НАРОДНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЕРЕВЕНЬ ЮСЬВИНСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Горки

В шести километрах на северо-восток от Майкора находится поселок Горки. Поселок расположен на двух холмах, очевидно это и дало название населенному пункту. Историей репрессированных татар   занимались Г.Л.Гудовщиков, А.М. Кривощеков, К.А. Ведерникова. Они ответили на вопрос: откуда взялись татары и другие национальности, кроме русских, в Коми-Пермяцком автономном округ в 30-50 гг. ХХ века. В книге «Места расселения и трудоиспользования спецконтингента на территории Коми-Пермяцкого округа 1924-1954 годы» подробно исследованы места, куда выселяли репрессированных граждан в 30-50 годы прошлого века. Про Майкор они указали следующие факты: «8. Горки («Татарский поселок») спецпоселок. Основан в 1930 году по типу «закрытого спецпоселения» священнослужителями из Белоруссии. Проживали латыши, евреи, поляки, литовцы, эстонцы, казанские татары… По реке Иньва в 1946 году жили ссыльные казанские татары, прорыли канал к реке, который называется теперь «Татарская канава» [Гудовщиков Г.Л., Кривощеков А.М., 2012].

«В 30-е годы прошлого столетия шло массовое раскулачивание крестьян. Под эту статью угодили многие народы, в том числе и татары. Раскулачивали не только богатых, зажиточных, но и просто состоятельных и очень трудолюбивых татар. Раскулачивание и выселение татар началось в 1931 году. Выселяли на Урал и в Сибирь. Местом, куда перевозили татар, стал целлюлозно-бумажный комбинат на Каме (современный город Краснокамск). В Краснокамске оказались татары из Елабуги и Набережных Челнов. Жили в бараках, иногда в бараки сгоняли столько людей, что не было места не только лежать, даже стоять. В 1937 году на комбинате взорвался котел, и власти решили, что это была диверсия. Татар вторично выслали на реку Иньву, где был основан поселок Горки». [Ведерникова К.А. История переселенцев Майкора // Архив музея трудовой и боевой славы п. Майкор, Ф. 452]

В годы Великой Отечественной войны из Горок было призвано на фронт не мало мужчин. Все они, не смотря на страдания от репрессий, с честью выполнили свой долг перед Родиной.

 

После войны   в п. Горки приезжали родственники репрессированных из дальних мест: Октябрьского района Пермской области, Казани, Елабуги. В 50-е годы поселок Горки стал многочисленным поселением, там проживало больше тысячи человек. Поселок так и стали называть «татарским», хотя фактически там, кроме татар, проживали и русские, и немцы, и украинцы, но преобладали татарские семьи. В поселке Горки были детский сад, начальная школа, клуб, два магазина.  В Горках проживало около тысячи человек. Основная часть взрослого населения работала в Иньвенском лесосплавном рейде. 

Татарские семьи, которые в Майкоре обрели вторую родину, чаще всего не держат зла за то, что сделала с ними Советская власть. Они бережно хранят свои национальные традиции, обряды, семейные легенды. Однако, молодежь не возвращается в родные места, так как нет работы. Иньвенский рейд прекратил свое существование в 90-е годы ХХ века. Поселок пришел в запустение, дома пришли в негодность, инфраструктура не развивается. Сегодня поселок Горки вымирающая деревня.

 В 2017 году в поселке Горки проживает 105 человек, из них татарских семей осталось восемь.

Источник:

Трифанова, В.С. По следам исчезнувших деревень [Исследовательская работа  XXXVIII   конкурса  исследовательских  работ обучающихся в области естественных и гуманитарных наук] / В.С. Трифанова; руководитель Швецова Н. А., педагог дополнительного образования МБОУДО «Центр дополнительного образования «Горизонт». – Пермь, 2018. – 49 с.  

Для данного раздела недостаточно материала. Если у вас есть информация, пожалуйста, свяжитесь с нами.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».

Воспоминания Гарифулиной Минхуты: «Мой муж Хатым был сыном репрессированной семьи. В 1937 году Хатыма с родителями выселили в поселок Горки, который только начали отстраивать, поселок был очень бедным. Для того, чтоб тепло не уходило из дома, окна затыкали соломой. Хатым познакомился со мной в Татарии, в Елабуге, на национальном празднике сабантуе и в 1955 году привез меня в Майкор, на Горки. В это время Иньвенский рейд начал основательно отстраивать татарский поселок Горки. Нам построили ясли, детский сад, магазин, клуб, баню. В поселке была даже своя «пожарка» и пруд» [Ведерникова К.А. История переселенцев Майкора // Архив музея Трудовой и Боевой славы п. Майкор, ОФ.  инв. № 542]

«Без права возврата на родину»

Как-то раз, побывав в Майкорской библиотеке, мне пришлось познакомиться с уникальной выставкой. Она была посвящена  репрессированным татарам, высланным в п. Майкор в 30-е годы прошлого столетия. На выставке было представлено всего лишь несколько вещей: медный самовар, богато украшенные вышивками льняные полотенца,  фарфоровая солонка в виде уточки, маленькая перечница, да старая татарская гармошка. Этим бытовым предметам  нет цены, потому что они вместе со своими хозяевами прошли через самые тяжелые дни в их жизни. Думаю, что эти вещи помогали выжить этим людям в то драматическое время, согревая сердце воспоминаниями о родном гнезде, откуда они были изгнаны «с одною ветхою котомкой»*. Большинство Майкорских татар проживало тогда в п. Горки. 

