Городище
Городище – деревня в Юсьвинском районе на р. Кама. Известна по переписи 1623-1624 гг. как «починок На Редикорском городище». Тогда в нем жил Васка Васильев сын Абрамов с Огейкой, Серешкой и Ваской. В 1647 г. их фамилия писалась как Обрамовы, в 1678 г. − Оврамовы, в 1710 г. − Аврамовы, и, наконец, снова Абрамовы. При этом в 1678 г. некоторые из Абрамовых, в частности, сыновья Серешки (Сергея) были записаны как Ротановы (ротаном в старину звали человека с большим ртом). В 1710 г. Ротановы доминировали среди жителей деревни. Это привело к тому, что у селения появилось еще одно название − Ротаново городище (1715 г.). В 1701 г. выходец из деревни Никита Ротанов поселился в оханской «деревне на Шалашах». Ныне его многочисленные потомки носят фамилии Ратанов и Ротанов. А вот на его родине Ротановы исчезли. Похоже, что они снова стали писаться Абрамовыми. Меняла свое имя и деревня. В 1647 г. и в последующее время она именовалась как Редийское (Редиское) городище, пока, наконец, в XVIII в. не обрела современное написание Городище. Однако народная память сохранила и прежнее наименование. Трудно сказать, кто именно исказил название Ротаново городище: местные жители или археологи, назвавшие по деревне археологическую культуру Родановской. [Шумилов Е.Н.]
Археологический памятник X – XIV веков - Роданово городище
В деревне Городище на правом берегу р. Камы находится археологический памятник X–XIV веков – Роданово городище. Оно известно с XIX века, изучено в 1925-1937 годах А.В. Шмидтом, Н.А. Прокошевым и М.В. Талицким. Были обнаружены остатки 6 наземных деревянных жилищ вдоль берега в две линии, открытые глинобитные очаги и ямы-кладовки, найдены орудия, глиняная посуда - местная лепная с примесью раковины в тесте, с гребенчатым и шнуровым орнаментом, гончарная булгарская и славянская, костяные вещи с тамгами, амулетами, глиняные фигурки, украшения, предметы быта. Бугристая, вся в следах старых археологических раскопов полуовальная площадка площадью 1200-1500 кв. м окружена прекрасно сохранившимся валом высотой 3 метра. С севера и юга склоны круто опускаются в овраги. Восточный склон резко обрывается к реке и постоянно осыпается. Высота городища над Камой около 40 м. Остатки археологического памятника все еще хорошо заметны на окраине нынешней д. Городище.
И.Я. Кривощеков в указателе к карте Соликамского уезда, опубликованного в 1897 году, отмечает: «Городище – деревня на правом берегу реки Камы Пожвинской волости. Название получила от бывшего тут некогда чудского городища, указываемого г. Прядильщиковым. Здесь находится удобное плотбище для постройки судов и барж; жители деревни знакомы с судостроением. Деревня Городище соединена с Пожвинским заводом телеграфным проводом. В деревне находятся: казенная винная лавка, хлебозапасный магазин. По сведениям 1895 года, дворов 43».
Деревня Городище относилась то к Усолью и Соликамску, то входила в состав Майкорского района Уральской обл., то Чермозского района Молотовской обл., а с 1959 г. в составе Камского сельского совета (до этого – Пожвинского, с 1940 до 1957 г. – Усть-Пожвинского) она вошла в административные границы Юсьвинского района Коми-Пермяцкого округа.
В 1947 г. в Городище на р. Каме находилась рота репатриантов. Люди занимались подготовкой леса к сплаву.
Частью Городища считали Шалгино. Рядом находились Питер, Калиновка, Степковка, различные выселки. Позже многие их жители переселились в деревню Городище. Одной из причин явилось строительство ГЭС, затопление территории.
К деревне после переселения работников рейда из Сосновки на Пулькиной горе (1962-1963 гг.) относился и сплавучасток. Население в Городище учитывалось вместе с жителями участка.
Год |
Хозяйств (дворов) |
Мужчин | Женщин | Всего жителей | Национальность, занятие, принадлежность до отмены креп. права | Административная принадлежность |
1824 | На Генеральной карте Пермской губернии отмечено Городище (среднее) на р. Каме | |||||
1869 | 17 | 59 | 87 | 146 | ||
1895 | 43 | Соликамский уезд | ||||
1904 | 47 | 127 | 134 | 261 | Русские, земледелие, помещичьи | |
1908 | 50 | 151 | 154 | 305 | Русские, земледелие, помещичьи |
Пожевская волость, Верх-Пожевское общество |
1928 | 59 | 157 | 170 | 327 | Русские, земледелие, помещичьи | Уральская область, Верхне-Камский округ, Майкорский район, Пожвинский с/с. |
1963 | 796 | Пермская обл., Юсьвинский район, Камский с/с | ||||
1969 | 660 | Пермская обл., Юсьвинский район, Камский с/с. Расстояние до с/с – 2 км | ||||
2010 | 165 | Пермская обл., Юсьвинский район, Пожвинское сельское поселение |
Сплавучасток
Появление сплавучастка, который административно вошел в деревню Городище, связано с организацией Городищенского леспромхоза и работой Иньвенского рейда. Городищенский участок в Иньвенском рейде (Иньвенский сплавучасток, Майкорский сплавучасток, с 1986 г. – Иньвенское КЛСП, с 1992 г. – АОЗТ «Иньвенский рейд») был выделен в 1960 г. В 1998 г. Иньвенский рейд прекратил свою деятельность по причине банкротства.
