НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЮСЬВИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Соболево

Из истории деревни Соболёво и близлежащих деревень

Соболево – деревня в Юсьвинском районе на речке Вогул, притоке Иньвы. Известна с 1782 года как деревня Митина. Основана выходцами из деревень Беляевой (в том числе Дмитрием (Митей) Романовым) из Большой Мочги. В основе современного названия прозвище Соболь – так в народе зовут черноволосого человека. [Шумилов, 2005: 54]

Деревня Соболёво состоит из двух частей: нижняя часть – это деревня Васькино (в документах у местных жителей так и значится место рождения), верхняя часть, которая находится за рекой – это уже само Соболёво. По мнению жителей, название Васькино было дано по имени первого поселенца данной деревни. Фамилия этого человека, к сожалению, уже не известна. В народе бытуют две версии происхождения названия деревни. Первая версия заключается в том, что название деревни относится к русскому языку и произошло от названия животного соболь. Многие люди знают, что издавна прикамские земли славились пушниной и коми-пермяки  выплачивали дань новгородцам в виде «мягкой рухляди» - пушнины. В настоящее время соболь водится в основном на севере Прикамья. Но можно предположить, что раньше он обитал и в наших лесах. Эту версию доказывает книга В.В. Климова и Г.Н. Чагина, в которой используется знак деревни Соболёво (тамга) в виде шкуры соболя.

Вторая версия заключается в том, что название деревни произошло и от русского языка, и от коми-пермяцкого. Перепись населения Прикамья, проведенная в начале XX века наглядно показывает, что жители деревни Соболёво относились к коми-пермяцкой национальности. И это могло повлиять на название деревни. Объединив русское слово «соболь» и коми-пермяцкое слово «ва» - вода, получается «соболья вода».

В двух-трёх километрах от Соболёво раньше находилась деревня - Вахрамово. Из воспоминаний Валентины Южаниновой (Бабиной): «Моя бабушка Бабина Анастасия Дмитриевна 1885 г.р. рассказывала мне, что первым жителем деревни был Вахрамей (или Вахромей). Ей в свою очередь об этом рассказывала её бабушка. Баба мне показывала, где он жил, примерно в одном километре от деревни, мы там грибы и ягоды с ней собирали. А потом, говорит, и деревню стали называть Вахрамы или Вахрамово. Раньше деревня Вахрамово делилась на две части – Ласковичи и Вахрамы, ещё Ласково говорили, но эта деревня по документам не числилась». 

Деревня Полюты также находилась  рядом с д. Соблево. Название деревни Полюты произошло от мужского имени Полюд (Полют). В книге «Географические названия Верхнего Прикамья» говорится о том, что на территории Прикамья встречается имя Полюд и фамилия Полюдов. Нецерковное русское имя Полюд означает – «общительный», «обходительный».  Есть даже коми-пермяцкая легенда о легендарном герое Полюде. «С чердынских холмов за синими далями в ясный день видна высокая гора. Называют её по имени богатыря Полюда. Местные предания говорят, что жил он здесь, когда на древнюю пермскую землю нападали неприятели из-за Урала. Полюд разводил большой костёр и предупреждал чердынцев об опасности. Пока враги плыли по реке, в Чердынском кремле всё уже было готово к отражению их натиска. Рассказывает предание, что спустя годы окаменел богатырь, обернувшись горой на чердынском горизонте».  Существует и другая версия. Из воспоминаний Смертиной Людмилы Ивановны: «Когда-то давно в деревне жил очень добрый человек, который всегда помогал соседям, то есть «ходил по людям». Отсюда и произошло название – Полюты».

Еще одна небольшая деревня в окрестностях Соболёво – это Малиновка. Чтобы добраться до нее, нужно было проделать путь в восемь километров. Из воспоминаний Беляева Сергея Тихоновича: «Название Малиновка русскоязычное. На том месте, где появилась эта деревня, раньше росло очень много дикой малины, за которой ходили летом жители Соболёво». 

Деревня Соболёво находится на расстоянии четырёх-пяти километров от трассы, за рекой Иньвой. Выше перечисленные деревни находятся рядом с несколькими водоёмами - это река Иньва, река Иван-шор, река Вогля, река Ям, речка Иван-шорка, озеро Векникеж. Названия рек и озер имеют коми-пермяцкое и русское происхождение.

