Титово
Титово – деревня на речке Чермоз. Заселение данной местности происходило еще в начале XVIII века. В переписи 1711 года упоминается «Починок на Чермосе», в котором проживал «выводной» (переведенный от другого владельца) из Сибири крестьянин Нефед Нефедович Мясников с семьей. Вот что об этом написано в источнике: «Во дворе выводной старинной из Сибири крестьянин Нефед Нефедов <сын> Месников 70 лет у него жена Марфа Никиферова дочь 60 лет у негож детей Иван 25 Федор 20 Василей 18 у Ивана жена Устинья Тарасова дочь 20 лет у негож дочь девка Анна полутора году». Согласно переписям 1722 г. и 1748 г. потомки Нефеда Мясникова проживают «в починке на горе над речкой Чермос». В 1795, 1816, 1834 году в переписях данный населенный пункт не значится, потомки рода проживают в деревне Почашер и возвращаются на речку Чермос в середине XIX века. Тогда же в деревне появляются Утевы. До сих пор Утевы и Мясниковы – самые распространенные фамилии деревни.
Название Чермоса сохраняется до конца XIX века и является скорее собирательным названием всех деревень, которые находились по речке Чермоз.
Со второй половины XIXв. до начала XX в. для обозначения деревни применяется название Пугачи. Версии происхождения данного названия две: 1) пугач – источник испуга, пугающий предмет; 2) пугач – сова (в переводе с украинского); Пугач – прозвище, которое давали людям, обладающим хорошим зрением и острым умом.
Топоним Титово в метрических книгах появляется только в начале XX века, по сведениям 1869 года 3-го стана Соликамского уезда упоминается починок Титовский (Утев). Титово в переводе с коми-пермяцкого «Тит овö» - Тит живет. Вероятно, что имя одного из жителей деревни Тита Утева легло в основу данного названия.
В деревне издавна почитали православный праздник Тихонов день, который отмечается 29 июня.
В сведениях по 3-м стану Соликамского уезда Пермской губернии за 1869 года починок Титовский (Утев) при вершинах р. Чермоз в 175 верстах от уездного города (Пермь) и 35 верстах от становой квартиры (Кудымкар), где в 10 дворах проживало 64 человека (мужчин 31 чел. и женщин 33 чел.).
По сведениям Пермского губернского земства в 1909 году упоминается деревня Титово (Утева) на р. Чермоз в 160 верстах от уездного города (Пермь) и 15 верстах от квартиры земского начальника и волостного правления (Юсьва), где в 16 дворах проживало 120 человек (мужчин 52 чел. и женщин 68 чел.), бывшие помещичьи крестьяне, православные, русские пермяки. Деревня входила в состав Чермозского сельского общества.
По сведениям 1926 года д. Титово (Утева) располагалась на р. Чермоз в 10 км от сельсовета (Спирино), в 15 км от райцентра (Юсьва), в 36 км от окружного центра (Кудымкар), относилась к Спиринскому сельскому совету, в 21 хозяйствах проживало 139 человек: 60 мужчин и 79 женщин.
По административным сведениям, за 1961 год в д. Титово проживало 71 человек.
В сведениях о численности постоянного населения на 01.07.2018 года по администрации Юсьвинского сельского поселения в д. Титово в 16 хозяйствах
проживало 29 человек.
В деревне сохранилась часовня
Старожилы помнят по рассказам предков, что в деревню приехали зажиточные, и основали в деревне конный двор, телятник и разводили кроликов. С их помощью и была построена эта часовня. Неизвестно в каком году закрылась часовня, но 1958 году часовня уже не действовала. Стоит эта часовня не на фундаменте, а на булыжниках(камнях).
Раньше на часовне был колокол. Под часовней бежит ключ, с которого жители носили воду. Со слов бабушек, раньше умерших младенцев хоронили вокруг часовни. После закрытия часовни все имущество стали люди растаскивать, но иконы были сохранены деревенскими жителями.
В начале 90-х годов часовню хотели восстановить, и жители были готовы помочь. Местный житель хотел сделать рамы на окна и хотели собирать деньги на кровлю. Сохраненные иконы жители хотели вернуть. Но ввиду каких-то обстоятельств не смогли восстановить. [Информацию предоставила Боталова М.И., с. Харино, ноябрь 2020 г.]
Участники Первой мировой войны, уроженцы деревни Титово.
1. Мясников Василий Харитонович, 1888 г.р., стрелок 45-ого Сибирского стрелкового полка, погиб 23 января 1915 года в местечке Свидник (Карпаты).
