Чинагорт
Считается, что история деревни Чинагорт начинается с шестого века, этот населенный пункт является одним из старейших в Коми округе.
Чинагорт – деревня в Юсьвинском районе на реке Велва. Известна с 1644 г. Другое название – Важгорт (в переводе с коми-пермяцкого – старая деревня). [Шумилов Е.Н.: 2005: С.62]
А.С. Кривощекова-Гантман в своих трудах отмечает, что название деревни Чинагорт (Важгорт) – это русская передача коми-пермяцкого названия Тшына горт – «дымная деревня». Предание гласит, что в давние времена в старинное поселение Важгорт (в переводе с коми-пермяцкого – «старая деревня») прибыла с низовьев Иньвы вдова с сыновьями. Семья плыла вверх по течению на плотах. В устье Велвы пришельцы заметили клубы дыма, проносившиеся над лесом. Это было понято как признак поселения. Люди направились на дым и вскоре оказались у деревни с курными избами, которые назвали Тшына горт – «дымная деревня». С тех пор будто бы поселение стало иметь 2 названия: Важгорт и Чинагорт. [Кривощекова-Гантман, 1983: 157]
Не менее интересные версии происхождения названия д. Чинагорт приводит В.В. Климов в топонимических очерках. По первой легенде при отделении два брата Сель и Чина получили от отца ломоть хлеба да топор в придачу. Чина нашел удобное для строительства место и на берегу реки Велва поставил избушку. А Сель устроил на елке, как ворона, шалашик-гнездышко и живет себе – думушки не знает. Но нагрянули холода, приспичило ему, и он к брату попросился. Чина не вспомнил старое, простил обидные слова и помог Селю срубить избушку. Так возник хуторок Чинагорт. Следующая легенда рассказывает, что дом в Чинагорте построил Истомин-зырянин. А привела его на берег Велвы судьба бродяги: он скрывался от рекрутчины – не хотелось ему 25 лет армейскую лямку тянуть. Сварганил Истомин лачугу, каменку сложил и день-деньской ее топит, чтобы в лачуге тепло держалось. Как ни посмотрят карповцы – истоминская все дымит. И нарекут однодворку так: Тшына горт, что по-русски означает «дымящий» дом. А третья легенда круче первых. Зырянин Истомин удрал с родных мест и осел на Велве. Пришел не один, а со старухой – то ли с матерью, то ли нет. Наскоро поставил избушку без окон и дверей, лишь небольшой лаз оставил и бросил старуху, сам на Каму подался бурлачить. Однажды карповцы пошли проверять старуху, спрашивают:
- Ты кем доводишься Истомину-то?
- Я Чина, - отвечает старуха. И весь разговор.
- Хлеб-то есть? Мы маленько принесли тебе.
- У меня есть кормилец, - отказалась старуха.
Поняли карповцы: тут что-то не так, не по-людски получается, и поспешили уйти. Позже пошел слух: Чина держала разбой, а еще с Деманом зналась – лесным хозяином. Разбойники орудовали на Каме, а разграбленное добро прятали в избушке Чины и около. Разбойники зимовали у Чины, а задержать их никто не мог, это потому, что от избушки к реке в лес вели подземные ходы. То место, где жила Чина, стали называть Чинагорт – селище Чины.
В этих рассказах много вымысла, но есть кое-какая правда: что был разбой – это так; что есть клады, тоже правда, один был найден в середине ХХ века, но он был менее дорогой, чем предыдущий – бронзовый.