Сплавучасток отделяется от деревни Городище речкой Городищенкой. Жители его считают отдельным поселком, так и называют: Сплавучасток. Жили там в основном работники рейда. В поселке находилась пристань, контора рейда, были клуб (красный уголок), фельдшерско-акушерский пункт, детские ясли и садик, пекарня, баня. Позже, в 1969 г., сюда из Городища перевели начальную школу (с 2000 г. дети стали учиться в школе п. Кама).
Работники Городищенского рейдовского участка достойны того, чтобы их помнили, не забывали, как самоотверженно они трудились. За создание новых механизмов и внедрение в производство новой техники Иньвенский рейд в 1962 году был участником выставки достижений Народного хозяйства СССР, был удостоен диплома ВДНХ. Успехи участка, выполнение и перевыполнение планов, победы в социалистическом соревновании связаны с именами его работников. Среди них руководители Городищенского сплавучастка П.А. Галинов, В.И. Удебкин, И.И. Козуб, И.А. Хуснуллин; техноруки А.Е. Абрамов, В.П. Попов, Н.П. Малков, В. Глазырин; главный бухгалтер И.В. Кручинкин; механик Субботин Н.И.; мастера Кубарев Л.Д., Нестерова Н.И.; рабочие Н.П. Сидоров, С. Фархутдинов, А.В. Зюзин, Г.А. Зюзин, А.И. Самохвалов; работавшие на катерах и шаландах М.А. Бородин, Н.Л. Кубарев, Н.И. Пронин, З.Я. Якупов и другие. Многие были награждены правительственными и отраслевыми наградами, внесены в Книгу почета рейда.
Деревня Городище
Колхоз (совхоз)
Жители д. Городище в основном трудились в колхозе. Он был создан на основе объединения мелких колхозов «Батрак» (в Питере, председатель М.П. Корякин) и «Кама» (в Городище, председатель П.И. Казанцев, затем Молчанов), которые ранее (в 1930 г.) образовались на базе коммуны «Сознание» (см. дер. «Питер»).
Сначала в колхозе было три бригады (одна в Городище и две в Питере). Перед войной - уже 6: в Питере, в верхнем конце Питера, в Городище, за речкой в Городище, на Степковке, на Филенке. Перед войной появились сеялки, веялки и жатки. Были огород, ферма, птичник, свинарник, разводили кроликов. Сено косили и на этом берегу, и на левом - за Камой. Зимой его привозили на ферму по льду на лошадях.
В марте 1958 г. произошло объединение с Пожвинским колхозом. Образовался один – «Путь к коммунизму», а в мае 1967 г. он был преобразован в совхоз «Пожвинский». В 1969 году Пожвинский совхоз был объединен с Майкорским. Основной задачей совхоза являлось развитие молочного стада, откорм скота, выращивание зерновых и кормовых культур. В декабре 2002 года совхоз «Майкорский» переименовали в сельскохозяйственный производственный кооператив «Майкорский», но он стал неплатежеспособным, был объявлен банкротом и в 2007 г. ликвидирован.
Труженики и воины
Добрым словом можно вспомнить многих колхозников, в т.ч. тех, кто трудился в годы войны, кто погиб на полях сражений, кто после войны продолжил трудиться на благо родного края и Родины.
Н.И. Субботину, когда началась война, исполнилось только 10 лет. Он был инвалидом детства, но работал на лошади: возил сено, солому, навоз с фермы, пахал, сеял, а зимой заготавливал дрова. Он вырос скромным, трудолюбивым человеком. Руки у него были золотые (даже собрал трактор). Как и другие его ровесники, он награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Среди них Л. Д. Кубарев (после 1 класса пас колхозных овец, а после 4 класса ездил с обозом на сдачу зерна, работал кочегаром на паровой мельнице, трудился на вывозке леса); Н. П. Корякин (после 4 класса он возил копны, навоз с конного двора, был подпаском, помогал кузнецу).
