НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЮСЬВИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Они

Исторические сведения по деревням Большие Они и Малые Они, в 1984 году объединенные в единое село Они, упоминаются во многих источниках.

Существуют разные переводы слова «онь». Одни считают, что это уменьшительная форма коми-пермяцкого имени Оника. В других источниках «онь» переводится, как "туман над водой"(мучная пыль).

И.Я.Кривощеков в указателе к карте Соликамского уезда, опубликованного в 1897 году отмечает: «Большие Они на речке Онь, левом притоке реки Иньвы, Никитинской волости, от волостного правления отстоит в 8 верстах. В деревне находятся: православная часовня и школа грамоты. Жители - обруселые пермяки. Занятие населения  - земледелие и позаводские работы в Майкоре. По переписи Елизарова в 1647 году, Они назывались деревней Мартиновой на устье речки Оны, в ней 9 дворов жилых и один пустой; уже тогда большинство домохозяев носили фамилию Оньковы. По сведениям 1895 года, дворов 58, жителей обоего пола 382 человек.» [Кривощеков И.Я.,1897:48]

Галина Ивановна Фомина, долгое время проработавшая библиотекарем Оньковской сельской библиотеки, была страстным краеведом. За период деятельности провела немало архивных исследований по истории Оньковской территории.

В газете «По ленинскому пути» опубликована статья Фоминой Г.И. «Кто мы? Откуда мы?». В связи с тем, что материал основан на проверенных источниках и представляет собой уникальный труд краеведа, статья приводится полностью.

«Корни возникновения первого поселения на речке Онь (Они) уходят в далекое прошлое. Дмитриев в «Пермской старине» приводит несколько документов относительно села Они Юсьвинского района.

Первый документ – это первая «писцовая книга» Кайсарова 1623-24 годов по Велико-пермским вотчинам Строгановых. Кайсаров первым (после Яхонтова) решил описать население этого глухого таежного края. И благодаря ему, история донесла до нас имена первопроходцев этих земель. О чем же повествуется в документе?

Прежде всего упоминается, кто проживал в деревне Мартыновская. У некоторых жителей указаны имена, фамилии, а кто представлен просто по прозвищу. Что интересно, уже тогда фигурировали фамилии Ошмарин и Оньков. Из этого документа известно, что представляла из себя деревня, какие были пашни, чем занималось население и т.д. «В 1624 г. в деревне было 4 крестьянских двора, проживало в них 14 человек. «И пашни паханы добрые, сена 150 копен. Да у них же рыбная ловля в реке на Иньве».(добавл. ред.)

В дальнейшем о существовании этой деревни  можно прочитать в «Пермской летописи» Шишонкова, которая датируется 1645 годом.

В 1647 году, когда земли находились во владениях Данилы Ивановича Строганова, наша местность относилась к Яйвинскому округу. В числе других деревень, перечисленных в документах, опять же фигурирует деревня Мартынова на устье речки Оны (левый приток Иньвы).  «В 1647 г. дворов в деревне было 9, большинство домохозяев носили фамилию Онковых.» (добавл. ред.)

На географический карте, помещенной в книге «Коми-Пермяцкий национальный округ», указана дата возникновения села Они – 1678 год. Но если верить переписной книге князя Бельского (1678 год), то там тоже упоминается деревня Мартынова. Как видим, и в этой книге вновь указана деревня Мартыновская, а не Они.

Ученый А.С.Кривощекова-Гантман в своей книге о географических названиях указывает на то, что первоначально на месте Большие Они была деревня Ошмары, а позже в 1875 году, она была переименована в деревню Большие Они. Причиной возникновения д.Ошмары явились реальные  исторические события – перенаселение марийцев в 16-18 веках. Они  переселились в левобережье Волги на территорию нынешней Башкирии и в Приуралье, где были известны под названием «восточные марийцы». Об этом же утверждает историк Г. Санаев, что восточные марийцы расселены к востоку от Вятки – в бассейне реки Камы и ее притоков. Пребывание марийского населения в Приуралье отразилось на некоторых названиях деревень, которые расположены в Куединском и Ординском районах. Если же говорить о деревне Ошмары (ныне Большие Они), то  перевод получится следующий: "Ошмарий" – устаревшее самоназвание марийцев, т.е. белые марийцы.

Просматривая документы последующих лет, больше о деревне Матыновская никто не упоминает. А она была расположена рядышком с деревней Ошмары. Вывод напрашивается один. При слиянии этих двух деревень и появилась всем известная деревня Большие Они.