Точные даты возникновения этих деревень сейчас установить сложно, но все же некоторые выводы удалось сделать. Места около Соболёво и близлежащих деревень были заселены людьми очень давно. В книге А.Е. Коньшина «История коми-пермяцкого народа» говорится о том, что на данной территории существовали Вахрамовское городище, которое находится в 5 км от деревни Вахрамово, в верховьях реки Ям, и относится оно к VI-VIII векам нашей эры и Загарский могильник VII-IX вв., деревня Соболёво, правый берег реки Иван-шор, правый приток реки Иньва. 

Согласно переписи населения, проведенной в начале XX века, деревни Соболёво и Васькино относились к Мочгинскому сельскому обществу. Уже тогда в состав Соболёво входило 32 двора, в состав Васькино – 12 дворов. Численность населения деревни Соболёво составляла 216 человек, деревни Васькино – 71. Таким образом, всего на территории этой деревни проживало 287 человек и существовало 44 двора. 

В этой же переписи упоминается и деревня Полюты. Несмотря на то, что деревня находилась неподалеку от Соболёво, она была приписана к Никитинской волости Майкорского сельского общества. Деревня Полюты располагалась на озере Полютовском. К началу XX века здесь было 20 дворов, общая численность населения составляла 118 человек, из них 58 мужчин и 60 женщин. Население Полютов относилось к русской национальности. 

Так как к началу XX века жителей в этих деревнях было достаточно много, можно сделать вывод, что Соболёво и Полюты появилась в XVIII-XIX веках.

Сведения о количестве дворов и численности населения по разным периодам переписи д. Соболево

  Список населенных мест по сведениям 1869 года по Пермской губернии Соликамского уезда по 2-ому стану Сведения, составленные в 1908 году  волостными правлениями по Пермской губернии Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа  Уральской области на 1926 год

По статистическим  данным населенных пунков Пермской области на 1962 год

По данным переписи населения 2010 года
Количество дворов (хозяйств) 8 32 36   14
Численность населения всего 95 230 157 175 28
В т.ч. мужского пола 41 130 72    
В т.ч. женского пола 54 100 85    
Примечания Д. Соболево отмечена вместе с д. Митина при р. Иваншорке, до уездного города 120 верст, до становой квартиры  48 верст.

В д. Соболево вошли близлежащие деревни  Вахрамова, Микина, Загарье на р.Вогул, проживали бывшие помещичьи крестьяне, православные, русские.

Входила д. Соблево в Купросскую волость в Мочгинское сельское общество

В д. Соболево вошли близлежащие деревни  Вахрамова, Микина, Загарье, относятся к Купросскому сельскому совету, проживали русские, находится на р. Иван-шор в 12 км от сельского совета, на проселочной дороге    

Из воспоминаний Валентины Южаниновой (Бабиной): «Баба мне рассказывала, что кто-то из её прадедов, живших в Вахрамово, служил 25 лет в армии. Если прикинуть когда появилась деревня, то получается ещё в XVIII веке».

Из воспоминаний Беляева Сергея Тихоновича: «Деревня Малиновка появилась только в XX веке после окончания Великой Отечественной войны в связи с появлением предприятия «Леспромхоз». 

 Соболёво и близлежащие деревни в XX веке

Хозяйственно - экономическое положение деревень

Соболёво и близлежащие деревни – Полюты, Вахрамово, Малиновку издавна в народе называли «золотым местом». 

Благодаря хорошей плодородности почвы травы вырастали здесь высокими и густыми, они шли на корм скоту. Урожаи с полей тоже были обильными. Поэтому возможностей для создания колхозов было предостаточно. После окончания Великой Отечественной войны животноводство и земледелие в деревне Соболёво успешно развивались.

Из воспоминаний Беляевой Светланы Александровны: «В это время рядом с кладбищем, за деревней Васькино, были построены парники-рассадники, которые использовали для выращивания рассады различных овощей. Вокруг деревни сплошь были поля. На них сеяли различные культуры - пшеницу, рожь, овес, брюкву, турнепс, картофель и горох. Часть урожая шла на корм скоту. На ферме даже была специальная овощерезка, с помощью которой нарезали овощи пластами и ими кормили скот. Кроме того на полях выращивали лён. Осенью его собирали серпом и делали снопы. Часть льна оставалась в складах Соболёво, остальное отправляли в Купрос. Лён трепали и затем из него не только ткали одежду, но и делали паклю, которой деревенские жители утепляли свои жилища».

