НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЮСЬВИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ

О ЮСЬВИНСКОЙ ЗЕМЛЕ

       Краткая историческая справка

       Юсьвинский район является муниципальным образованием Пермского края, одним из 6 районов Коми-Пермяцкого округа. Занимаемая площадь 3100 кв. км. Граничит: на юге – с Ильинским и Карагайским районами, на западе и северо-западе с Кудымкарским, на севере – с Усольским районом, на востоке – с Добрянским районом и омывается водами Камского водохранилища.
Расстояние до краевого центра (г. Пермь) по автодороге - 204 км.
Население района: 19558 человек  (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), в основном это коми-пермяки (54,3%) и русские (43,2%).

Юсьвинский район образовался 25 февраля 1925 года на базе Архангельской, Юсьвинской, Купросской, Тиминской волостей Усольского уезда Пермской губернии.

В 1926 году Юсьвинский район состоял из 11 сельсоветов, в которых насчитывалось 307 населенных пунктов, 4 723 хозяйства и 25 436 жителей. В октябре 1938 года район в составе Коми-Пермяцкого округа вошел в Пермскую область. В ноябре 1959 года к району были присоединены рабочие поселки Майкор и Пожва бывшего Чермозского района в связи с его упразднением (после образования Камского водохранилища).

Сегодня Юсьвинский район состоит из 5 сельских поселений (Майкорское, Пожвинское, Архангельское, Купросское, Юсьвинское), включающих в себя 148 населенный пункт.

Коми-пермяки проживают в основном в центральной и западной части района, русские же преимущественно в восточной части района (в посёлках Майкор, Пожва,  Кама и  в окрестностях) и районном центре. С течением времени на территории Юсьвинского района сложился удивительно пестрый, разнообразный культурно-языковой ландшафт.

Юсьвинский район расположен в восточной части бассейна реки Иньва (правого притока Камы, протекающего также и по Кудымкарскому  району).

       Археология Юсьвинского района

      На территории района находятся памятники древних культур — харинской, ломоватовской, родановской. Эти места ученые считают одной из основных зон формирования коми-пермяцкой народности.

Название юсьвинской деревни Роданово легло в основание термина ≪родановская археологическая культура≫ (культура Верхнекамья датируемая IX-XV вв.).

Освоение человеком территорий, ныне входящих в Юсьвинский район Пермского края, началось в постледниковье, в период так называемого верхнего палеолита (верхний палеолит датируется от 40 до 10 тыс. лет до н.э.). В это время по планете расселяется человек современного вида, что отразилось в прогрессе материальной и духовной культуры.Человек заселяет регионы, где его прежде не было, при этом делает огромное количество изобретений, необходимых для адаптации в суровом и меняющемся климате.

Как считают современные ученые, освоение новых территорий осуществлялось из разных центров обитания древнейших людей в разное время и имело разные масштабы. Огромную роль в этом сыграли географический и природный факторы, которые диктовали направления миграций стад крупных животных и двигавшихся вслед за ними групп людей. Изменения климата, с резкими переходами от относительно теплых межледниковой к более холодным периодам, то облегчало жизнь и передвижения людей, то, напротив, затрудняло им основание новых пространств.

Как бы то ни было, в период 25-30 тыс. лет назад на древние берега Камы приходят группы людей, переселявшихся из районов Русской равнины по Дону, Волге и Каме. Они имели особые традиции изготовления каменных орудий труда. Основным занятием появившихся в Прикамье людей была охота на крупных животных — мамонтов и диких лошадей.

К настоящему времени на территории Юсьвинского  района выявлено более 10 стоянок и местонахождений орудий труда этой эпохи. Раскопки проводились лишь на двух памятниках — Гарчи I и Гарчи V (Э.Ю.Макаров, П.Ю. Павлов). Основным сырьем для изготовления орудий был черный кремнистый сланец. Из него изготавливались скребки искребла для обработки шкур и костей и типичные костенковско-стрелецкие наконечники треугольной формы. В фаунистических остатках преобладают кости мамонта.