В Городище установлен памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Среди них отдавшие жизнь за Родину политрук Чернышов А.И, з/командира роты снайперов лейтенант Колеватых Г.Д., разведчик Кубарев А.А., матрос Сосунов А.Н., а также Абрамов А.Е., Елков Г.И., Зюзин Ф.А., Казанцев И.Н., Корякин М.А., Ошмарин Г.М., Субботин П.Ф., Субботин С.А. и многие другие. Имена погибших жителей Городища и Питера можно увидеть на обелиске. Сюда приходят их потомки, чтобы почтить память своих родных, земляков, отдавших жизнь за Родину. Рассказано о них и в книге «Родное лицо Победы». В этой книге можно прочесть и о тех, кто не раз был ранен, контужен, горел в танке, кто вернулся домой инвалидом войны. Они продолжили трудиться в колхозе, рейде, ЛПХ. Это телефонист Гудовщиков С.Д., участник движения Сопротивления в Италии Елков В.И, десантник Зарипов Р.З., танкисты Зюзин Г.А., Кубарев В.Г., Якупов З.Я., Паздников С.П.; санитары Зюзин И.М., Кашин А.П. (участник Гражданской и Великой Отечественной войн); артиллеристы Корякин И.П., лейтенант Корякин И.И.; шофер Попова (Гурьева) Е.А., пулеметчик Самохвалов А.А.; химинструктор, техник связи, командир отряда санитарных собак саперного батальона Зюзин Я.С. (расписался на Рейхстаге), а также Абрамов И.П., Абрамов П.С., Абрамов Л.В., Бирюк И.И., Власовских К.Н., Елков А.И., Зима Н.П., Зюзин В.С., Зюзин И.А., Калин П.И., Кирьянов А.П., Кручинкин И.В., Кубарев М.Г., Кубарев Я.А. (участник Первой мировой, советско-финской и Великой Отечественной войн), Комарова Е.И., Миронов Г.И., Пронин Н.И., Субботин И.П. и многие, многие другие.
В общем, можно назвать всех городищенцев. Трудились самоотверженно и в годы войны, и в послевоенные годы (см. дер. «Питер») Сидоровы П.У. и Т.М., сестры Кубарева Е.Г. и Субботина Н.Г., Федорова М.Г., Елкова А.Е., Субботина А.И., Абрамова Н.Л., Корякина К.М., Сидорова А.П., Зюзина К.Е… Труд многих был отмечен. Так, свинарка Варвара Михайловна Зюзина, с 16-ти лет работавшая в колхозе, была награждена орденом Ленина.
Работал в колхозе до службы в армии и Абрамов Геннадий Иванович, после демобилизации – бригадир комсомольско-молодежной бригады в ЛПХ, среди его многочисленных наград – орден Трудового Красного знамени. Абрамов Г. И. избирался делегатом XXIV съезда КПСС, что, несомненно, было данью уважения его рабочему таланту.
Председателями колхоза в разное время были Абрамов Алексей Ефимович (погиб в бою), Субботин Степан Афонасьевич (погиб), Абрамов Иван Петрович и Субботин Андрей Павлович, Абрамов Николай Михайлович, Миронов Григорий Иванович (председатель совхоза «Пожвинский») и др.
Помнят городищенцы земляков, сражавшихся с врагом в годы многих войн, в т.ч. Гражданской.
Памятники Егору Корякину и погибшим в годы Отечественной войны - это история деревни Городище.
Про ее историю рассказывают и сохранившиеся здания, и те, которые теперь остались только на фотографиях и в памяти жителей. Среди них – православная часовня (была в деревне уже в 1869 г., после революции ее закрыли и превратили в зернохранилище, снесли в 1967 г.), школа, здание правления колхоза (прежде – дом купца), библиотека, магазины, клуб, фельдшерско-акушерский пункт…
Городищенская школа
В 1895 году в Городище была открыта Церковно-приходская школа. В 1917 г., как следует из Клировой ведомости, она была преобразована в смешанное начальное училище (обучалось 63 ученика).
В здании Городищенской начальной школы раньше располагалась Казанская лесозаготовительная контора. В этом здании школьники учились до 1969 г.
С 13.01.1895 г. до сентября 1904 г. законоучителем церковно-приходской Городищенской школы, а с 1898 г. и ее заведующим был Александр Николаевич Преображенский (Поносов).
До открытия в 1948 г. Городищенской (сначала семилетней, а затем средней) школы в поселке Кама в начальной школе деревни Городище в различные годы работали Е.И. Новоселова (Субботина), А.П. Субботин, Л.Н. Микова (Жарикова), Н.П. Пастаногова (Сидорова - Казаринова).
С конца 1930-х гг. до выхода на заслуженный отдых городищенских ребятишек учила Отличник народного просвещения Т.Н. Тетенова (Миронова). В 1940-е годы после демобилизации в школу пришли Н.П. Зима (она стала заведующей Городищенской начальной школой) и Л.А. Изганьшина (Чудинова).
Их дело в разные годы продолжали Ф.А. Чухарева, Р.А. Субботина, Р.М. Ярошенко, В.А. Сидорович, Т.П. Зюзина, Т.И. Федурина, А.И. Кучеренко, В.А. Федорович, Н. Котельникова, Э.М. Ратегова. Выпускницей педучилища пришла в школу и осталась верна ей на протяжении всего трудового пути Абрамова (Зюзина) Ольга Аркадьевна.
Городищенская библиотека
Первая библиотека в д. Городище была открыта в 1910 г.