А сейчас  хотелось бы сравнить две даты: 1875 год – год появления деревни Большие Они и 1623 год – первое упоминание о существовании деревни Мартыновская. Между этими датами 252 года – это столько, по всей видимости, прожила деревня Мартновская, древняя родина наших предков.

Наверное, интересной  была история появления и деревни Малые Они. Об этом к сожалению история умалчивает. Раньше между этими деревнями было некоторое расстояние. В Больших Онях невозможно было услышать коми-пермяцкую речь, а в деревне Малые Они  она звучала. Правда, на коми-пермяцком общаются только пожилые. Со временем эти деревни соединились, и теперь этот населенный пункт известен нам как село Они.

По А.С.Кривощековой-Гантман читаем следующее: «Большшие Они – Ыджыт Онь, Малые Они – Учȍт Онь». Даже сейчас в ближайших деревнях встречаются фамилии Аникин, Оньков. А по В.И.Лыткину «онь» - туман над водой, мучная пыль.

И в заключении хочется вернуться в «Писцовой книге» Кайсарова (1623-24 годы). Там четко указано, что среди жителей деревни Мартыновская есть Данила Ошмарин и Дмитрий Оньков. Не они ли пустили корни в столь многочисленный отряд Ошмариных и Оньковых?» [Фомина Г. 1985:3]

Динамика количества дворов (хозяйств) и численности населения по деревням Большие и Малые Они

Д. Большие Они

Год переписи

Список населенных мест 1869 года Пермской губернии Соликамского  уезда 2 стана                 Дер. Ошмарина (Артюшев)

Сведения, составленные в 1908 году  волостными правлениями по Пермской губернии Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа  Уральской области на 1926 год

По статистическим данным на 1962 год

Количество  дворов (хозяйств) 34 73    
Численность населения всего 191 343   359
В т.ч. мужского пола 90 168    
В т.ч. женского пола 101 175    

Д. Малые Они

Год переписи

Список населенных мест 1869 года Пермской губернии Соликамского уезда 2 стана Дер. Онькова (Оньковская)

Сведения, составленные в 1908 году  волостными правлениями по Пермской губернии Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа  Уральской области на 1926 год

По статистическим данным на 1962 год

Количество  дворов (хозяйств) 35 55    
Численность населения всего 180 280   272
В т.ч. мужского пола 81 133    
В т.ч. женского пола 99 147    

Решением Юсьвинского райисполкома № 133 от 20.09.1984 г. деревни Малые Они  и Большие Они объединены в село Они. По переписи населения 2010 г. в с. Они жителей насчитывалось 366 человек, в т.ч. – 165 мужчин и 201 – женщин.

В 1931 г. Оньковский сельский совет с центром д.Большие Они был отделен от Майкорского района и вошёл в состав Юсьвинского района. В 2016 году Оньковский сельский совет ликвидирован, с. Они вошли в состав Майкорского  сельского поселения.

В начале 1930-х годов на территории деревень Большие  и Малые Они образовался колхоз "Малооньковский", который впоследствии был перименован в колохоз им. Мичурина, а затем в совхоз "Майкорский". Деревни Малые и Большие Они входили в Оньковское отделение совхоза "Майкорский".

В Оньковской школе учился будущий Герой Советского Союза, участник Орловско-Курской битвы  Ошмарин Иван Константинович.

В Больших Онях имелась артель, где занимались изготовлением деревянных частей для телег, а также корзиноплетением. 

Соседняя деревня – Малые Они – славилась своей пасекой. В 2006г. в Онях было 10 частных пасек, в них более 70 пчелосемей. Площадь Оньковского сельсовета составояла 833 га, по его территории протекают реки Онь и Исыл, впадающие в Иньву. Расстояние до райцентра с.Юсьва составляет 52 км.

 

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».

Гордостью населенных пунктов Большие и Малые Они являются

Богушевский Юрий Николаевич

Богушевский Ю. Н. родился 19 июня 1955 года в деревне Большие Они  в семье учителей. Отец Юрия Николаевича, Николай Александрович Богушевский, был вместе с родителями выслан в 1930 году с Могилевской области Белорусской ССР в д. Чураки Косинского района Коми-Пермяцкого округа. С 1941 года после окончания Кудымкарского педагогического училища Николай Александрович Богушевский начал педагогическую деятельность, работал в разных школах округа, на разных должностях. С 1949 по 1959 годы — сначала учителем, завучем, а затем - директором Оньковской семилетней школы. В 1959 г.  в связи с назначением Н. А. Богушевского  заведующим Юсьвинским районным отделом народного образования, семья переезжает в с.Юсьва. 

