Калинино
История возникновения деревни
Каждая деревня имеет свою историю. Так и деревня Калинино тоже имеет свою историю. Это самая молодая из окружающих деревень этой территории Архангельского поселения.
Динамика количества дворов, численности населения д. Калинино (Шлян, Шлян-Пальник):
Год переписи | Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 г. | Сведения, составленные в 1908 г. волостными правлениями по Пермской губернии | Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 г. | По статистическим данным на 1962 г. |
По переписи населения 2010 г. |
Количество дворов (хозяйств) |
8 | 27 | 35 | 23 | |
Численность населения всего | 52 | 139 | 173 | 183 | 64 |
В т.ч. мужского пола | 29 | 69 | 70 | ||
В т.ч. женского пола | 23 | 70 | 103 |
Первым поселился на Истере некий Шлянов. Родом он был из ёгвинских земель. Земли там недостаточно было и он нашел хорошие, никому не принадлежащие земли и поставил здесь первую избу. Рядом были ключ, река Истер. Жил здесь, охотился, ловил рыбу, собирал ягоды и грибы, обрабатывал землю, выращивал зерновые культуры, картофель, овощи, лен. Был весьма трудолюбивым, и ему стали завидовать.
Пришли ёгвинскиеи и сожгли его дом. Тогда он переселился на место теперешней деревни Калинино. Здесь снова срубил себе избушку и начал жить. Поэтому деревню стали называть Шляном, по имени первого жителя. А слово Пальник добавилось к названию деревни, так как изба поставлена на месте вырубленного и спаленного леса.
Позже из деревни Ванюково переселились ёгвинские 5 братьев, батинса из Батино переселились, кокановы – из Коканово переселились из Ёгвинской стороны. Кривощековы переселились из Карпова. Они построили себе добротные дома.
Кривощеков Семен Николаевич был мастеровым. Из рук у него все получалось. Держал несколько лошадей, коров, быладругая живность. Имели землю. Его в 30-ые годы раскулачили и отправили в Сибирь. Было у него три дочери Елизавета, Анастасия и Екатерина. Он их отдал в жены беднякам и разделил имущество между ними. В Сибири тоже построил себе дом. Но потом все равно вернулся на родину.
Кривощековы Федор Кузьмич, Яков Кузьмич тоже жили зажиточно. Их выслали в Сибирь при раскулачивании. Позже тоже вернулись домой. Савельевы переселились из Габово (деревня находилась у Мартино). Рядом по реке Истер была деревня Ясная поляна. В народе называли БаляБӧж. Деревня стояла рядом с лесом, где водились волки. А в деревне многие разводили овец, на которых нападали волки и оставляли только хвостики, которые находили хозяева вместо своих овец. Урочище сегодня так и называется БаляБӧж
Здесь была кузница у Ивана. В кузнице работал Федор Ефимович. Из этой деревни перешли жить в Шлян-Пальник несколько хозяйств: Василий Фомич, Григорий Фомич, Александр Фомич, Иван, Федор Ефимович и другие.
Василий Фомич работал бригадиром. В 2 часа ночи пришли и позвали его на улицу. Он вышел в нижнем белье и пропал. Больше никто нигде его не видел. Говорят, что расстрелян где-то в лесу.
Григорий Фомич работал председателем колхоза. Семья жила хорошо, зажиточно. Построили себе добротный дом.
Несколько семей переселились из лесного поселка Беляй. Это Сайкинова Екатерина и Нешатаевы.
Были 2 семьи Лесниковых. Ходили 2 сестры Елизавета и Анна нищими. Они понравились Пав Якову и он их приютил. Позже они построились, создали семьи и стали жить в Калинино.
Таким образом образовалась довольно большая деревня. Улица широкая, прямая, длинная. Люди уважительно относились друг другу, окна домов смотрят навстречу друг другу. Дома веселые, большие, добротные.
У более зажиточных было по 2 дома: летняя изба и зимняя изба. Летняя изба большая с огромными окнами. Зимняя изба намного меньше с маленькими окнами и ставнями.
В Шлян-Пальнике образовался колхоз в 30-ые годы. Назывался колхозом имени Калинина. После укрупнения колхозов деревню переименовали в Калинино.