В 1953 г. Городищенская изба-читальня была переведена в статус библиотеки. Библиотека находилась на первом этаже бывшего правления колхоза им. Кирова (первое наименование колхоза им. Молотова) на высоком берегу р. Камы. Комсомольцы провели субботник – привели комнаты в надлежащий вид. Книг к этому периоду в Городищенской библиотеке насчитывалось 2000 экз., читателей – 60 человек. Стали поступать книги из бибколлектора, была выписана периодика, приобретены настольные игры: шашки, шахматы. По вечерам в библиотеке собиралась молодежь, проводились массовые мероприятия, ставились спектакли.
В конце 1958 г. на средства Камского сельского совета было построено новое здание библиотеки. Обновили мебель: письменные столы, стулья, стеллажи. Фонд составил уже более 7 тыс. экз., читателей – более 400 человек. Были организованы библиотечные передвижки на фермах, в деревне Филенка, на сплавучастке. Библиотека занималась краеведением, оформлялись тематические альбомы, в т.ч. о земляках - участниках Великой Отечественной войны.
В ноябре 1959 г., в связи с ликвидацией Чермозского района, Городищенская библиотека была передана в ведение Юсьвинского районного отдела культуры.
В 1970-е годы началось свертывание производства в Городищенском ЛПХ, это отразилось и на количестве жителей в деревне, что повлекло за собой снижение количества читателей до 300 человек.
С 1 сентября 1980 г. Городищенская библиотека вошла филиалом в Юсьвинскую централизованную библиотечную систему. В 1993 году библиотека в Городище была закрыта, фонд передан в Камскую профсоюзную библиотеку, в деревне была оставлена лишь передвижка с небольшим количеством фонда.
34 года трудилась в Городищенской библиотеке Абрамова (Казанцева) Тамара Александровна (14.05.1932 г.р, уроженка п. Пожва). Она работала здесь с 1 августа 1953 года (после окончания Молотовского библиотечного техникума) до выхода на пенсию 01.08.1987 г. Т.А. Абрамова неоднократно награждалась грамотами отдела культуры.
Деревня Городище стоит на очень красивом месте: на высоком берегу реки Камы. С берега открываются необозримые водные и лесные просторы… К сожалению, в настоящее время деревня потеряла свой прежний вид. Жителей в ней почти не осталось.
Источники:
-
Городищенская сельская библиотека // История библиотек Юсьвинского района. - Неопубл.
-
Гудовщиков, Г. Л. Места расселения и трудоиспользования спецконтингента на территории Коми - Пермяцкого округа 1929-1954 гг. / Г. Л. Гудовщиков, А. М. Кривощеков. – Кудымкар, 2005.
-
Данилин, К. Зверства антисоветчиков во время ГВ [Электронный ресурс] / К. Данилин. - Режим доступа: https://yamert.livejournal.com/386164.html.
-
Иньвенский сплавной рейд треста "Камалесосплав" [Электронный ресурс] Историческая Справка. Фонд № Р-68 // Агенство по делам архивов Пермского края. [сайт] - Режим доступа: http://agarh.permkrai.ru/af/index.php?act=fund&fund=13472&highlight=%D0%BB%D0%B5%D1%81.
-
Исполнительный комитет Усть-Пожвинского сельского совета депутатов трудящихся [Электронный ресурс] Историческая справка. Фонд № Р-96 // Агенство по делам архивов Пермского края. [сайт] - Режим доступа: https://agarh.permkrai.ru/af/index.php?act=fund&fund=13500.
-
Кривощеков, Иван Яковлевич (1854-1916). Указатель к карте Соликамского уезда Пермской губернии, составленный по сведениям Соликамской Земской Управы… [ Электронный ресурс ] // Пермская электронная библиотека. – Режим доступа: http://arch.permculture.ru/handle/permculture/4600.
-
Личные архивы Абрамовой О. А., Нестерова Р. В., Теплоуховой Н. А. - Неопубл.
-
Пермская губерния. Список населенных мест по сведениям 1869 года. – С-П., 1875.
-
Пермская область. Административно-террриториальное деление на 1 июля 1963 г. - Пермь, 1963.
-
Пермская область. Административно-террриториальное деление на 1 июля 1969 г. - Пермь, 1969.
-
Пожвинское сельское поселение [ Электронный ресурс] // Википедия. - Режим доступа: свободный.
-
Родановская археологическая культура [ Электронный ресурс] // Пермский край. Энциклопедия [сайт]. - Режим доступа:http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803968243.
-
Родное лицо Победы. Книга Памяти Пожвинского сельского поселения. – Пожва, 2015. - 487 с.
-
Собор святых, в земле Пермской просиявших. Составитель монахиня Сергия (Королева) Пермская Епархия Русской Православной церкви. – Пермь, 2014.
-
Совхоз «Майкорский» [Электронный ресурс] Историческая справка. Фонд № Р-64 // Агенство по делам архивов Пермского края [сайт]. - Режим доступа: http://agarh.permkrai.ru/af/index.php?act=fund&fund=13468&highlight.