Богушевский Ю. Н. в 1972 году закончил 10 классов Юсьвинской средней школы и поступил в Пермский педагогический институт на факультет «Физическая культура». В 1977 году окончил институт, и немного проработав учителем физкультуры Юсьвинской средней школы,  в 1977 году уходит на службу в Советскую Армию. После демобилизации с 1979 года у Юрия Николаевича начинается учительская трудовая деятельность в Юсьвинской средней школе: с 1979-1983 гг. - учителем физкультуры, с 1983-1988 гг. - руководителем начальной военной подготовки, с 1988 по 1990 гг. - директор, с 1990 по1994 год - учителем физкультуры. С 1994 года переходит в органы управления образованием: до 1997 года заведовал Юсьвинским рацонным отделом образования, в 1997 году назначен начальником управления образования администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, в этой должности проработал до 2008 года. С 2008 по 2010 год Юрий Николаевич - директор ДЮСШ «Спарт». В  октябре 2010 года  был избран председателем Земского собрания Юсьвинского муниципального района, где проработал до выхода на заслуженный отдых (до июня 2015 г.).  Награжден знаком «Отличник народного образования».   

 

Оньков Виталий Николаевич  (17.06.1946-13.10.2008)

Оньков В. Н. родился в  с. Они. Творческая жизнь Виталия Онькова началась рано. Первые образы будущих произведений возникли, когда он слушал рассказы своей бабушки Дарьи Семёновны. От неё он узнал о древних чудах, о народных приметах. Именно она передала ему особое понимание мира природы. Мама, Клавдия Тимофеевна, сельская учительница - всегда добрая, открытая, всеми уважаемая женщина. Отец, Николай Васильевич, участник Великой Отечественной войны, сильный, волевой человек, отдававший всего себя любимому делу. Он был ветеринарным врачом, односельчане о нём до сих пор вспоминают с большим уважением.

Первый успех к юному художнику пришел во 2-ом классе, его работа, отправленная в Москву в редакцию газеты «Пионерская правда», можно сказать, завоевала мировую известность, так как была отправлена на выставку в Югославию. В 1970 г. Виталий Николаевич окончил художественно-графическое отделение Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, затем работал преподавателем в педагогическом училище г. Кудымкар,  в 1973 - 1992 гг. - преподавателем живописи и скульптуры в школе искусств г. Кудымкара. С 1992 г.  был  свободным художником, выполнял разовые заказы, совершал творческие поездки.

Виталий Оньков - явление в культуре Пармы было ярким и самобытным. Он был художником, в творчестве которого наиболее полно отразилась жизнь и душа коми-пермяцкого народа. Образ Пармы занимал главное место. К какой бы теме не обращался художник, в ней обязательно присутствовал образ родной земли, прямо или ассоциативно трактованный в композиции произведения. Поиски затрагивали эпические сказания, сюжетно-бытовые композиции, портреты современников. Но всегда в них была  какая-то часть Пармы. Обобщенный образ Пармы виделся Онькову  и через пейзаж. Виталий Оньков был  художником разносторонним. Его творческой палитре были подвластны и живопись, и графика, и скульптура, и декоративно-прикладное искусство. Пейзажист, анималист, портретист, автор жанровых и фольклорно-эпических композиций, Виталий Николаевич занимал место ведущего живописца Коми-Пермяцкого объединения художников.

В конце 80-х годов ХХ века В.Н.Оньков работал с Пермским книжным издательством над произведением А.Домнина «Сказания о Кудым-Оше и Пере-охотнике». Художник создал комплексное оформление книги от футляра-обложки до мельчайших деталей в виде разноцветных закладочек-листочков для страниц.  Виталий Оньков написал  более 40 картин и около 100 графических произведений. Оньков был  участником областных, окружных, зональных и республиканских художественных выставок: отчетной выставки коми-пермяцких художников в Пермской  государственной художественной галерее, большого пленера «Пермский край - 2006» (Пермь - Кудымкар). Были организованы ряд его персональных выставок, изданы два альбома-каталога: в  1998 г. в   г.Пермь и  в 2006 г. в  г.Кудымкар.  С1995 г.  состоял  в Союзе художников России.

 

Онькова Вера  Владимировна

Уроженка с.Они, Вера Онькова прославила  родное село Они своими спортивными достижениями.