Сведения, которые были получены из интервью с бывшей жительницей деревни Соболёво Беляевой С.А., подтверждаются документами, которые сохранились в архивном отделе Юсьвинского муниципального района [Ф89, Оп1, Д1]. Это сведения о колхозе, который находился в Соболёво. «В период с 1927 по 1931 годы прошла коллективизация единоличных хозяйств на территории Купросского сельского совета Юсьвинского района. Так был образован Соболевский колхоз «Социализм» 1 мая 1930 года. В состав колхоза входили Соболевская и Вахрамовская бригады. Центральная усадьба находилась в деревне Соболёво. Ведущей отраслью в колхозе «Социализм» являлось животноводство. В коллективном пользовании имелось 32 головы лошадей, 46 голов крупного рогатого скота, 6 свиней, 2 овцы. Земельный фонд составлял 508 гектаров. В 1930 году насчитывалось членов колхоза: мужчин 27 человек, женщин 29 человек, подростков 10 человек.

В 1936 году на основании решения общего собрания колхозников, в состав Соболевского колхоза «Социализм» вошел колхоз «Боевик» Купросского сельсовета. После соединения хозяйств земельный фонд колхоза составил 1228 гектаров. Из сельскохозяйственных культур выращивали овес, рожь, пшеницу, горох, картофель, из овощей - капусту, огурцы, свеклу, морковь, лук. Посевные площади яровых и озимых культур составляли в 1941 году 311 га, в 1942 г. 304 га, в 1943 г. 307 га. На сельскохозяйственных работах в основном применялся конно-ручной труд.

В 1941 году на основании решения заседания правления колхоза от 01.02.41 г. №7 в Соболевском колхозе «Социализм» была создана коневодческая товарная ферма. На 1 января 1941 года в колхозе имелось лошадей 111 голов, крупного рогатого скота 150 голов, свиней 59 , овец 115Кроме сельскохозяйственных работ колхоз занимался лесозаготовками. В хозяйстве имелись маслобойка, пекарня, кузница.

В  ноябре 1945 года в д. Соболево прибыла рота трудармейцев для рабты в Крохалевском ЛПХ. Проживали в бараках.

В 1953 году Соболёвский колхоз «Социализм» объединился с колхозом им. Кагановича Купросского сельсовета.

В 1958 году колхоз «Россия» имени Ворошилова, имени Кагановича, XX партсъезд объединились, и образовался колхоз «Россия» с центральной усадьбой в селе Купрос. 

В 60-70-ые годы XX века деревня Соболево была в самом расцвете. На ее территории было множество хозяйственных построек. В то время существовал колхоз «Россия». В Соболёво было пять больших ферм, где держали коров, свиней, быков и телят. Быков разводили на мясо. Была своя пасека, элекстростанция, небольшой машинно-тракторный парк, заправка.

«В 1990–ые годы колхоз «Россия» состоял из 3 комплексных бригад:  Купросской, Б–Мочгинской, Соболёвской. Государственным актом на вечное пользование землёй за колхозом было закреплено 8213 га земли, в том числе пашни 3023 га, сенокосных угодий 1482 га, пастбищ 632 га, лесных массивов 2312 га, приусадебные участки 108 га. Специализация хозяйств была – молочно-мясного направления. На 1 января 1990 года машинно-тракторный парк состоял из 54 тракторов, 18 комбайнов, 22 машин». 

В 80-ые годы XX века жители массово начинают покидать деревни. Молодежь отправляется на учёбу в крупные города, а обратно уже не возвращается. В деревне остаются одни старики.

После распада СССР в 1991 году в стране начинается новый этап истории. Появляется новое государство – Российская Федерация. Экономика страны становится на новые рельсы: командно-административная система  заменяется рыночной экономикой. Колхозы как убыточные предприятия начинают массово закрываться. Колхоз «Россия» не стал исключением. В 90-ые годы он начинает постепенно разоряться, работать становится не кому. 20 декабря 2012 года колхоз «Россия» был признан несостоятельным (банкротом) по решению Арбитражного суда Пермского края. В это время в Соболёво большую часть жителей составляли пенсионеры.