-
Список населенных мест Пермской губернии 1869 г. [Электронный ресурс] // Поколения Пермского края [сайт]. - Режим доступа: https://pokolenia.permkrai.ru/links.html.
-
Список населенных мест Пермской губернии 1904 г. [Электронный ресурс] // Поколения Пермского края [сайт]. - Режим доступа: https://pokolenia.permkrai.ru/links.html.
-
Список населенных мест Пермской губернии. Соликамский уезд. - Пермь, Электро-типография Пермского земства, 1909.
-
Список населенных пунктов Уральской области (том I, 1928 г., Свердловск) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maps.southklad.ru/forum/viewtopic.php?t=2745.
-
Роданово, Городище, Юсьвинский район [ Электронный ресурс] // Пермский край. Энциклопедия [сайт]. - Режим доступа:http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803989753.
-
Теплоухов А. И. Дар потомкам. - Палазна: ИП Харин Д. И. - 2012.
-
Чагин Г. Н. Города-заводы. - Пермь, 2014.
-
ЮСЬВА – лебединая река. Сборник трудов и материалов по традиционной культуре жителей Юсьвинского района / Баяндина Е. Н. [ и др.] [ Электронный ресурс ]. - Режим доступа: pstroganov.com›files/books/Yusva.pdf.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
Воспоминания
Теплоухова (Яговкина Н.А.): Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Вот и у моих родственников, у Кубаревых Леонида Дмитриевича и Клавдии Андреевны, у Ошмариной Клавдии Степановны, война отняла детство.
В 13 лет Леонид Дмитриевич был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Уже после 1 класса он работал в колхозе. Пас овец. После 4 класса ездил с обозом на сдачу зерна, работал кочегаром на паровой мельнице, трудился на вывозке леса. Бывало, после работы шел пешком из Тузима (туда колхозников направляли для заготовки леса) в Городище, чтобы наточить пилы и утром вернуться. Идет, а следом волки. Только звоном пил и удавалось их отогнать.
В одну из наших встреч он рассказал, как однажды ночью 1942 г. его отправили возницей – доставить приезжавшее начальство в Нижний Лух. Ехали по Каме. Мороз был за 30 градусов. А одежонка на 12 – летнем мальчонке худенькая: короткие, едва достают до колен, хлопчатобумажные брюки на голое тело, обмотки да лапти…
Приехали в Нижний Лух, начальство – на собрание, а мальчишка распряг коней и не знает, где бы согреться. У конюха в комнатенке холодно, крысы снуют. Но прикорнул, а утром пошел бревна пилить на дрова, чтоб печь истопить. Еды никакой, а есть хочется: дома – то перед поездкой лишь две картофелины съел. Ладно, у лошадей зерно было. Его и поел. Увидел это конюх, пожалел мальчишку, отвел в столовую. На всю жизнь запомнились Леониду Дмитриевичу эти три дня: два раза в день кормили!
Не раз перегонял он скот в Горбуново, а это далеко от родной деревни: дорога шла через Рогозино, что около Майкора. Гоняли по 68 голов. Ходили вдвоем с другим парнишкой, тому было 13 лет, то есть постарше. Но он однажды не выдержал – обессилел в дороге, заплакал. «А я привык к тяжелой работе, ведь сиротой рос (отец умер еще до войны), вот и терпеливо переносил все трудности. Хотя тоже еле ноги волочил, ведь не только идти да гнать надо, нужно еще овец из снега доставать – дорог-то настоящих не было, - вспоминает Леонид Дмитриевич. - В тот раз гнали скот не вдвоем, с нами взрослый был, так что обессилевшего парнишку положили в сани, но он из них выпал, даже не почувствовал, и спит на дороге… Что бы с ним стало? Хорошо, что вовремя заметили».
Субботина М.: До войны мой дедушка, Субботин Степан Афонасьевич, был председателем колхоза. На фронт ушел добровольцем в первые же дни войны и погиб в ноябре 1941 г. Он так и не узнал о рождении 4-го сына, моего папы. И папа никогда не видел своего отца, даже не знает, где его могилка... Как сказал поэт, над тем местом, «где он похоронен, ...там горькие травы взошли». Но в центре нашей деревни есть памятное место: в окружении кедров стоит обелиск. На нем позолоченными буквами высечено более 100 фамилий наших земляков, погибших на полях сражений за Родину. Есть среди них и фамилия моего дедушки. Мы с папой часто приходим к обелиску. На наших глазах слезы, слезы не только печали, но и гордости: это и папин отец, мой дедушка, приблизил победный май.
Нестерова Нина Иосифовна: Я приехала в Городище в 1953 году. Сидим мы в конторе – ждем, когда нас на постой куда-то определят. Я думала, что место в общежитии дадут. А общежития не было. Всех распределяли по квартирам. Меня позвала к себе Мария Волкова, она в прачечной работала и еще уборщицей в конторе. Муж ее, Николай Волков, был на Сплавучастке связистом. Они жили в одном из бараков в небольшой комнате - всего на одно окошко. Поставили мне раскладушку у камина, а сами в этой же комнате за занавеской спали. Хозяйка познакомила меня со своим племянником – Веней Нестеровым. Он тогда только из армии пришел. Служил на Дальнем Востоке, потом сколько-то учился в партийной школе. После армии вернулся домой, устроился работать на участке воспитателем в общежитии. Я вышла за него замуж. После окончания курсов трактористов он работал на тракторе.