Население, освоившее Каму в эпоху палеолита, частично покидает Прикамье в конце этой эпохи. Этот процесс был связан с изменениями климата, которые стали активно происходить в финальную пору палеолита: закончилось оледенение, климат стал более теплым, появились густые леса, в северные районы мигрируют стада животных — главный объект охоты палеолитических людей.

К переходному, от палеолита к среднему каменному веку (мезолит), времени относится группа стоянок в районе д. Усть-Пожва. К еще более позднему периоду относятся стоянки у д. Секова и стоянка неподалеку от бывшей д. Горбуново в 9 км от Майкора. В хронологическом отношении памятники мезолита обычно датируются XII-VI тыс. до н.э. В этот период происходит становление современного климата, флоры и фауны. Исчезает мамонтовая фауна ледникового периода. В хвойных и смешанных лесах Прикамья начинают в большом количестве водиться зайцы, кабаны, олени, лоси, медведи и другие животные биологической современности.

Коллективная охота уступает место индивидуальной или охоте небольшими группами с использованием прирученных собак. Территория Юсьвинского района в это время представляла собой охотничьи угодья, здесь известны только кратковременные охотничьи стоянки-лагеря.

Последующие исторические периоды — неолит, эпоха бронзы и раннего железного века — не оставили археологических следов на территории района. Отсутствие археологических памятников этих эпох не означает, однако, что на данной территории люди не проживали, возможно, что какие-либо поселения были затоплены водами Камского водохранилища. Часть территории района и по сию пору не обследована археологами, и никто не может сказать, какие тайны скрывают эти необследованные земли.

В эпоху средневековья (VI-XIV вв.) территория Юсьвинского района оказывается плотно заселенной. К этому времени относится более 40 укрепленных поселений-городищ, неукрепленных средневековых деревень-селищ, а также языческих кладбищ-могильников. Начало периода средневековья в Предуралье связано с появлением здесь мигрантов из-за Урала, вытолкнутых в последней трети IV века нашествием гуннов. В IV-V веках в Пермское (Среднее) Предуралье переселяются смешанные сармато-угорские и угорские коллективы, используя для своих передвижений лесостепные участки. Поселившись в Пермском Предуралье, степные пришельцы заполтора-два столетия совершили переход от полукочевого образа жизни к оседлому, освоили полезные ископаемые, перешли к земледелию, смешанному с придомным скотоводством. В Прикамье переселенцы угры быстро и естественно стали культурной доминантой. В археологии Пермского Предуралья это время именуется харинским этапом, оно было введено в связи с раскопками крупного могильника данного времени у д. Харино Гайнского района Коми-Пермяцкого округа.

На территории Юсьвинского района известны памятники харинского времени. Это Важгортский II могильник (Чинагорт) и Важгортское II селище, расположенные на левом берегу р. Велва в окрестностях д. Чинагорт. В 2004 и 2005 годах могильник изучали археологи Удмуртского университета (руководитль экспедиции В. Бернц). Раскопками удалось выявить остатки погребений, совершенных под невысокими курганными насыпями, что характерно для переселенцев-харинцев. До харинского времени и после него курганные могильники в Пермском крае не встречаются. Всего на Важгортском II могильнике V-VII вв. изучены остатки трех курганов.

К VII-VIII векам количество населения и, как результат, количество известных археологических памятников в Юсьвинском районе значительно увеличивается. Это связано с широким расселением носителей ломоватовской археологической культуры VII-XI вв. Свое название культура получила по речке Ломоватовке, в бассейне которой еще в XIX веке было найдено множество типичных для неё вещей и памятников.

Ломоватовские памятники зачастую образуют локальные родовые группы, которые включают 1-2 городища, 2-4 селища, 1-3 могильника. В этническом отношении носители ломоватовской культуры были смешанным финно-угорским населением.

