич
Семушев Иван Матвеевич
10.01.191420.06.1991
Рядовой, 28 стр. батальон.
Сыстеров Илья Борисович
Направлен на учебу в Чкаловское военное зенитное арт. училище. Артиллерист. Белорусский военный округ.
Утев Петр Игнатьевич
Утев Петр Игнатьевич
07.06.1912Неизв.
Участник двух воин - Финляндской и Великой Отечественной.
Ушаков Пётр Егорович
Ушаков Пётр Егорович
25.06.192107.05.1987
Капитан, призван в ноябре 1941 г. Курсант Яновского авиац. тех. училища. Оборона Москвы. Учеба во Владимирском пулеметном училище, затем 2 БелорусскийФ.
Хорошев Григорий Андреевич
Воинская часть - 250 олб КалФ ( 250 олб КалФ, 250 олб, КалФ )
Хорошев Григорий Терентьевич
Рядовой, на фронте с апреля 1941 по окт. 1945гг.
Хорошев Данил Егорович
Хорошев Данил Егорович
Неизв.Неизв.
Сержант, воевал на 1 Украинском, 1 Белорусском и 3 Украинских фронтах.