В. Мармалюк (Голдырева) и А. Мармалюк (Бырдина):
Р. Нестерова: Школа в нашей деревне (тогда церковно-приходская) была открыта в 1895 году. В здании Городищенской начальной школы, где я училась с 1962 г., раньше располагалась Казанская лесозаготовительная контора. Сейчас этого здания нет. Мне всегда казалось, что школа похожа на сказочный дворец: резные наличники, веранда, мансарда. В школе было уютно.
Как сейчас, я вижу коридор, в который из каждого класса выходили круглые печи, обитые железом и покрашенные черной краской. Первая дверь по коридору справа – это наш класс, самый большой. Прямо из класса - дверь на веранду. Там весной и осенью, когда было тепло, мы прыгали со скакалочками. На зиму вход на веранду забивали гвоздями, а щели заклеивали бумагой. Дальше была дверь во 2 класс. Дверь налево – 4 класс, а далее – учительская и комната уборщицы. В конце коридора была лесенка в мансарду. Мансарда была небольшой, поэтому здесь учился самый маленький по количеству учеников класс. Лестница, ведущая туда, была шаткой, и нам строго-настрого было сказано без надобности по ней не бегать, а лучше совсем не ходить. Именно поэтому мне долгое время очень хотелось побывать там и посмотреть на деревню с высоты. Но я никак не могла найти повод…
Во втором классе к нам пришла Таисия Николаевна Миронова. Она была заботливой и внимательной. Например, старалась, чтобы мы были сыты и здоровы. Ни столовой, ни буфета тогда в школе не было. Но иногда после уроков нас оставляли или на репетицию, чтобы подготовиться к какому-нибудь школьному празднику, или позаниматься дополнительно. Тогда голод давал о себе знать. Таисия Николаевна посоветовала нам приносить в школу молоко и хлеб. И в большую перемену она давала команду доставать из портфелей бутылки с молоком, хлеб. А потом Таисия Николаевна договорилась, чтобы нам из магазина сельпо привозили мешок с маленькими булочками по 4 копейки за штуку. И мы стали пить молоко с этими булочками.
Шулайкина Л.В.: В детстве, в 5-6 кл, мы с сестрой ходили в продуктовый магазин рейда. Это были первые годы его работы. Рейдовский поселок тогда располагался под горой, у самой реки, как раз напротив двухэтажного правления колхоза в деревне Городище. Сейчас на месте бывшего поселка рейда вырос достаточно густой ельник. Вряд ли нынче кто-то к нему спускается: уж больно крутая гора. Да и на горе уже никто не живет.
Зюзин Александр Ильич: Самый веселый зимний праздник - это Рождество. После Рождества в нашей деревне всегда колядовали. Одевали фуфайки задом наперед, шубы выворачивали наизнанку. Тетя Валя Климина играла на стиральной доске клюшкой. Татьяна Савельевна на балалайке, ее сестра Евдокия Савельевна брала заслонку, а Варвара Михайловна Зюзина – играла на ложках. Плясали, пели колядки. У Татьяны Савельевны был хороший голос, она знала наизусть весь свадебный обряд, поэтому ее приглашали петь на свадьбах. Жаль, что мы в свое время не записали все те песни, которые она хранила в памяти. В чистый четверг Валя Климина ходила с мешком, собирала угощенье.
Субботина (Абрамова)Тамара Петровна: Зимой были святки. Мы с девчонками (Тася Гудовщикова, Галя Паздникова, Фая Субботина (Тишецкая), Люба Гурьева) наряжались и шли по деревне колядовать. Иногда к нам присоединялись и мальчишки: Витя Миронов, Валентин Гудовщиков (гармонист). А за нами бегала с метелкой Ульяна Павловна Паздникова. Она почему-то маскированных не любила.
В Октябрьскую каждая бригада устраивала вечер. Собирались не всем колхозом, а по бригадам. Первая бригада (это были все питерские) обычно собиралась в бывшем доме Николая Трофимовича Зюзина. На гармошке играл Александр Павлович Паздников. Пели, плясали. Наши мамы работали до изнеможения, но и веселиться могли до упаду. Как-то я пришла за мамой, а там у них веселье. В основном все были вдовы: Зюзина Евдокия Егоровна, Миронова Зинаида Николаевна, Субботина Мария Егоровна, моя мама Александра Алексеевна. Они на этих праздниках хоть ненадолго старались заглушить свое горе. У всех женщин были хорошие голоса. Они до самой старости принимали участие в художественной самодеятельности и пели со сцены в сельском клубе. Им даже красивые костюмы сшили в ателье.