Природные условия и ресурсы
Деревня лежит в умеренном климатическом поясе. Умеренно континентальный тип климата. Лето теплое, зима холодная. Преобладающие ветры – западные. Осадков выпадает в пределах 600 мм в год. Большая часть – в теплое время года. Зимы по сравнению с окружающими территориями значительно холоднее. Температура воздуха зимой ниже, чем в Архангельском, на 5-6 градусов. Климат отличается тем, что здесь наблюдаются весной поздние заморозки, а осенью – ранние заморозки. В деревне почти невозможно выращивать плодовые деревья, как яблоня, груши. Из-за заморозков снижется урожай картофеля, лука. Туманы портят посевы.
Почвы подзолистые, дерново-подзолистые, пойменные.
Растительность самая разнообразная. В основном растут хвойные леса из ели, сосны и пихты. Мхи растут под пологом хвойных деревьев. В большом количестве лес вырублен. Здесь выросли вторичные леса из березы, осины и ольхи. В глухом лесу есть место, где растут липы. Здесь же цветет марьин корень. Много рябины, черемухи. На вырубках сначала растет земляника лесная, затем поселяется малина, потом поднимаются мелколиственные деревья. А под пологом мелколиственных растут снова хвойные деревья. По долинам рек много смородины красной и черной. Есть жимолость, шиповник. Очень много самых разных ягод. В последнее время появились ещё черника и брусника, их раньше было крайне мало, только одиночные кустики встречались. Теперь собирают уже помногу. Очень много растет грибов: белых, подосиновиков, подберезовиков, рыжиков, маслят, сыроежек, лисичек, волнушек… Грибники хорошо знали, где какие грибы можно собирать. В сезон грибов носят по несколько ведер в день. Многие предпочитают собирать только рыжики для засолки, а белые грибы для засушки.
Деревня богата водными ресурсами, находится в долине 3 рек. А такое место считается благодатным. Кроме Истера, Маркашора, Арашора текут речушки Оляшор, Ключашор, Ключлог, Надлог. У Ключашора есть родник с целебной водой. К нему приходили за водой из других деревень. Со всех сторон находятся холмы. На севере – Тури мыс, на востоке – Сеня мыс, на северо-востоке – Надлог мыс, на юге – Балябэж мыс, на западе – Гуна мыс. В лесу имеются очень живописные места – это Горба мыс, Наум шутём, Козёл.
Есть и полезные ископаемые. Это торф, гравий и песок. Из источников можно прочитать, что на Истере есть золото. В Козёле лежат залежи песка, которые ослепительно искрятся на солнце. Возможно, где-то и есть в этих местах рассыпное золото.
А сколько диких животных в лесу! Это зайцы и белки, волки и лисицы, лоси и медведи, кабаны и рыси, тетерева и глухари, бурундуки и куницы… .
Леса и окрестности богаты лекарственными травами. Воздух чистый. В лесу много лишайников и можжевельника. Воды чистые. В них много хариуса, которые живут только в чистых водах.
Население
Деревня живет своим чередом. Не отличается от других населенных пунктов края и округа. Все политические процессы коснулись деревни. Сначала были частные хозяйства, затем началась коллективизация. Всем своим имуществом вступали в колхозы. Были и такие, которые попали под раскулачивание и были отправлены в Сибирь. Затем вернулись обратно домой. Огнем прошлась и гражданская война. Деревня несколько раз переходила из рук в руки. То красные возьмут власть, то белые придут обратно. Люди спасались только в подвалах. Был один дом в деревне, где стены были прострелены, хорошо видны были следы от пуль.
Много человеческих жизней унесла Великая Отечественная война. Из деревни ушло на фронт 34 человека. Среди них одна девушка Савельева Татьяна Степановна. Рассказывают, что она была такая боевая, что могла остановить лошадь на скаку. Была такая лошадь, что никто её поймать не мог. Она с разбегу подскакивала на лошадь, бралась за гриву и останавливала её. Таким образом зауздала её. Была комсомолкой. На фронте работала водителем. Прошла всю войну, дошла до Берлина и 8 мая погибла на подступах к городу. Больше половины ушедших на фронт не вернулось.
Главное богатство любого населенного пункта – это люди.