2. Мясников Андрей Харитонович, 1882 г.р., воевал в составе 45-го Сибирского стрелкового полка в звании младшего унтер-офицера, пропал без вести 27 января 1915 года, попал в плен 9 февраля 1915 года в Карпатах, и был направлен в австрийский лагерь для военнопленных Йозефштадт (теперь это территория Чехии), затем в Франкуфурт- на- Одере. После освобождения из плена вернулся в родную деревню.
3. Власов Никита Захарович, рядовой 46-ого Сибирского стрелкового полка, пропал без вести 8 ноября 1914 года.
4. Утев Андрей Александрович,ок.1906 г.р., рядовой 237-й Грайворонского полка 9 роты. Был ранен, 14 марта 1916 года помещен в госпиталь при Московоском императорском техническом учичилище.
Источники:
1. Метрические книги Георгиевской и Александро-Невской церквей с. Юсьва ( 1800- 1918 гг.).
2. Переписи и ревизские сказки 1711, 1722, 1745, 1795, 1834 гг.
3. Пермская губерния. Список населенных мест по сведениям 1869 года. – С-П.,1875.
4. Список населенных мест Пермской губернии. Соликамский уезд. / Издание Пермского губернского земства. – Пермь, 1909.
5. Список населенных пунктов Уральской области. Том V Коми-Пермяцкий округ. – Свердловск, 1928.
6. Юсьвинское сельское поселение [Электронный ресурс] / официальный сайт. – Режим доступа: http://jusva.permarea.ru/.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
Воспоминания Власовой Нины Ивановны, 1939 года рождения.
Нина Ивановна родилась в д. Корзино, но с 16 лет уже живет в Титово. Работала в колхозе "овчаркой"(уход за овцами). В то время в деревне была овчарня, телятник, кролятник. Поля все вокруг были засажены. В летние месяцы заготовляли много сена. Также была кузница, но она ее уже не застала. Рядом протекает речка Чермоз, около нее стоит дом Нины Ивановны, квартиру ей дал колхоз более 30 лет назад. Дом отличается на фоне разрушенных строений деревни, ухоженный, с тюлевыми занавесками, с клумбами цветов.(записано в 2022г.)
Воспоминания о фронтовой судьбе Утева Тимофея Александровича
История, о которой я расскажу случилась с нашей семьёй 74 года назад. Это история фронтовой судьбы моего деда.
Мой дедушка, Утев Тимофей Александрович жил в деревне Титово со своей женой – моей бабушкой Александрой Степановной и четырьмя детьми. Хороший кузнец, работал в колхозе имени Сталина, был крепким, сильным мужиком. Вся эта мирная жизнь была нарушена летом 1941 года.
Мой дед ушел на войну в сентябре 1941-го, ему исполнилось полных сорок лет. В первые месяцы войны на полях сражений царил хаос. Под натиском фашистов советские войска стремительно и беспорядочно отступали. Из-за несогласованных действий командования и растерянности отдельных военачальников в окружение попадали целые подразделения. В плену под Ельней оказался и Тимофей Утев. Но этого его семья — жена Александра Степановна и четверо сыновей — так и не узнали: долгие годы он считался без вести пропавшим.
— Как наша бабушка детей поднимала — ума не приложу. Помощи ждать было неоткуда, пенсию за пропавших не платили. Работали в колхозе, без зарплат. В конце года выдавали сено или солому, чтобы колхозники могли прокормить корову. А потом все, что получено в личном хозяйстве — молоко, масло, творог, — они сдавали государству, на содержание армии. Забирали абсолютно все… — рассказывает моя старшая сестра Раиса.
Нет в живых уже ни бабушки, ни отца, ни трех его братьев. Долгие годы ничего не знали о судьбе деда и его внуки: все документы, после Нюрнбергского процесса переданные Германией Советскому Союзу, хранились под грифом «Секретно». Куда ни писали — безрезультатно. Только в 2011 году, когда начали рассекречивать материалы Центрального архива Министерства обороны, была найдена карточка военнопленного, русского солдата Тимофея Утева. И тогда у нас, внуков, затеплилась надежда побывать на могиле деда.