По воспоминаниям Бориса Александровича Салахутдинова, это поселение (Горки) было обнесено забором. Каждый день татары пешком 5 км ходили на работу на Майкорский завод. В поселке была комендатура, где они были обязаны отмечаться утром и вечером. Отец Бориса Александровича Абдул Алиевич был участником Великой Отечественной,  дважды контужен, получил ранение под Сталинградом, война для него закончилась в Кенигсберге, где он почти год пролежал в госпитале. Не легким было для Абдулы возвращение на родину. Еще по дороге домой он узнал, что его отец в 44-м умер от гангрены. А был он героем гражданской войны, на фронтах гражданской получил ранение  в ногу. Рана дала себя знать в годы тяжелого труда  в колхозе. Нога загноилась, нужно было срочно добираться в райцентр до больницы, но председатель сельсовета лошадь не дал, и в скором времени отец скончался. Израненный Абдул тут же явился к председателю и, размахивая пистолетом, обвинил его в смерти отца… После этого случая в том же 46-м году собрал Абдул Алиевич все семейство Салахутдиновых, а это 10 человек, и отправился на Урал… В семье к тому времени осталисьтолько одни женщины да дети. 

Так, Салахутдиновы оказались в Майкоре, который стал для них второй родиной. Уже здесь отец Бориса Александровича встретился с матерью. Её семья оказалась в числе полуторатысяч раскулаченных казанских татар, отправленных из родных мест в Пермскую область с  вынесенным суровым вердиктом «Без права возврата на родину». До 1953 года мать не имела паспорта, и для того, чтобы зарегистрировать брак молодым людям разрешили съездить на родину матери для получения ей свидетельства о рождении.  В чем же была виновата семья матери, как она оказалась в п. Горки? Отец ее был работягой и мастером на все руки, собрал он бригаду плотников, строил дома в татарских селах. Кстати, в одном из таких крепких теплых  домов до сей поры детский сад располагается. Хозяйство его было большим и состоятельным, держали корову и лошадь, из чего сделали вывод – кулак, значит, следует отобрать, поделить и выслать…

Есть в Юсьвинком районе два необычных поклонных креста, их поставили в 2013 году правозащитники краевого отделения общества Мемориал. Один из них стоит близ региональной трассы, там, где мост через речушку Бадья. Отсюда можно увидеть несколько давно заброшенных покосившихся домов, стоящих на косогоре. Именно там, в 1930-1940-е годы, существовали спецпоселения Дубленово и Киселево. Здесь проживали 24 семьи депортированных литовцев и 8 семей раскулаченных крестьян. Второй крест правозащитники поставили по дороге в п. Горки, он установлен в память татарам, которые  оказались здесь «без права возврата на родину».

В дни, когда мы вспоминаем ни в чем неповинных людей, попавших под жернова политических репрессий, давайте остановимся у этих крестов и просто помолчим. [Борисова Л.П. // Юсьвинские вести. - 2015.- 30 окт.]  .

В поселке Горки проживает кавалер двух Орденов Славы II и III степени Николай Николаевич Смирнов.

Сафина Шамсия Хуснуловна родилась 01.04.1946 г. в поселке Горки в то время Чермозского района.

Большая семья, тяжелое, послевоенное время - забот было сполна. Время шло, нужно было определяться с будущей профессией, думать, как жить дальше, строить планы на будущее. В 1962 г. поступила учиться  в Свердловское мукомольное училище. В 1963 г. по распределению приехала на «Пермский мукомольный завод». На заводе проработала 5 лет, была культорганизатором, все это время занималась в художественной самодеятельности, в ансамбле «Мелодия» при ДК «Железнодорожников». 1968 год был решающим в плане выбора профессии, ведь именно в этом году ей предложили стать директором Кондратовского ДК Пермского района. Целый год, с 1968 по 1969 гг. Шамсия Хуснулловна жила и «поднимала» культуру Кондратовского ДК. И у нее это получалось!

Летом в 1969 г. приехала в отпуск домой и осталась тут насовсем. В родном поселке встретила своего мужа, они поженились и стали жить своей семьей. В 1970 г. предложили стать заведующей клубом в родном поселке Горки - согласилась не раздумывая. «Культурная» жизнь закипела! Мероприятия, конкурсы, фестивали, вечера отдыха, поездки за пределы поселка, Шамсия Хуснулловна успевала во всем, несмотря на то что в ее семье было уже трое детей. Она с детства прививала своим детям любовь к творчеству, все «пропадали» в клубе, помогали в организации меприятий, ездили по всему району, пели песни, танцевали, ставили сценки. На пенсию Ш. Х.Сафина вышла  в 2001 г. По стопам матери пошла старшая дочь Венера, закончила Пермское КПУ по специальности клубный работник, руководитель самодеятельного хора. И вот уже 20 лет она работает во Фроловском СДК Пермского района. Вторая дочь Эльмира также закончила Пермский КИиК по специальности «Режиссер театрального коллектива». Шамсия Хуснулловна теперь уже передает все свое мастерство, творчества, дарования своим внукам, для которых правилом жизни на данном этапе стало: «Вокал и музыка-это наше все!». [Признание: Биобиблиографический справочник; Юсьва, С. 111]

 

Горки  родина участника боевых действий в Афганистане Рашида Исмагилова. К сожалению, сейчас его уже нет в живых, но однополчане, которые приезжают на его могилу, вспоминают о нем как о смелом  человеке.

Горки – это и родина кандидата математических наук А.А. Салахутдинова, который до сих пор преподает в Уральском лесотехническом университете.