В 70-ые годы 20 века в 40 хозяйствах проживало 190 человек. В настоящее время в 12 хозяйствах проживает 31 человек. Население стареет. По национальному составу все являются коми-пермяками. В совершенстве владеют русским и коми-пермяцким языками.
Большинство семей в деревне – многодетные. 15 семей имели более 5 детей, из них 4 семьи по 8, 9, 10, 12 детей. Большинство детей, получив образование, покинули родной очаг, но помнят свой родительский дом, места, где прошло их детство. Часто посещают отчий дом, особенно летом в ягодную и грибную пору.
Народ в деревне был дружный. В праздники собирались в клубе. Пели и танцевали. Хорошими песенницами были Нечаева Раиса Семеновна, Батина Анна Степановна, Лесникова Елизавета, Кривощекова Елена Ананьевна, Пушкина Ксенья Николаевна и другие. Были свои гармонисты: Якимов Анатолий Валерьевич, Нешатаев Михаил Валерьевич, Лесников Николай, Нечаев Анатолий Семенович, на тальянке играл Савельев Иван.
Дети собирались в каникулы в клубе и готовили концерты, выступали перед родителями, перед доярками на летних пастбищах, в Мосино, Андроново, В-Волпе. В праздники 11 сентября и 18 марта ходили по деревне и пели песни. В Пасху ставили общие качели, и какая была радость, когда все качались и пели песни целую неделю. Через неделю качели убирали.
А какими были рукодельницами женщины. Не сидели никогда без дела. Вышивали, вязали крючком, ткали половики и полотенца. Не только панно вышивали, но и занавески, наволочки, полотенца. В праздники все это доставали и украшали ими дома. Новыми моделями делились друг с другом.
Хозяйство
Было развито сельское хозяйство. В былые времена славилась животноводством, растениеводством. Направления сельского хозяйства менялись из года в год. Сначала выращивали зерновые культуры: рожь, ячмень, овес и пшеницу, лен, картофель, горох. Разводили лошадей, коров, свиней, телят. В 80-ые годы ориентировались на мясо-молочное животноводство. Растениеводство способствовало развитию животноводства. Разводили телят на откорме.
Как дружно работали на сенокосе всей деревней. Это было в радость всем. Женщины старались на сенокос одеваться красиво, нарядно.
Активно работали калининские выдвиженцы - депутаты Архангельского сельского совета В.Ф. Кривощеков, А.И.Савельев. Звеньевым Калиниской бригады ра ботал Е.А.Кривощеков. Все хозяйства в деревне держали коров, численность стада в конце 70-х гг. прошлого века доходила до 31 коровы. Ежедневно с хозяйств забирал молоко молокосборщик Савельев Федор Антонович, это был один их лучших молокосборщиков колхоза "Совет".
Закрыли свинарник. Отказались ото льна, картофеля, гороха. Вместо них на полях посеяли травы, в основном клевер. В 2000-ые годы направление сельского хозяйства изменилось на молочное. Закрыли откормочники. Оставили только молочно-товарные фермы. Но в последние годы как и во всем крае сельское хозяйство пришло в упадок. Из-за неправильной сельскохозяйственной политики государства в сельской местности исчезли сельхозпредприятия, царит безработица. В деревне не осталось ни одного сельхозпредприятия. Молодые ездят на работу вахтенным методом или устраиваются на временные строительные работы и на лесозаготовку. Безработные жители содержат хозяйство, живность, содержат огороды. Очень удобно выращивать овощи, картофель.
Источник:
Батина Татьяна. История деревни Калинино [Текст]: материалы районного конкурса исследовательских работ учащихся/ Т.Батина; руководитель Власова Е.Н., учитель географии МОУ Архангельская средняя школа. - с. Архангельское, 2016. - 11 с.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
История деревни Калинино в воспоминаниях жителей
Кривощёкова Мария Ивановна (1938 г.р., уроженка д. Полянка, сейчас проживает в д. Жуково) рассказывает, что когда она была 3-х летним ребёнком родители переехали из д. Полянка в д. Калинино. Деревня была большая, а точнее длинная, жили в каждом доме. Отец успел как-то поставить свой дом в середине деревни, а три семьи не успели, поэтому они образовали вторую улицу, она была короткая, всего в 3-4 дома. Продолжить основную улицу было уже некуда, с одной стороны речушка Арашор, с другой болотистые места, а дальше речка Истер. В деревне стояли два вековых тополя, один на одном конце деревни, второй - на другом. Её, маленькую, отдали в приёмную семью в д. Чинагорт, но она всегда скучала и сильно хотела домой, и в 14 лет добилась своего, вернулась домой. Когда ей было 17 лет, мама умерла, старший брат был уже женат, она жила с младшим братом, в 22 года вышла замуж в д. Жуково.