Реальны в этих рассказах имя и фамилия. Только они по происхождению русские. Чина – сокращенное – Аксинья, Истомин – от разговорного имени Истома. Люди с такими именами и фамилиями проживали в Новгороде, Устюге Великом, Москве. [Климов В.В.,О чем рассказывают имена Пармы, С: 79]
Динамика количества дворов, численности населения д. Чинанорт (Важгорт):
Год переписи |
Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год |
Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии | Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 год | По статистическим данным на 1962 год | По переписи населения 2010 года |
Количество дворов (хозяйств) | 17 | 35 | 50 | 79 | |
Численность населения всего | 135 | 201 | 254 | 308 | 222 |
В т.ч. мужского пола | 70 | 101 | 127 | ||
В т.ч. женского пола | 65 | 100 | 127 |
До установления советской власти в д. Чинагорт, как и во многих деревнях Иньвенского края, жизнь была представлена единоличными крестьянскими бедняцкими хозяйствами. Большинство батрачило на богатых соседей, многие уезжали в Сибирь, или уходили работать на заводы Строгановых, Демидовых, Лазаревых, Всеволожских.
Строгановым в Чинагорте была построена большая четырёхпоставная мельница на р. Велва, пруд мельницы по своим размерам являлся одним из самых крупных во всём округе. На месте старой водяной Чинагортской мельницы была построена в 1937 г. вальцовая, вторая в округе после Кудымкарской, мельница, где были поставлены две турбины общей мощностью в 100 л. с. Молоть зерно сюда везли колхозники со всего южного района и даже из Пожвы и районов вне округа. На Чинагортской мельнице мололи рожь, пшеницу, овёс, ячмень, горох. Чинагортская мельница из 20 мельниц довоенного времени была оснащена технически лучше других и вырабатывала сортовую муку и крупу (овсяную и ячменную). Большой и глубинный пруд использовался не полностью, так как приходилось выпускать воду из-за ежегодного сплава леса по р. Велва. Затем на месте плотины была сооружена межколхозная гидроэлектростанция, которая обеспечивала нужды с. Архангельское и прилегающих деревень.
В 1929 году единоличные хозяйства д. Чинагорт обьединились в колхоз "Красный пахарь". Первым председателем избрали Иллариона Савича Кривощекова. В 1930 году колхоз возглавил Ефим Иванович Кривощеков. В колхозе были образованы три бригаlы: полеводческая, животноводческая, овощеводческая. За Чинагортским колхозом было закреплено около 700 гектаров пашни, работало 125 человек. С 1934 года колхозные поля обрабатывала техника Юсьвинского МТС.
Накануне Великой Отечественной войны Чинагортский колхоз достиг высоких результатов, по многим показателям перевыполнял государственный план поставки. В 1940 году коохоз имел коровник, свинарник, овчарню, птичник, 3 конюшни, 2 зернохранилища на 96 тонн, 2 картофелехранилища вместимостью 48 тонн, 2 овина на 36 куб. м. Открыли пимокатную мастерскую, где за неделю катали 11 пар валенок. С началом войны вся обувь отправлялась в Красную Армию, шерсть с Чинагортской овцефермы поставляли частным пимакатам для выполнения военной нормы катки. Валенки катали все большого мужского размера.
В 1984 г. проведено обследование состояния сельских населённых пунктов. По данным этого обследования деревня Чинагорт считалась перспективной, всего в деревне насчитывалась 76 хозяйств, проживало 97 мужчин и 105 женщин.