В Юсьвинском районе в разные годы изучено несколько ломоватовских могильников: Важгортский I на р. Велва (В.Ф. Генинг, И.В. Бочаров), Загарский на р. Иван-шор (Ф.А. Теплоухов), Доеговский (М.В. Талицкий), Степаново плотбище (Питер) неподалеку от пос. Пожва на берегу Камского водохранилища (А.В. Данич). В целом могильники использовались по нескольку столетий. Многие могильники, возникнув в VII-VIII вв., существовали вплоть до XI-XII вв. Как правило, такие могильники занимают обширную площадь и содержат по нескольку сотен погребений. Захоронения располагались рядами, погребенный укладывался ногами к реке.

Могильники Юсьвинского района, к сожалению, изучены еще недостаточно, что печально на фоне тех процессов, которые ведут к их неминуемой гибели.

Ломоватовские неукрепленные селища располагаются по берегам рек в сухой высокой пойме или на краю коренных береговых террас. Селища чаще всего находились недалеко от городищ, но в глухих районах они образовали группы, не защищенные городищами.

Укрепленные поселения — городища сооружались, как правило, на мысах. Оборонительные сооружения обычно просты: вал и ров перед ним с напольной стороны, реже сооружались валы и, видимо, частоколы по краям мысовой площадки городища. По гребням валов шли частоколы из бревен (Роданово, Карасово городища) и такой же частокол — по краям площадок. Площадки подсыпались глиной и щебенкой, иногда искусственно срезались, образуя уступы (Гырчиковское-Юсьвинское, Купроское городища). В результате земляная часть валов вместе с частоколами образовали стену высотой до 5 м.

Интерес представляет Купросское городище, расположенноена берегу р. Купроски на окраине села Купрос. Это было крупное укрепленное поселение площадью до 1,5 га с заселенной площадкой под прямоугольной формы и укрепленной валом, рвом и частоколом. Памятник известен еще с XVIII века, впервые был осмотрен известным русским путешественником капитаном Н.П. Рычковым. Подъемный материал с городища в XIX столетии регулярно пополнял знаменитую археологическую коллекцию А.Е. и Ф.А. Теплоуховых, хранившуюся в с. Ильинском. Однако в 1980-х годах городище было сильно разрушено дорожниками, устроившими на его месте карьер для добычи глины. Остатки городища неоднократно изучались А.М.Белавиным и А.Н. Сарапуловым. Материалы городища характеризуют культуру ломоватовцев X-XII вв.. Купросское городище было, очевидно, крупным родовым или даже племенным центром нижнего течения Иньвы.

Раскопками исследованы еще ряд городищ: Карасово городище на р.Велва неподалеку от бывшей д. Карасово (памятник, к сожалению, также частично уничтожен карьером), Гырчиковское (Юсьвинское) городище на правом берегу р. Юсьва напротив д. Гырчиково, Роданово городище неподалеку от места впадения реки Городищенки в реку Каму на территории д. Городище.

Самым знаменитым памятником Юсьвинского района является Роданово городище, известное с XIX века и изученное в 1925-1937годах Н.А. Прокошевым и М.В. Талицким. Остатки этого городища все еще хорошо заметны на окраине д. Городище — бугристая, вся в следах старых археологических раскопов (тогда их не принято было рекультивировать). Полуовальная площадка площадью 1200-1500 кв. м окружена прекрасно сохранившимся валом высотой в 3 метра.

В XII-XIV вв. количество населения на территории района вновь сократилось. Из городищ в это время функционирует Роданово и Майкорское (Туманское), существуют Мартыновское, Кузьминское селища в устье р. Пой, Мартыновский и Гуринский (на р. Пой) могильники. Таким образом, заселенным оказываются нижнее течение р. Иньва и правый берег Камы выше её устья. Новая картина расселения явилась результатом сложных процессов миграции финно-угорского населения. Часть ломоватовского населения, относящаяся к уграм, к XII веку покидает Предуралье, частично уйдя в пределы Волжской Булгарии (там зафиксирован массовый приток предуральских угров в X-XI вв.), другая часть мигрирует на берега Чусовой и в Зауралье, войдя в состав предков манси и хантов.

