Субботин Вениамин Васильевич

Субботин Вениамин Васильевич родился 20 марта 1961 года. в посёлке Кама Дубровского сельского совета Еловского района Пермской области.
Веня вырос в семье образованных и интеллигентных родителей – Василия Андреевича и Нелли Александровны. Детские годы прошли в п. Кама Еловского района. Здесь он окончил начальную школу. Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехала на Украину в г. Донецк, где прожила 3 года. Здесь у Вени появилась младшая сестренка Лена, которую он звал Аленкой.
Но по состоянию здоровья мамы семья в 1976 году переехала жить в Пожву, и 8 класс Вениамин заканчивал в Пожвинской школе № 1. Учеба ему давалась сложно, так как поменял несколько школ, и после Украины нужно было
После окончания Кудымкаского профтехучилищща работал на Пожвинском заводе «Лесосплавмаш» в транспортном цехе слесарем с 1979 г. по 1981 г. до призыва в армию. Родным говорил, что надо обязательно отслужить, чтобы строить взрослую самостоятельную жизнь.
Мечтал продолжить учёбу: «Когда отслужу в армии, буду поступать в институт».
В ряды Вооруженных Сил Вениамин был призван 6 мая 1981 года, первые полгода проходил военную учебу в городе Коврове Владимирской области. Оттуда он писал: «Служу я в пехоте, буду командиром БТР. Экипаж наш 11 человек: водитель, командир, наводчик и 8 человек десант… Завтра рота уезжает на стрельбище на 3 дня. Эти стрельбы предэкзаменационные, мне самому интересно там… Был полевой выход, за который я боялся больше всего, но почти все прошли на «отлично», упали только 2 человека. Я заработал благодарность служебную карточку…».
А в октябре 1981 года он пишет, что учебка заканчивается, приезжали покупатели, набирали в Тамань, но он туда не попал. И был этому рад, думал, что последние в распределении уедут в тихое место.
Мать Вени, Нелли Александровна, очень боялась того, что сына направят в ДРА. В феврале 1982 г. Вениамина Субботина распределили в Афганистан в/ч 73864 «Д». Он охотно служил, отдавал долг Родине, не забывал родных, часто писал письма. И в первом письме из Афганистана, написал, как они добирались до места. «Мы проехали почти весь Афган, были в Кабуле и во всех злачных местах, где могут убить. Нам крупно повезло, что нас ни разу не обстреляли. Ехали от границы на БТРах, поэтому почти ничего не видели». Часть их находилась на дороге среди гор, другая часть в 6 км. Было их 30 человек, а в горах душманы, поэтому было опасно. У них там была своя война, они между собой воевали. Под пули попадали только 10% солдат, а все остальные по своей глупости. Кормили хорошо, снабжали всем, попробовали не одну сотню фруктов. По утрам пили кофе. Но вот кислорода не хватало. После пробежки всегда была отдышка.
Жили сначала тихо, не было обстрелов. Вениамин был начальником корпуса. И мечтал дослужить именно здесь.
Но через несколько месяцев Веня уже писал: «Жизнь здесь всё время в опасности, но это ерунда… Сходили удачно в засаду. Взяли у душманов место, откуда они постоянно стреляли, поставили там свой пост… Рядом течёт речка мелкая, рыба есть, но ловить нечем. Сегодня выпал снег, он и сейчас идёт. Я сходил к речке и будто дома побывал».
За отличную службу младшему сержанту Субботину В.В. летом 1982 года дали отпуск. Но есть предположение, что отпуск давали тем, кто сопровождал цинковый гроб в страну. Возможно, после этого Вениамин отбывал отпуск в любимом поселке с 2 по 23 августа в 1982 г. Он любил рыбные края, поэтому свидание с родной Пожвой было для него большой радостью. Из воспоминаний сестры Елены: «Веня приехал неожиданно, мы долго с ним обнимались, особо про службу он ничего не рассказывал. Потом целыми днями проводил на реке, а вечером гулял с друзьями. Поэтому дома почти не был. Когда уезжал, говорил, что все нормально, ждите, скоро вернусь».
Последнее письмо пришло от него в сентябре 1982 года, когда он прибыл в Афганистан после отпуска. Он писал, что ехал через Ташкент, там его встретили дружелюбно и через несколько дней он вернулся в свою часть в Афганистане. По ночам стало очень холодно. Плотину открыли на зиму, вода в речке стала грязной. Страшно ему надоело это существование, скорее бы домой.
Погиб Вениамин Субботин 7 октября 1982 г. при исполнении служебных обязанностей. Командир части, где служил Субботин В.В., так отзывался о нём: «Он был мужественным солдатом, честно выполнял долг советского воина по оказанию помощи дружественному Афганистану. До конца выполнил интернациональный долг, был верен делу Родины и военной присяге. Проявил высокие морально-политические качества, мужество и отвагу».
Но родителям о смерти сообщили лишь 18 октября, когда тело под охраной военных привезли в Пожву. Гроб сопровождал Александр Брежнев. В свидетельстве о смерти указано, что Вениамин скончался от тяжелого ранения. Со слов Александра, группа солдат попали в засаду, Вениамин был
Из воспоминаний сестры Елены: «Маме на работе сообщили, чтобы она срочно приехала в поссовет, когда Нелли Александровна приехала туда, то обратила внимание на большое количество военных, а когда зашла в здание, увидела мужа и по его лицу поняла, что-то случилось с Веней. Папа сказал, что сына больше нет, он погиб. Гроб сутки простоял в клубе, а на следующий день брата похоронили на кладбище в п. Пожва».
После смерти государство выделило деньги на обелиск. Так же имя нашего земляка упомянуто и на памятнике «Великое братство» в городе Перми.
Субботин Вениамин Васильевич посмертно награжден медалью «Воину-интернационалисту».