Развитие образования 

В XX веке в деревне Соболёво проживало много жителей. Поэтому необходимы были детский сад и школа. Сведения, составленные в 1908 году  волостными правлениями по Пермской губернии. подтверждают, что в д. Васькино была школа грамоты. В период советской власти здесь функционировала начальная школа. Школа была одноэтажной с большими окнами. Внутри школа была разделена коридором на две классные комнаты. В классах было просторно. В школе работали две учительницы - Донская Мария Васильевна  и Дронова Александра Фёдоровна. Мария Васильевна учила детей первого и третьего классов. Александра Фёдоровна обучала второй и четвертый классы. В каждой классной комнате было по две школьные доски для каждого класса. Учительница сначала объясняла тему одному классу, а затем – другому. На каждой парте были стеклянные чернила и перья. У детей были простые тетради и в каждой по одной промокашке.

В начальной школе обучалось около пятидесяти детей из Соболёво, Васькино и ближних деревень.

После окончания начальной школы обучение необходимо было продолжить в Купросской школе. Здесь дети учились с пятого по десятый классы. Это была не простая школа, а интернат, то есть дети здесь жили и учились в течение всей недели, и только на выходные могли попасть домой. От Купроса до Соболёво ребятам нужно было преодолеть путь в двенадцать километров, и в жару, и в холод. Когда река Иньва весной разливалась, дети жили в интернате».

Развитие социальной сферы

Одной работой сыт не будешь, жители деревни нуждались в отдыхе.

В 60-ые годы XX века в Соболёво появился клуб. Он находился в центре деревни в здании бывшей часовни. Клуб был центром культурной жизни: там устраивали праздничные концерты и смотрели кино. Молодежь заучивала русские народные песни и выступала на сцене. Музыкальное сопровождение обеспечивали местные гармонисты. Было даже пианино.

Но всё же первое кино стали показывать не в Соболёво, а в Малиновке. Зимой фильмы показывали в клубе, а летом – под открытым небом. На здание крепили белую ткань и с помощью специальной киноаппаратуры показывали фильмы. Затем аппаратуру и фильмы стали завозить в Соболёво. Их показывали по выходным. Стоимость билетов была разной. Билет на отечественный фильм в 70-ые годы стоил 5 рублей, на индийский – 10 рублей. В летнее время около клуба устраивали игры: натягивали сетку, играли в волейбол. Маленькие дети и подростки играли в городки. Здесь же для спортсменов стояли турники. Клуб просуществовал до конца 70-ых годов. Затем был разобран на дрова.

Недалеко от клуба был фельдшерский пункт, где оказывали первую медицинскую помощь. В 80-ые годы здание из-за ветхости снесли, и пункт был перенесен в бывшее здание начальной школы.

В деревне Соболёво развивалась культурная жизнь. Можно было провести свободное время в действовавшем клубе. Желающие могли не только посмотреть концерты, но и сами поучаствовать в них. Огромной популярностью среди жителей пользовались фильмы.

Традиции и праздники жителей Соболёво

Деревня была небольшая – все друг друга знали. Поэтому двери домов никогда не закрывали. Ставили поперек углом палку. И все знали, что дома никого нет. Гостей всегда встречали с добром, угощали брагой (квасом).

Летом люди работали на покосах, а для своей скотины вечером заготавливали сено. Покосы в собственность не давали. Можно было скосить траву в огороде или в лесу. Все принадлежало колхозу. Рабочим колхоза за трудодни отрезали сено из общих стогов. Дети вместе с родителями работали на сенокосе – кто помогал граблями, кто возил копны сена на лошадях. Работать всегда было весело – шутили и пели песни.

Самыми любимыми праздниками для детей были Новый год и Колядки. В дни колядования подростки и взрослые ходили по домам. Делали костюмы из подручных материалов. Маски были из бересты, часто лицо раскрашивали углем. Волосы делали из льна. Поверх одежды надевали шубу наизнанку. Узнать колядующих было невозможно. С собой всегда брали гармошку. В домах их встречали по-разному: некоторые хозяева с добром – угощением, а другие – гоняли палками.

Одним из самых главных праздников считался и считается до сих пор Семик - день поминовения умерших родственников. За всё лето на кладбище собирались один раз. Это было место встречи для всех деревенских. Могилы всегда держали в чистоте и порядке.

Большой популярностью в Соболёво пользовались свадьбы и проводы в армию. Праздновали всегда всей деревней. Здесь тоже невозможно было обойтись без гармошки, песен и танцев.