В Прикамье начинается переселение финнов с Вологодчины и других территорий русского севера, откуда их выдавливает начавшаяся древнерусская колонизация и христианизация. Эти переселенцы приносят с собой традиции северного лесного земледелия (в древнерусском сложившемся варианте), новые традиции домостроения (зафиксированные, в частности, в верхнем слое Роданова городища), традиционные связи с западно-финскими и древнерусскими землями Севера. Исчезает Пермский звериный стиль и вообще звериный стиль в украшениях. Такая материальная культура и новый тип хозяйства (пашенное земледелие) характерны для так называемой родановской культуры, которую следует датировать XII-XIV вв. и соотносить с предками коми-пермяцкого народа.

          Русская колонизация  территории Юсьвинского района

В XIV-XV веках начинается русская колонизация Прикамья. Нижнее течение Иньвы было достаточно отдалено от основных ранних центров русской колонизации, которые находились в основномна севере современного Пермского края (Чердынь, Соликамск, Орел-городок, Анфаловский городок). Поэтому Иньвенское поречье постепенно превращается в коми-пермяцкий край. Пожалуй, наиболее старинными коми-пермяцкими населенными пунктами здесь были Купрос и Майкор. В первой летописи Перми Великой 1579 года И.Яхонтова упоминается деревенька Купрос, в переписи писца Кайсарова 1623-1624 годов в деревне Купрос уже 15 дворов. Впоследствии деревня стала погостом, а после строительства храма — селом. Купрос в начале XIXвека — центр крупной коми-пермяцкой волости.

Майкор в переписи 1579 года упомянут как селение ≪Туманское городище≫, в переписи Кайсарова, как деревенька с 2 дворами. Здесь проходила граница между землями Строгановых и землями государевых крестьян. После передачи Иньвенского края Строгановым в 1702 году, Майкор быстро превращается в село. В 1810 году в селе построен Всеволожскими Никитинский железоделательный завод. Этот завод и, основанный в 1759 году Строгановыми в устье р. Пожва, Пожевской железоделательный завод стали центрами промышленного освоения края и центрами территорий, плотно заселенных русскими.  Использование инородцев в заводских работах запрещалось. Остальная часть бассейна Иньвы стала основной этнической территорией коми-пермяцкого народа.

Тот факт, что район граничит с несколькими русскими районами Пермского края (Карагайским, Усольским, Ильинским), безусловно, сказался на активности контактов здешних коми-пермяков с русскимии соответственно на особенностях традиционной культуры. На востоке района русское население преобладает и представлено коренными жителями Майкора, Пожвы и окрестных с ними селений, а также жителями поселка Кама (в основном в нем живут лесозаготовители). Кроме того, отмечены небольшие ≪островки≫ русского населенияв оньковской, купросской и юсьвинской зонах — сюда русские переселялись еще Строгановыми для работ на солеваренных промыслах и заводах.

Поселки Пожва и Майкор — русские горнозаводские поселения ХVIII века, основную часть населения здесь составляли мастеровые, переведенные заводовладельцами из других строгановских владенийи заводов (мастеровые приезжали не только с других уральских горных заводов, но, по некоторым данным, и из центральной России, а также с других заводов Прикамья). Старожилы еще вспоминают рассказы о том, что их родителей когда-то ≪закупили≫ в Пожву на завод из Сивы, Карагая, Александровска. Привлекалось на заводские работы, конечно, и соседнее коми-пермяцкое население; переселялись Строгановыми из своих имений в эти места также зыряне, татары, мордва.

История Юсьвы во многом связана с тем, что многие земли по реке Кама были жалованы Иваном IV Строгановым, которые обещали здесь строить крепости и охранять восточные границы государства. С начала XVIII века здешние жители стали крепостными Строгановых. Места владений Строгановых, в которые входили современные территории Кудымкарского и Юсьвинского районов по Иньве, до сих пор старожилы называют ≪иньвенские дачи≫. Входило в ≪дачи≫ и одно из самых крупных сел района — село Архангельское: оно, как утверждает народная молва, было выделено в качестве приданого Н.П. Строгановой, старшей дочери П.А. Строганова.