В деревне Чинагорт жил и работал в колхозе «Совет» Герой Социалистического труда, участник Великой Отечественной войны Крохалев Матвей Павлович.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
Воспоминания Кривощековой Зои Васильевны
Моя бабушка Кривощекова Зоя Васильевна родилась 14 августа 1930 года. На начало войны ей было 10 лет. Бабушка рассказывает, что в войну им очень тяжело жилось, еды не хватало. Перед народом власть поставила невыносимые требования: мясопоставки (40 кг), молокозаготовки (700 л), военный заём (700 руб), собирали на фронт теплые вещи. Только иногда маленьким детям могли оставить кружку молока. Выживали на подножьем корму (пистики, пиканы, шишки весенней сосны, кора осины). Хлеб пекли вместе с травой. В хозяйстве было всё, и скотина полный двор, и огород, все надо было успевать и трудодни зарабатывать. Кроме бабушки в семье росли еще дети поменьше Алевтина, Нина, Милинтина, Семен. Они оставались одни дома, т.к матери надо было зарабатывать трудодни. Бабушке Зое пришлось в 13 лет идти работать на овцеферму, бросить учебу, работать наравне со взрослыми, чтоб прокормить братьев и сестер, так как некому было работать. Запрягала лошадь, с бочками ездила на речку, набирала воду для овец, а потом кормила, поила, убирала за ними. Когда набирала воду ведром, не доставала до бочки, проливала на себя, вечером даже не могла снять заледеневшие лапти, ложилась в них на печку и ранним утром снова шла на работу в сырых лаптях. Она зарабатывала 400 трудодней в год, как мужики. В тылу много досталось детям и женщинам, всю работу приходилось делать: и женскую, и мужскую. Маленькие сёстры не выжили, умерли от холода и голода. Бабушка чуть стала постарше, стала ездить в Тимино на лесозаготовки, чтоб отработать военный заем, норму перевыполняла в 3-4 раза. Заходили в лес в темноту и выходили так же. Не пить, не кушать, заходили пешком, пилили продольной пилой лес. Одеть было нечего, лапти и килограмм хлеба стоило по 100 рублей. Отработала 7 зим на лесозаготовке. Когда было чуть свободное время, бабушка со своей мамой отбивали лён, потом его чесали, пряли, ткали, красили и шили себе одежду. Всю жизнь бабушка проработала в колхозе «Совет», была летом овощеводом, садоводом: выращивала лён, кукурузу, свеклу, и др. овощи, ягоды, а зимой работала на ферме и разнорабочей. Была депутатом области, округа и района. В советское время состояла в Коммунистической партии. Теперь бабушка на пенсии, она часто вспоминает то тяжелое время и желает нам, чтоб не было войны! Она награждена медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне.
Источник:
Петрова Ольга. След войны в моей семье: исследовательская работа; руководитель Петухова Т.Н., учитель МБОУ «Юсьвинская средняя общеобразовательная школа имени народной артистки РФ А.Г. Котельниковой». – Юсьва, 2014. – 20 с. – [неопубл.]
Вернуться к списку известных людей
Баяндина (Кривощекова) Альбина Васильевна
Баяндина Альбина Васильевна родилась 03.06.1963 года в д. Чинагорт Архангельского с/с.
В 1980 г. окончила 10 классов школы №9 г. Кудымкара и Кудымкарскскую музыкальную школу, далее ПГПИ г. Пермь, филфак – учитель русского языка и литературы. Экстерном за 1 год закончила Кудымкарское педагогическое училище, получив специальность – учитель музыки.
Работала учителем музыки в Архангельской средней школе. В 1996 году по ее инициативе создан детский фольклорный коллектив «Пӧлянок» (Дудочка). В 2002 году ансамблю присвоено звание «Образцовый», в 2006 г. – ансамбль подтверждает звание «Образцовый». Фольклорный коллектив «Пӧлянок» становится на многие годы детищем Баяндиной А.В. За 20 лет деятельности ансамбль дал более 300 концертов, используя в своем репертуаре песни финно-угорских и русского народов, музыкальные композиции на пэлянах, сигудках, пу-барабанах. Был участником многих Всероссийских фестивалей, Межрегиональных детских праздников. За последние три года ансамбль становился лауреатом международных, межрегиональных конкурсов и фестивалей.
С 2008 года назначена директором МКУК «Архангельское КДО». Баяндина А.В. идейный и творческий вдохновитель возрождаемых традиций и обычаев на территории Архангельского сельского поселения: праздник первого снопа «Зажинки», духовный фестиваль «Михаилу Архангелу славу поем», вечер лепки пельменей «Пельнянь керан рыт», спортивно-музыкальный праздник "Особенности коми-пермяцкой рыбалки «Кыйим, пуим,сёйим»" и др.
Награждена Почетной грамотой Министерства Образования СССР (1990 г.), в 2015 г. по условиям конкурса Министерства культуры РФ признана лучшим работником учреждения культуры, находящегося на территории сельского поселения.
Источник:
1. Признание. Биобиблиографический справочник. - Юсьва, 2017.- С.18-19. - [Баяндина Альбина Васильевна]