Пичугина Капиталина Васильевна: В святки в деревне все девки обычно гадали. Шли в овин и чертили круг, а потом слушали. Если доски сбрякают, значит, будет покойник, а если колокольчик зазвенит, то к свадьбе. Садились перед зеркалом, рядом ставили лампу и смотрели на отражение от фитиля. Собирались обычно у Клавы Улицкой. Очень любили игру «Флир». На карточках были написаны названия цветов. Отца у Клавы Улицкой (Абрамовой) звали Абрамов Алексей Антонович. У него жена рано умерла, он больше не женился, один воспитывал двух дочерей. Он очень заботился о них, Клаву даже каждый день на работу провожал, когда она начала на ферме работать. Далеко ведь ферма от деревни находилась. Алексей Антонович обычно сидел на лавочке около дома. Борода у него была роскошная. Он никогда не ругался. Очень петь любил, что увидит, о том и поет: «Телефоны, марафоны, телеграфные столбы… Кобылка родилась, Дончиком назовем…» Дочь свою Тасю он в строгости держал. Она его слушалась. Потом не раз вспоминала, что отец советовал ей держать в ладошке булавку, чтобы можно было уколоть во время танца какого-нибудь нахала, если будет приставать. Парни ведь раньше разные были, одни скромные, другие понахальнее.
В Масленицу женщины (моя мама Клавдия Устиновна, Надежда Лаврентьевна, Анна Егоровна) катались на больших санях с горы от Устиньи Никитичны. Оглобли привяжут, на сани веники навяжут и поехали! А в Питере катались с горок на стульях.
Мы жили в Городище, а бабушка в Питере. В Питер я бегала к бабушке Елизавете Игнатьевне Сидоровой. До сих пор помню вкус бабушкиной квашеной капусты с мятой. Во время войны меня приняли в пионеры. Помню, как бабушка сказала мне: «Война ведь идет, вдруг немцы придут, убьют»!
Запомнились мне и деревенские свадьбы. Молодые венчаться ездили в Пожву в кошевке, сзади свешивался ковер. Разукрашенные лошади, звон колокольцов! Ну, конечно, мы радовались угощениям, которые нам раздавали. Угощение называлось «крояны», может потому что и нам выкраивали с общего стола что-то. На дружку надевали расшитое полотенце. Молодых встречали песнями.
В Октябрьскую каждая бригада устраивала праздник. 2-я бригада обычно собиралась в доме Ольги Яковлевны. Когда заканчивалась уборка урожая на полях и огородах, то устраивали в правлении колхоза на 2 этаже праздник «Отжинки». Тут уж собирались всем колхозом, а не по бригадам. Готовили на 1 этаже: пекли пироги, варили мясо. По такому случаю всегда резали колхозного бычка. Привозили овощи с колхозного огорода, огурцы, помидоры. Делали паренки из репы и свеклы. Всегда ставили бражку. Посадят нас всю молодежь за отдельный стол, а мы голодные, моментально все очистим. Наши мамы сидели за другим столом. Наши мамы старались нам еды добавить и со своего стола. Порой сами не съедят лишний кусок, стараются нас накормить. А мы ведь росли, и нам все время хотелось есть. Взрослые пили бражку из туеска. Туесок передавали друг другу по кругу. Помню, старики пьют, усы в пене. А потом начинались танцы. В то время был очень популярен парный танец «Ланце». Потом я этот танец увидела в фильме «Любовь и голуби» и сразу вспомнила его. После танцев нас отправляли домой, а нам очень не хотелось расходиться. Помню, однажды бежим с праздника домой, а наши мамы за нами идут и поют. Песни разносились далеко вокруг. «Хазбулат удалой, под чинарой густой мы сидели вдвоем»... Очень они любили эту песню».
Зюзина Ольга Аркадьевна:
Во время празднования Масленицы обычно жгли чучело из соломы.
Во время посевной и во время уборочной работа у колхозников была тяжелой. А начальство не разрешало для колхозников теленка заколоть, чтобы накормить их сытным мясным супом. Тетя Валя Сорока была кладовщиком. Она всегда находила возможность выбраковать какого-нибудь теленка. Скажет, что ногу подвернул или заболел. И тогда у колхозников был настоящий праздник, ели суп с мясом. Это сейчас люди каждый день могут себе позволить есть мясо или колбасу, а раньше ведь в деревне мясо ели только зимой, когда каждая семья колола поросенка или теленка. Летом мясо не ели. На покос брали с собой картошку, сваренную в мундире, пучок зеленого лука, иногда кусок сала, если у кого-то сало еще оставалось с зимы. Иногда варили яйца. Но редко. Яйца берегли на стряпню. Жизнь раньше была совсем другая…
Давно ушло в прошлое поколение наших родителей. Тем, кому сегодня за 80, осталось совсем мало. Но они хранят в памяти массу интересных подробностей о той жизни, которая канула в лету, и стала историей, историей моей малой родины, историей деревни Городище.