          Заводская культура на территории Юсьвинского района

В 1756 году Строгановыми в низовьях р. Пожвы вблизи Камы были построены Пожевский чугуноплавильный и железоделательный завод, и вскоре здесь возникает город-завод (ныне поселок Пожва). Завод после смерти Н. Строганова перешел к помещику В.А. Всеволожскому (затем, уже в 1900 году — к известному российскому предпринимателю князю С.Е. Львову, стал родовым поместьем его семьи).

В 1811 году у села Майкор основан железоделательный и сталелитейный завод — его построил сенатор и заводчик В.Всеволожский (назвав сам поселок в честь старшего сына Никиты Никитинским). Сам же Майкор известен много раньше, с 1579 года. С начала это была деревня Туманская, зафиксированная в переписях с XVI в. Топонимы с аналогичным названием достаточно распространены в России. Скорее всего, эти названия мотивированы не обозначением метеорологического атмосферного явления. Они либо связаны с тюркским названием золотой монеты туман, либо являются искажением тюркскогослова тюмень, которое использовалось как административный термин, соответствующий обозначению аула, деревни.

Тюменей, как известно, достаточно много в России – на всех территориях, где когда-то проходили монголо-татарские войска, т.е. в Средней Азии, на Кавказе, в устье Волги. Также известны они в Сибири (Читинская область), в Воронежской области, на Урале, в том числе и в Юсьвинском районе.

Свидетельством исторических событий является название юсьвинской деревни в окрестностях Пожвы Елизавето-Пожва. Считается, что первую часть своего наименования деревня получилав честь дочери Александра Николаевича Строганова Елизаветы (впоследствии она стала женой заводчика Николая НикитичаДемидова).

Сложившаяся заводская культура существенно воздействовала на многие стороны жизни русского населения Юсьвы. В отличие от крестьян, рабочие завода меньше занимались земледельческими работами, на их усадьбах меньше было и хозяйственных построек. Нередко они строили для себя двухэтажные и полутораэтажные жилища, а в крестьянский в своей основе интерьер жилища проникали городские элементы (кровати, буфеты-горки, венские стулья и т.д.).

Коренные обитатели этих мест, иньвенские коми-пермяки, с начала XVIII столетия были крепостными Строгановых, а после отмены крепостничества остались в полной зависимости от землевладельцев: им было запрещено пользоваться здешними лесами и землей. Некоторые исследователи жизни и быта пермяков даже полагают, что это обстоятельство сыграло важную роль в формировании особого национального характера иньвенских коми-пермяков, повлияло на их этническую психологию. В ряде мест юсьвинские коми-пермяки и сейчас отличают себя от коми-пермяков других территорий.

В ХХ веке, в советское время (30-е - 50-е годы), в малозаселенных, но богатых лесными ресурсами районах Коми округа, в том числе и в Юсьвинском, образуются спецпоселения с дешевой рабочей силой, в крае появляются переселенцы — особенно много из Белоруссии и Украины.

          Топонимика Юсьвинского района

Языковая неоднородность района, история освоения края, его культурная специфика наглядно отражены в юсьвинской ономастике — топонимике и антропонимике. В местных географических названиях запечатлены свидетельства древних событий, сведения о межкультурном взаимодействии живущих на юсьвинской земле народов.

Местная топонимика складывалась в основном на финно-угорской основе, но и она нередко отражает контакты коми-пермяков со славянскими и тюркскими народами. Названия Юсьвы —интереснейший материал для прояснения истории и особенностей культуры коми-пермяков.