Помнит, что деревня была богатая, был конный двор, свинарник, фермы для коров, телят и овец, были склады, сушилка. Всё это нужно было людям, чтоб выжить. Работали все, от мала до велика, не покладая рук. Деревня процветала, люди были дружные, помогали друг другу, не зря её всё время тянуло домой, к родным ей людям. Сейчас деревня еле дышит, живут где-то в домах 10-ти, работать негде, ферм никаких нет, луга вокруг деревни не убираются, поля не обрабатываются, всё зарастает, пустые дома разваливаются, деревня вымирает. [Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
ВОСПОМИНАНИЯ про деревню Калинино Кривощёковых Василия Фёдоровича и Елены Ананьевны
По рассказам матери Василия Федровича деревня стояла не на том месте, где стоит сейчас, а ближе к речке Истер. Ссыльный Шлянов построил себе дом и начал осваивать территорию вокруг, но ёгвинским жителям, которые давно приметили эти места, не понравилось его присутствие. Они устроили пожар, и дом Шлянова сгорел. Сейчас недалеко от деревни есть угодья, которые так и называются «Ёгвинские пашни», но ёгвинцы по каким-то причинам так и не успели туда перебраться. А Шлянов построил свой дом уже в том месте, где сейчас находится деревня. Впоследствии в то место потянулись люди со всех сторон: с Архангельского, с Кубенёво, с Ванюково (Ёгва), с Габово, с Батино. Перебрались и из Ёгвы пять братьев. Обзавелись семьями, стали жить. У каждого было по 1-2 ребёнка, только у одного брата детей было много. У одного из братьев, Николая, в 1917 году родился сын Костя, который стал одним из первых учителем из нашей деревни.
В 1927 году, когда в д. Коммуна был организован первый колхоз, в д. Калинино по их примеру образовали товарищество совместной обработки земли (ТОЗ). Взяли веялку, всю работу старались делать сообща. За эту инициативу товарищество было поощрено. Им были выделены самые лучшие луга вдоль р. Иньвы по соседству с колхозами из д. Коммуны и д. Федотово. Потом эти луга долгое время так и оставались за нашей деревней, не смотря на то, что колхозы уже давно объединились. И многие годы калининская бригада каждое лето ездила за 15 километров убирать сено с этих лугов.
В деревне был организован колхоз им. Калинина. Отец мой работал кузнецом, и я, Кривощёков Василий Фёдорович, уроженец д. Калинино, 1934 г.р., часто бегал к нему в кузницу, пока отца не забрали на войну. Жители деревни были трудолюбивые, колхоз был богатый. Держали овец, свиней, лошадей, коров, телят, кур. В кузницу к отцу нужно было бежать через д. Полянка, я хорошо помню, что жителей этой деревни переселяли перед самой войной. Деревни Вдовино уже не было, стоял там только один дом, жители этой деревни были раскулачены раньше.
Летом проводил отца на войну, а осенью пошёл в первый класс Н-Волпинской школы, где проучился 4 года. Деревня была большая, в каждой семье имелись дети, одна семья была многодетная, в ней было 9 детей. После того, как вместе с отцом почти все мужики уехали на фронт, деревня опустела. Всё легло на плечи женщин и детей, было очень тяжело, но мы не унывали. Помню, дали мне лошадь Маньку, высокую, никак не мог на неё взобраться, приучил её, будто бы даю ей что-то, а когда она голову наклонит, чтоб взять угощение, я быстренько взбираюсь по шее на её спину. А чтоб я не упал с лошади, сестра привязывала мне ноги верёвкой под брюхом лошади. Хотели мою лошадь забрать на фронт, но по какой-то причине оставили, хоть много лошадей не избежало этой участи.