История фронтовой судьбы деда, с немецкой педантичностью зафиксированная в персональной карточке, оказалась трагически короткой. Он попал в плен 6 октября. Целые полки доставляли со всех фронтов в начале войны на запад страны, в Минск. Здесь формировали эшелоны для отправки в Германию. В одном из таких, в открытом вагоне для скота, стоя, две недели везли и Тимофея Утева. 25 октября эшелон прибыл на вокзал в Бад Фаллингбостель в Нижней Саксонии. Еще пять километров пешком — и измученные военнопленные оказались у санпропускника шталага 321 Эрбке. Евреев и офицеров здесь сразу «отсеивали» — больше никто и никогда их не видел. Впрочем, за воротами лагеря не стало и русского солдата Тимофея Утева — отныне он числился «лагерным номером 20819». Что представлял из себя шталаг? Чистое поле, обнесенное колючей проволокой, с караульными вышками по периметру. Бараки возвели только для охраны, военнопленные круглые сутки находились под открытым небом. Их даже не кормили. Вся трава, кусты и деревья внутри ограждения были обглоданы на высоту, на которую могли дотянуться руки. Пили из деревянного желоба. Выжить там было невозможно.
Тимофей провел в шталаге почти два месяца. По воспоминаниям заключенных из соседних лагерей, осень 1941-го выдалась дождливой и необычайно холодной. Вот тут и пригодились оставленные котелки и ложки. Чтобы хоть как-то укрыться от непогоды, с их помощью пленные Эрбке рыли земляные норы. В них и погибали один за другим, не имея больше сил подняться. Медицинская помощь не оказывалась. Начался сыпной тиф, люди массово умирали. Живые из последних сил собирали тела товарищей, на тележках отвозили на устроенное неподалеку кладбище и складывали в ими же вырытые братские могилы. 20 декабря в одной из них похоронили и Тимофея Утева. Умерли почти все. Весной 1942-го лагерь ликвидировали, оставшихся перевели в соседние шталаги. Сейчас на этом месте стоит немецкая деревня.
Мои старшие сёстры Анна Валентиновна и Раиса Валентиновна в 2015 г. смогли побывать в Германии на месте гибели нашего деда. В Германии есть такие люди, как бывшая екатеринбурженка Алла Русанова и ее супруг Петер Ваннингер, ныне живущие в Германии, которые помогают родственникам погибших найти места захоронения солдат. Четверых родных Тимофея Утева встретили и провели по памятным местам. Каждый год в День покаяния и молитвы на кладбище Эрбке устраивается памятная церемония. Ее участники проходят дорогой, которой когда-то шли советские военнопленные. Церемония завершается на кладбище безымянных, где ученики выпускных классов возлагают к монументу цветы и глиняные таблички с восстановленными именами похороненных пленных. Точное их количество неизвестно, от 12 до 14 тыс. Именные таблички внуки и правнуки бывших оккупантов изготавливают своими руками на школьных занятиях. А перед этим знакомятся с персональной картой военнопленного, чтобы «с помощью отдельной человеческой судьбы лучше понять то время и осознать происходившее в шталаге XI D». Вскоре здесь появится еще одна табличка — с именем Тимофея Утева.
Слова благодарности Раисы всем тем, кто помог осуществить мечту:
- Память не должна иссякнуть, земной поклон людям, которые на чистом энтузиазме нам ее возвращают. Спасибо всем, кто помог осуществить то, о чем мы мечтали всю жизнь, — положить горсть родной земли на могилу деда.
Источник: Утева Светлана Валентиновна, 2020 г.
Воспоминания об Утевой Александре Степановне
Утева Александра Степановна родилась 15 апреля 1903 года в дружной и трудолюбивой семье Степана Архиповича. Большой пятистенный дом этой семьи находился недалеко от часовни на пригорке в деревне Титово.
Родители Утевой А.С. занимались земледелием, имели кузницу и маленький дегтярный завод. К своему ремеслу дед Архип привлекал своих сыновей и даже внучат: для производства дегтя требовалась береста. Заготовляли лыко, собирали ягоды, грибы, лекарственные травы.
Учиться Александре не пришлось, так как надо было нянчить младших братьев и сестру Анну, помогать по хозяйству. Рукоделие (подготовка пряжи изо льна, ткачество, вязание, шитье), уход за домашним скотом, сенокосные работы и уборка урожая на своем земельном наделе с раннего детства знакомы девочке.