Вера Онькова начал соревновательную карьеру в  1999 году на турнире  Чемпионата России, где занял 9 место в номинации бодибилдинг в категории женщины до 52 кг.

В  2000 г.  в  г. Краснокамске  она  завоевала кубок области по бодибилдингу и фитнесу. В мае 2005 г. в г. Екатеринбурге получила титул «Мисс фитнес»;  в майе 2005 г. в  г. Казань  –  1-е  место  в Чемпионате России по фитнесу;  в октябре  2005 г. в  Англии в  г. Сауспорт  –  1-е  место  в  Чемпионате Европы   по   фитнесу.  В декабре   2005 г. в  Германии в   г. Арнштадт – звёздный час Оньковой В.В. – она абсолютная чемпионка мира по фитнесу.

 

 

 

 

 

 

Ошмарина Нина Васильевна

Ошмарина Н. В. родилась 11 декабря 1941 года в с. Большие Они .

После  окончания  Оньковской  восьмилетней  школы  стала  овощеводом  в совхозе «Майкорский», а с 1957 года– дояркой. Проработала 21 год: с1980 года работала телятницей. За отличную работу и высокие надои молока награждена орденом«Знак Почета» (1975), знаками«Победитель  соцсоревнования» (1973,1974,1975), «Ударник девятой пятилетки» (1973), медалью«Ветеран труда» (1985), многими Почетными грамотами.

 

 

 

 

Радостева Валентина Александровна

Радостеква В.А. родилась 16 февраля 1941 г. в д. Малые Они Юсьвинского района.

С 1956 по 1966 г. работала в колхозе им. Мичурина, с 1966 по 1969 г. — в совхозе «Пожвинский», который впоследствии переименован в совхоз «Майкорский», где В. А. Радостева проработала телятницей до 1996 г. (до выхода на пенсию).

За многолетний добросовестный труд и высокие производственные показатели В. А. Радостевой присвоено почетное звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ» (1995).

 

 

 

 

Селиванова (Балабанова) Антонина Константиновна

Селиванова А.К. родилась 8 марта 1928 г. в д. Большие Они. Образование 7 классов. На  Пожвинский завод пришла работать в 1959 г. токарем. В  период  своей  трудовой  деятельности  овладела  второй  профессией–электросварщика.  Свой  богатый  опыт  и  знания  передавала  молодежи.  За добросовестный труд занесена в заводскую Книгу почета, заносилась на Доску почета,  неоднократно  награждалась  Почетными  грамотами  и  ценными подарками. За высокие производственные показатели награждена юбилейной медалью «За  доблестный  труд.  В  ознаменование100-летия  со  дня  рождения  В.  И. Ленина». Ей присвоено звание «Ударник коммунистического труда».

Принимала  активное  участие  в  жизни  завода "Лесоспоавмаш"  и  поселка Пожва.  Избиралась депутатом окружного  Совета, поселкового Совета, членом женсовета. За досрочное выполнение пятилетнего плана награждена орденом «Знак Почета» (1971).

 

Мастера-корзинщики

Ольга Сергеевна Бородина из села Они хорошо знает места, где растет ива, а также  время, когда ее надо заготавливать. Плетением изделий из ивовой ленты Ольга занимается более пяти лет Легкие и удобные корзины, необычные подносы, изящные кашпо – все это ее рук творение, причем все ее изделия не просто для красоты -  они функциональны. Сбором материала рукодельница занимается с октября по апрель. Считается, что именно тогда можно собрать крепкую ивовую кору. Тогда же Ольга Сергеевна берется за любимое занятие – плетение. Хорошо, когда любимое занятие приносит еще и доход в дом. Заказы в основном поступают на корзины для сбора грибов и ягод.

На плетение одной корзины уходит  два дня. Гораздо больше времени, около двух недель, требуется на заготовку материала. Мало его найти и собрать, нужна еще обработка на специальном  станке. По словам Ольги, работа эта трудоемкая, требует большого терпения. Если начал плести, то дело нужно довести до конца как можно быстрее, так как изделие может получить деформацию.  Это не вязание из пряжи, которое можно отложить  на неопределенный срок. Тут гораздо все сложней. Чаще всего к мастерице с заказами обращаются жители из других населенных пунктов – Юсьвы, Кудымкара, Перми. 

Александр Григорьевич Ошмарин (1933-2004)

 

Ошмарин А.Г. с 9 лет начал работать в корзинной мастерской в д. Большие Они.