Источник:

1. Горюнова Инга. Выявление причин вымирания деревень в конце XX века на примере д. Соболёво: материалы XXXVIII конкурса исследовательских работ обучающихся в области естественных и гуманитарных наук / И.Э.Горюнова, учащаяся 8 кл. МБОУ «Майкорская СОШ»; руков. Шавшукова И.С., учитель истории МБОУ «Майкорская СОШ». – Майкор, Юсьвинский р-н, Пермский край, 2018. – 36 с., ил.

 

 

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».

Из воспоминаний Беляевой Светланы Александровны: «Моя мама, Беляева Екатерина Филипповна, рассказывала о том, как жилось в годы Великой Отечественной войны: «Я тогда была ребенком – на начало войны мне было 9 лет, а когда война закончилась, мне шёл 14 год. Несмотря на то, что возраст был небольшой, мне приходилось вместе со взрослыми ходить на лесозаготовки. Зимой делали «ледянку» на земле для того, чтобы легче было катить лес. Работа была очень тяжелой. Было холодно, одежды не хватало. Я несколько раз ездила напрямую на лошадях через Малиновку и Чёрмоз до Перми. Туда мы возили продавать  зерно.    

Питались во время войны очень скудно. Приходилось есть даже гнилую картошку. Картофель растирали на терке – получали крахмал и отходы. Из картофельного крахмала делали кисель.  А из картофельных отходов пекли оладьи. Летом жить было немного проще – спасали пиканы, ягоды, грибы и разные травы».

В 60-70-ые годы XX века деревня была в самом расцвете. На ее территории было множество хозяйственных построек. В то время существовал колхоз «Россия». В Соболёво было пять больших ферм, где держали коров, свиней, быков и телят. Быков разводили на мясо. Они были очень большими и даже бывали случаи, когда на смерть закалывали рогами людей. Рядом с фермами был специальный бак - «чан», в  котором грели воду для питья, варили кашу для скота. Это была так называемая кормокухня. Была отдельная ферма для лошадей – конный двор, в котором содержали около тридцати голов скота. На протяжении многих лет конюхом был Ошмарин Петр Матвеевич.

В деревне было здание, где пропускали молоко и отделяли сливки от молока. Затем наливали молоко во фляги, их спускали в яму – ледник, в котором хранили продукт до утра. А наутро молоко увозили в Купрос. Деревенские хозяева тоже сдавали свое молоко за деньги.

В конце деревни Соболёво был яблоневый сад и пасека, на которой производили много мёда. Мёд могли выдавать только колхозникам.

В XX веке в Соболёво появились магазины - Орсовский и Сельпо, в которых продавали товары первой необходимости. Также было две пекарни. Первая пекарня находилась на окраине деревни. Вторая - в центре деревни Васькино, около продовольственных магазинов. Жителям запомнилась пекарь – Фомина Евдокия, которая пекла большие и вкусные буханки хлеба.

Около пекарни была кузница, где делали подковы, запчасти для техники. Была колхозная пилорама, на которой распиливали лес для деревенских нужд.

Неподалеку были склады для хранения зерна. Внутри складов были большие лари, в которые ссыпали заготовленное зерно. Рядом была мельница, на которой перерабатывали зерно в муку.

В деревне имелась своя заправка, которая принадлежала колхозу. Машинистам заливали бензин, солярку и масло. В деревне был и свой транспорт: пять-шесть тракторов и два комбайна.

В Соболёво даже была своя электростанция – маленький дом, который обеспечивал всю деревню электричеством. В деревне была небольшая плотина, за которой находился пруд. Вода нужна была для кузницы и тушения домов в случае пожаров. 

В центре деревни Васькино был детский сад. Здание было небольшое. Детей туда брали только из семей колхозников, остальные сидели дома.

Рядом с садиком находилось деревянное здание начальной школы.  Она была одноэтажной с большими окнами. Внутри школа была разделена коридором на две классные комнаты. В классах было просторно. В школе работали две учительницы - Донская Мария Васильевна и Дронова Александра Фёдоровна.

Мария Васильевна учила детей первого и третьего классов. Александра Фёдоровна обучала второй и четвертый классы. В каждой классной комнате было по две школьные доски для каждого класса. Учительница сначала объясняла тему одному классу, а затем – другому. На каждой парте были стеклянные чернила и перья. У детей были простые тетради и в каждой по одной промокашке.