После 1917 года семья была раскулачена, усадьба родителей разрушена. Добротный родительский дом разобрали и перевезли в Юсьву. Мужчин семьи сослали в ссылку. Дети рано познали страшные трудности этого времени. Старшие братья Александры заменили мужчин в семье, помогали выжить, поскольку отобрали и лошадей, и коров, и почти все, чем жила семья. Когда Вадим и Григорий – старшие братья, создали свои семьи, Александре пришлось выполнять и мужскую работу по заготовке дров, косьбе. Серпом жала на поле зерновые культуры, молотила. Выращивали и обрабатывали лен, чтобы шить всей семье одежду.
Вышла замуж за Утева Тимофея Александровича. Сначала жили большой семьей, где брат Матвей – старший сын Александра и Анны (так звали свекра и свекровь Александры) был уже женат и имел детей.
Когда у Александры и Тимофея пошли дети, молодая семья стала строить свой дом.
Он постепенно вырос на другом берегу речки Чёрмоз. Дом и надворные постройки были сделаны основательно, все по уму. Перед войной семью кормил ухоженный огород с черемухами, рябинами и смородинами по периметру. Дом в 60-х годах 20 века перевезли в деревню Трифаново и он до сих пор красиво смотрится, радует своих новых хозяев.
Так как взрослые трудились в колхозе по 16-18 часов и потом еще дома, дети росли без присмотра: часто болели и умирали (из 9 детей выжили только 4 сына). В 1932 году родился сын Валентин, потом Тимофей, Егор и Владимир – в 1941 году.
В августе 1941 года Тимофей Александрович-муж Александры, был призван на фронт. Вся мужская и женская работа свалилась на плечи Александры Степановны.
Работали на фермах, заготовляли корма для колхозного скота, пахали, сеяли, убирали урожай. Старшие дети тоже помогали в заготовке кормов для кроликов, овец, коров. На лошадях Александра с Валентином возили зерно в Менделеево, а лес в Усть-Пожву.
После войны поднимала своих сыновей, продолжала трудиться в колхозе за трудодни: косить, грести, отмётывать сено. Зимой заготовлять древесину, дрова. А потом увозили на станцию Менделеево.
В 1953 году у Александры появилась первая внучка и после этого кроме колхозных, домашних забот еще прибавились воспитательские обязанности до последних дней жизни. Всех шестерых внучат от Валентина личным примером и заботой о каждом воспитала эта мудрая женщина. Не имела паспорта, не было карточки в районной больнице, никогда на кого не повысила голос, обо всех говорила хорошо и всем дарила добро.
Умерла Александра Степановна на 84 году жизни, хоронили на Рождество Христово. С благодарностью вспоминают ее 14 внуков и много-много правнуков в разных городах нашей страны.
Источник: Материал предоставлен Утевой Светланой Валентиновной учителем русского языка и литературы Юсьвинской средней школы, 2020 г.
Вернуться к списку известных людей
Утев Владимир Валентинович
Утев Владимир Валентинович родился 16 декабря 1963 года в деревне Титово в семье крестьян Валентина Тимофеевича и Мирии Николаевны. Детство прошло в родной деревне. В 1971 году пошел в 1 класс Трифановской начальной школы. Первой учительницей была Боталова Раиса Ивановна. В 1974 году поступил в 4 класс Спиринской восьмилетней школы. Классным руководителем была Казанцева Валентина Ивановна. С 1979 по 1981 год обучался в Юсьвинской средней школе. Классным руководителем была Боталова Александра Павловна. В школьные годы активно участвовал в общественной жизни, был октябренком, пионером, комсомольцем.
В 1981 году поступил учится в ТУ (техническое училище) №4 города Перми. Окончил его с отличием, получив специальность "радиомонтажник". В 1982 году поступил в Сасовское летное училище гражданской авиации. В 1985 году получил 4 квалификацию пилота гражданской авиации. Был распределен в Северо-Кавказский округ гражданской авиации в город Майкоп. Летный экипаж, в составе которого трудился Владимир Валентинович, был признан лучшим комсомольским экипажем Северо-Кавказского округа.
Отработав три года, по семейным обстоятельствам переехал в г. Тольятти и ушел из гражданской авиации. В 1988-1991 гг. служил в пожарной охране Волжского автозавода. В 1991-1995 гг. работал заместителем начальника цеха Волжского авиазавода.
В 1996 году начался новый этап в биографии Утева В.В. Он начал заниматься индивидуальным предпринимательством: вначале в сфере торговли, затем в ресторанном бизнесе. В 2015 году переехал в Республику Крым, работал садовником пансионата " Южный берег Крыма". С 2017 года проживает в Московской области, пос. Малиновка. Устроился на работу в Московский метрополитен.