Вот уж поистине мы на себе испытали, что значит «Всё для фронта, всё для победы». Ещё несколько раз за годы войны, едва повзрослевшие, парни уходили на фронт. Мясо, хлеб и ещё много чего везли на фронт, а сами мы жили на подножном корме. Ели пистики (хвощ), ягоды, картофельный хлеб. Было холодно, голодно, трудно. Беспрестанно шли похоронки, в деревне каждый день стоял рёв. Нам тоже пришло извещение, что отец пропал без вести. Мы тоже горевали, но надо было жить. Через некоторое время пришло от отца письмо, что он был в окружении, его ранили, но он уже снова на фронте. Мы радовались, но судьбу не обманешь, через некоторое время пришла на отца похоронка. После войны мы с сестрой ездили на могилу отца. Небольшой городок, но при его освобождении погибло более 500 наших солдат. Не один раз городок переходил из рук в руки. Ночью город был освобождён, раненого отца нашли только утром, от потери крови он скончался в госпитале.
Война закончилась. Более 30 человек из нашей деревни не вернулось домой. Приехало всего несколько человек. Никогда не забыть чувство горечи смешанное с радостью. Тут и слёзы радости и обиды, что кто-то не дождался близкого человека. Все сразу взялись за дело, жизнь стала налаживаться. Пока колхоз был отдельно, все фермы в деревне работали, производили мясо, молоко, яйцо. Это потом, когда началось укрупнение ферм, что-то куда-то перевели, а что-то совсем убрали. В начале 50-ых коров перевели в Усть-Волпу. Со временем куда-то подевались птичник, ферма для овец. Остались телятник, свинарник и конный двор.
С 1953 года жизнь в нашей деревне стала намного легче. Деревня всегда была со всех сторон окружена лесом, можно сказать она стояла в лесу. Вот и решили там начать лесозаготовки (курени). Отовсюду приехали вербованные, даже из Белоруссии. Многие приезжие квартировали в деревне. Открыли магазин, начали печь хлеб, и как же мы удивлялись, когда впервые увидели хлеб в виде буханок, да ещё и белый. Появилась в деревне техника, которую тайно можно было хоть изредка использовать для нужд жителей деревни. Начали строиться, хотя дома в деревне всегда были добротные, лес-то рядом. Деревня росла и крепла, появилось много семей, где было по 8-12 детей. В 1972-73 учебном году каждый день из нашей деревни в Н-Волпинскую школу ходило 56 детей. Жить бы да радоваться. Колхоз «Совет» процветал, начал курсировать колхозный автобус, он же подвозил до школы учеников.
Красивая была деревня, крепкая: и домами своими добротными, и развивающимся хозяйством, а самое главное людьми своими трудолюбивыми. Одних только учителей мы насчитали 18 человек. А медиков, агрономов, да мало ли ещё кого…
Первым уехал из деревни Савельев Василий Александрович где-то в 60-ые годы. Потом за растрату посадили Савельева Николая Васильевича, который работал секретарём в сельском совете. Он в свою деревню больше так и не вернулся. Переехал в п. Беляй Савельев Василий Егорович. После них люди начали уезжать, искать более лёгкую жизнь. Молодёжь тоже не захотела оставаться в лесу, захотелось поближе к цивилизации, в город. Деревня начала вымирать, и теперь мы имеем, что имеем. [Воспоминания записаны в февр. 2018 г.]
Вернуться к списку известных людей
Савельев Сергей Сергеевич (1938 - 2022)
Сергей Сергеевич родился 2 октября 1938 г. в д. Калинино Юсьвинского района. Учился в Нижневолпинской семилетней школе Карасовского сельсовета. После окончания 7 классов в 1953 г. работал рядовым колхозником. С 1957 по 1960 г. служил в рядах Советской Армии. После армии работал в колхозе, в Юсьвинском УМСХ № 3, трактористом в ДСУ-4, чокеровщиком в Городищенском ЛПХ комбината «Комипермлес», экскаваторщиком на Юсьвинском производственном участке. С 1965 по 1998 г. работал в Юсьвинской ПМК бригадиром строительной бригады. С сентября 1998 г. на пенсии. Награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970), орденом «Знак Почета» (1986), ему присвоено почетное звание «Заслуженный строитель РСФСР» (1981).
Умер 9 сентября 2022 года.