Во втором или третьем классе учительница Мария Васильевна привезла каждому ученику по ручке. Этой диковинке дети очень обрадовались. До этого школьники пользовались чернильницами, чернила для которых разводили из порошка. Чернила часто капали на тетради и марали их. А ручкой можно было писать аккуратно…

… Моя мама вообще писала на бересте углем. Время было тяжелое.

Уже в 60-ые годы XX века в Соболёво появился клуб.  Он находился в центре деревни в здании бывшей часовни. Клуб был центром культурной жизни: там устраивали праздничные концерты и смотрели кино. Молодежь заучивала русские народные песни и выступала на сцене. Музыкальное сопровождение обеспечивали местные гармонисты. Было даже пианино.

Но всё же первое кино стали показывать не в Соболёво, а в Малиновке. Зимой фильмы показывали в клубе, а летом – под открытым небом. На здание крепили белую ткань и с помощью специальной киноаппаратуры показывали фильмы. Взрослые жители деревень удивлялись тому, что по ткани ходят люди, а дети этому очень радовались и старались не пропускать киносеансы. Затем аппаратуру и фильмы стали завозить в Соболёво. Их показывали по выходным. Стоимость билетов была разной. Билет на отечественный фильм в 70-ые годы стоил 5 рублей, на индийский – 10 рублей. На просмотр индийских фильмов детей не пускали, так как там показывали про любовь.

В летнее время около клуба устраивали игры: натягивали сетку, играли в волейбол. Маленькие дети и подростки играли в городки. Здесь же для спортсменов стояли турники. Клуб просуществовал до конца 70-ых годов. Затем был разобран на дрова.

Недалеко от клуба был фельдшерский пункт, где оказывали первую медицинскую помощь. В 80-ые годы здание из-за ветхости снесли, и пункт был перенесен в бывшее здание начальной школы». 

Деревня Соблево была небольшая – все друг друга знали. Поэтому двери домов никогда не закрывали. Ставили поперек углом палку. И все знали, что дома никого нет. Гостей всегда встречали с добром, угощали брагой (квасом).

Летом люди работали на покосах, а для своей скотины вечером заготавливали сено. Покосы в собственность не давали. Можно было скосить траву в огороде или в лесу. Все принадлежало колхозу. Рабочим колхоза за трудодни отрезали сено из общих стогов. Дети вместе с родителями работали на сенокосе – кто помогал граблями, кто возил копны сена на лошадях. Работать всегда было весело – шутили и пели песни.

Зимой дороги в Соболёво сильно заметало. И тогда на чистку выводили большой трактор, к которому прикрепляли деревянный треугольник, и таким образом расчищали дорогу.

Самыми любимыми праздниками для детей были Новый год и Колядки. В дни колядования подростки и взрослые ходили по домам. Делали костюмы из подручных материалов. Маски были из бересты, часто лицо раскрашивали углем. Волосы делали из льна. Поверх одежды надевали шубу наизнанку. Узнать колядующих было невозможно. С собой всегда брали гармошку. В домах их встречали по-разному: некоторые хозяева с добром – угощением, а другие – гоняли палками.

Одним из самых главных праздников считался и считается до сих пор Семик - день поминовения умерших родственников. За всё лето на кладбище собирались один раз. Это было место встречи для всех деревенских. Могилы всегда держали в чистоте и порядке.

Большой популярностью в Соболёво пользовались свадьбы и проводы в армию. Праздновали всегда всей деревней. Здесь тоже невозможно было обойтись без гармошки, песен и танцев». 

 

Из воспоминаний Беляева Сергея Тихоновича: «Деревня Вахрамово зависела от соболёвского колхоза «Россия». Там тоже развивалось животноводство. Была ферма, на которой разводили телят. В 60-70- ые годы деревня постепенно начинает вымирать. Местные жители переезжают в Соболёво и перевозят свои дома, разобранные по брёвнам.

Деревня Малиновка появляется после войны в связи с возникновением предприятия «Леспромхоз». Оно занималось вырубкой леса. Зимой рабочие вырубали лес в окрестностях Малиновки, вывозили его на берег реки Иньвы и складывали брёвна штабелями. Весной эти брёвна сталкивали в реку и сплавляли вниз по течению до посёлка Майкор. С появлением предприятия на территории Малиновки начинают строить финские домики, в которых проживали рабочие. Появляются бани, пекарня и магазины. Заработная плата на предприятии была очень высокой, люди жили зажиточно. Но деревня просуществовала недолго. В конце 60-ых – начале 70-ых годов «Леспромхоз» был закрыт. Жители деревни Малиновка начинают переселяться в Соболёво либо вообще уезжают в город.