СубботинаТамара Петровна, 82г.(воспоминания записала дочь Филиппова М.П.):
Для деревенского человека дом – это нечто большее, чем просто стены. Это и окошко с геранью, и любимая скамейка у ворот, где можно посидеть с соседками, и русская печка, которая всегда была душой любого деревенского дома…
Жители нашей многострадальной деревни Городище всю жизнь строились и перевозили свои дома с места на место. Во время коллективизации тех, у кого земли было больше положенного, переселили на Степковку. В 1952-1956 г.г. началось заполнение Камского водохранилища, и та часть деревни, которая называлась Питером, ушла под воду. Пришлось срочно перевозить свои дома вместе с хозяйственными постройками на гору. Перевезли свой дом из Питера и мы. Семейная легенда гласит, что когда строители стали разбирать сруб, то обнаружили клад (старинные монеты в мешочке). Строители в тот же день сбежали с этими монетами. Потом один из них – самый молодой – вернулся, потому что его обделили (дали только одну монету). Этот старый дом, построенный еще прадедом, до сих пор стоит на усадьбе моей мамы Абрамовой Александры Алексеевны. Жить в нем уже нельзя, ему более 200 лет, мы называем его Абрамовским, потому что строил его прадед моего погибшего на войне отца, Абрамова Петра Васильевича. Но бревна еще крепкие. Мы используем этот дом как кладовку. Где-то примерно с 1981 года мама с Трофимом Гурьяновичем начали строить новый дом с верандой. Кстати, домов с верандой в нашей деревне больше нет ни у кого. Я думаю, что раз Трофим Гурьянович был родом с юга Пермской области, то и у нас в Городище решил построить дом так, как его учили на родине. У нас в Городище и в Питере строили обычно два дома с общими сенями посередине. Такой дом был у родителей моего мужа. Причем одна половина была двухэтажной. Когда старший сын подрастал, обзаводился семьей, ему отдавали вторую половину дома. Когда я вышла замуж, то мы с мужем купили готовый дом, отремонтировали его, сбили новую печь. А когда мои дети выросли, я вернулась в дом своей матери. Он мне роднее, ведь здесь прошло мое детство. Дом обшитый, с веселыми наличниками. Он смотрит тремя окошками на улицу. И веранда до сих пор украшает его.
И русская печь стоит в центре избы как царица. В деревне Питер и в деревне Городище печи у всех были очень большие. Вдоль печи располагалась западенка (это такая лавка шириной в односпальную кровать). На ней спали. Западенка поднималась, а под ней была широкая лестница в голбец (подпол). Рядом с домом располагались хозяйственные постройки. Над двором был сеновал с завозом. По этому завозу поднималась лошадь с сеном. По этому же завозу в семье свекра поднимали на сеновал и огромную бочку, в которой солили капусту. Засолкой капусты занималась бабушка не одна, а обязательно приглашала помощниц. Время для засолки капусты надо было так угадать, чтобы капуста успела укиснуть, а потом сразу бы замерзла. И всю зиму стояла бы в этой огромной бочке замороженная. Чаще всего квасили капусту в бочках перед Казанской. На сеновал к бочке с капустой ходили с сечкой. Нарубишь сечкой миску капусты с льдинками и поставишь на шесток таять. А потом из этой капусты хоть пирог пеки, хоть пельмени капустные стряпай, хоть щи мясные. А во время поста ели капусту без мяса. Утром хозяйка должна была успеть и хлеб испечь, и еду сварить на всю семью, и картошку сварить для скота. Так что она крутилась у печи, как белка в колесе, ухват так и мелькал у нее в руках. Все поставит в печь, а потом достает чугунки и горшки с супами, кашами, паренками из репы, брюквы и свёклы, кринки с молоком (с травами).
Мама пекла в печи не только хлеб, но и рыбные пироги и шаньги с разными начинками. Весной в Благовещение всегда пекла кулички. А блины и вафли делала из дрожжевого теста. Молоко она ставила париться только в глиняной кринке. Когда доставала кринку из печи, то молоко было желто - золотистого цвета и обязательно с пеночкой. Мы, бывало, придем с работы и сразу забираемся на печь. И дети наши любили там погреться. У кошек здесь тоже было свое любимое местечко.
А на Сплавучастке и в посёлке Кама печей русских не было, там в казенных квартирах были только камины. Многие нам завидовали.
А.А. Мармалюк рассказывала, что женщины раньше рожали дома с повитухой, больниц то ведь до революции не было. Послед зимой обычно закапывали в голбце. Потому и говорили старики , что человек пуповиной к своему дому прирос. Здесь его корни. Вот я и думаю, разве можно оставить свой дом? Он как живое существо. Погибает, когда его оставляют люди.
Известные уроженцы Городище
Абрамов Геннадий Иванович
В марте 1971 года Геннадию Ивановичу выпало высокое доверие быть участником ХХIV съезда КПСС. А 7 мая 1971 года ему была вручена высокая правительственная награда – Орден Трудового Красного Знамени
Паздникова Зинаида Александровна
На таких женщинах держится Россия