Названия рек, особенно крупных, имеют в основном финно-угорский характер. Обычно в названиях рек используется формант≪ва≫ (вода), реже ≪шор≫ (ручей). Иньва - самая крупная река в районе, протекающая по всей  его территории  с запада на восток. Название реки Иньва объясняют обычно через коми-пермяцкое инь "женщина", "баба", и ва "вода", т.е. как ≪бабья вода≫ (реже — через соотнесение с коми "ен" - бог, небо, т.е ≪божественная вода≫; ср.удмуртское "ин" - небо).

Названия притоков реки Иньвы также хранят особенностивосприятия коми-пермяками этих природных объектов: Велва —"лошадиная река" (по коми "вӧл "лошадь"; по предположению А.С.Гантман, название отразилокульт лошади у предков коми-пермяков.

Название Юсьва считается ≪лебединым≫ именем и, скорее всего, содержит указание на место расселения одного из древних родов (археологи и этнографы отмечают большое количество изображений лебедя на юсьвинских охотничьих тамгах, древних пронизках и подвесках — свидетельства того, что в здешних краях эта птица когда-то была тотемической). Лебедь у многих народов мира ассоциировался с солнцем, с верхним миром. Показателем того, что священная птица древних славян и индоевропейцев является культовой и у финно-угров, является тот факт, что в центре удмуртского герба изображена женщина-лебедь. Изображение лебедя  на гербе Юсьвинского муниципального района утверждено в сентябре 2000 года (автор герба В.Н.Оньков).

Названия населенных пунктов Юсьвы (ойконимы) чрезвычайно пестры по составу. Основной способ их создания — название по первопоселенцу. Тот факт, что коми-пермяки селились чаще всего около рек и на возвышенностях, отражают  имногие коми-пермяцкие названия населенных мест. Древние топонимы Майкор, Дойкар с формантом-кар (-кор) "городище, укрепленное место проживания" напрямую указывают, что эти поселения находились на возвышенности. Старинные городища, называемые словом с компонентом кар-, овеяны множеством легенд о древних жителях. К древним пермским названиям относятся и топонимы с формантом горт "дом, деревня, родина", первая часть которых обычноо бозначала человека, к которому относится поселение. Таково название деревни Чинагорт.

В топонимах отражены и особенности ландшафта, флоры и фауны края. Так название д. Пиканово связывают с растением "пикан", а название с. Крохалево связывают с названием большой светло-серой дикой утки крохаль.

Многие коми-пермяцкие ойконимы возникли от прозвищ первожителей, которые в прошлом заменяли фамилии (д. Кватьчунь от прозвиша Кватьчуни "шестипалый"). Разнообразны названия деревень, образованные от личного имени первопоселенца или его прозвища. ≪Петрунино — Петро тут был, вот Петрунино и назвали≫. Около половины названий населенных пунктов в районе имеют сугубо русское происхождение и обычно тоже указывают на первожителя: Аксеново — от имени Аксён (Авксентий); д.Андроново — от имени Андрон (Андроник); д. Вакино— от формы имени Вакак полным именам Василий, Вакх, Валериан и др.; д. Ганёво— от формы Ганяк полным именам Агап, Гавриил, Галактион и др.

Расположение поселений около водоемов обусловило то, что многие коми-пермяцкие названия населенных пунктов были даны по названию рек, на берегах которых они располагались (с.Доег, п.Пожва, с.Юсьва и др.).

Деревни, которые насчитывали два, три, четыре двора исчезли после германской (как говорят старожилы), т.е. после Первой Мировой войны, и в период становления Советской власти.

Большая волна ликвидации неперспективных деревень прошлась с конца 60-ых до 80-ых годов ХХ века.

Источник:

1. ЮСЬВА — лебединая река. Сборник трудов и материалов по традиционной обрядности Юсьвинского района. Авторский коллектив: Баяндина Е.Н., Белавин А.М., Васильева Е.А., Падерина Н.В., Подюков И.А., Хоробрых С.В. Научный редактор: Подюков И.А.,доктор филологических наук, профессор ПГГПУ. -  Усолье, 2015. - 434 с.