В 80-ые годы была построена асфальтированная дорога от города Кудымкара до посёлка Майкор. Многие деревни, такие как Соболёво, оказались оторванными от «цивилизации». В это же время начинают строить дорогу в сторону Соболёво до реки Иньвы. Дорога была грунтовой, ездить можно было только на лошадях. Через реку действовал паром, сделанный из брёвен. Его перетягивали по толстому тросу». 

 

Из воспоминаний Горюновой  (Аликиной) Веры Александровны о деревне Полюты: «В 50-60-ые годы деревня была достаточно большой. Численность населения составляла около 150 человек и был 31 жилой дом. Кроме домов были клуб, магазин, ферма, на которой разводили телят и быков. В Полютах был детский сад на дому. Дальше необходимо было учиться в деревне Городище, которая находилась на расстоянии двух километров. Здесь можно было получить только четырёхклассное образование. Затем обучаться нужно было в деревне Они». 

 

Из воспоминаний Южаниновой (Бабиной) Валентины о деревне Вахрамово: «Во время войны появилась птицеферма, место, где она стояла, так и называли курэгферма. В 50-60 годы в деревне Вахрамово было 34 жилых дома, население составляло около 129 человек. На территории деревни была свиноферма, разводили овец и лошадей. Коров держали только в Соболёво. Был свой магазин, детские ясли.

 После войны в Вахрамово стали появляться спецпоселенцы. Мой отец был из армии Власова. Власовцев после войны судили и отправляли на разные места проживания. Моего отца отправили на лесозаготовки в Вахрамы. Спецпоселенцы здесь жили свободно, без охраны, но должны были регулярно отмечаться в селе Купрос. Они валили лес и перевозили его на берег реки Иньвы. Кроме спецпоселенцев на работах были командированные из других деревень.

Деревня начала вымирать, когда закрыли Малиновку. Весь лес в окрестностях вырубили, в Вахрамах отключили свет. Так постепенно люди и разъехались. В 80-ые годы домов уже не было. Последней в 1985 году уехала жительница Оксинья. 

 

Источник:

1. Горюнова Инга. Выявление причин вымирания деревень в конце XX века на примере д. Соболёво: материалы XXXVIII конкурса исследовательских работ обучающихся в области естественных и гуманитарных наук / И.Э.Горюнова, учащаяся 8 кл. МБОУ «Майкорская СОШ»; руков. Шавшукова И.С., учитель истории МБОУ «Майкорская СОШ». – Майкор, Юсьвинский р-н, Пермский край, 2018. – 36 с., ил.

 

Воспоминания Фомина Владимира Гавриловича, 1953 г.р. д.Соболево

В д. Соболево была часовня (отдали под клуб), церковно-приходская школа, детский садик, школа начальная до 4 класса. Процветал колхоз "Социализм", ездили на ВДНХ , получили большую серебряную медаль, (за 34 ц ржи в амбарном весе).Также был маслозавод - сливочное отделение. Когда в с.Купрос открыли маслозавод раз в неделю отправляли сливки в село. Существовал леспромхоз. Много людей работали на заготовке древесины.

В 1938 году было уже электричество свое. Были пасеки, сады.1959г. произошло объединение и все стало рушится...

 Местное население называли речку Вогля - по бумагам р.Вогул.

 

 

 

 

 

 

Беляев Иван Спиридонович, 1946 г.р., родился в д. 

Соболево, выпускник Купросской школы (1962 г.), участник  афганских событий, летчик - испытатель. Награжден Орденом Красного знамени.

 

 

 

 

 

 

 

 

Кобелева (Фомина) Валентина Гавриловна, кандидат исторических наук

Валентина Гавриловна родилась она в 1947 г. в д.Соболево. Окончила семилетку в с.Купрос, Кудымкарское педучилище, исторический факультет Пермского государственного университета, затем аспирантуру при нем, защитила диссертацию по теме "Борьба с оппортунизмом в годы Первой русской революции". 35 лет преподавала на кафедре исторического факультета. Кандидат исторических наук. Доцент. Опубликовала более 50 научных работ.​