Урманово
Урманово - деревня в Юсьвинском районе на речке Кырдымка, в притоке Иньвы. Известна с 1782 . Основана Кылосовами, выходцами их деревни Кырдым. Урман – татарское и башкирское личное имя, означает в переводе «лес». [Шумилов, 2005: 58]
В.В.Климов указывает, что в основе названия д. Урманово возможно прозвище тюрков Урман (лес). Коми-пермяцкое произношение деревни – Урман. [В.Климов. О чем рассказывают имена Пармы, с. 132]
В сведениях 1869 года по Пермской губернии Соликамского уезда по 2 стану деревня Урманово (Плоская) упоминается по речке Кырдымке в 140 верстах от уездного города (Пермь) и 68 верстах от становой квартиры (Кудымкар), где в 18 дворах проживало 47 человек (мужчин 23 чел. и женщин 24 чел.).
По сведениям Пермского губернского земства, в 1909 году упоминается деревня Урманово (Плоская) на речке Кырдымке в 139 верстах от уездного города (Пермь) и 47 верстах от квартиры земского начальника (Юсьва), в 9 верстах от волостного правления, ближайшей церкви, школы, фельдшерского пункта, библиотеки, ярмарки-базара (Купрос), где в 16 дворах проживало 107 человек (мужчин 56 чел. и женщин 51чел.), бывшие помещичьи крестьяне, православные, русские. Деревня в числе 29 деревень входила в состав Крохалевского сельского общества.
В 1926 году д. Урманова (Площадка, Плоская) при речке Кырдымке располагалась в 2 км от сельсовета (с. Крохалево), в 32 км от райцентра (с.Юсьва), в 53 км от окружного центра (Кудымкар), в числе 22 деревень относилась к Крохалевскому сельскому совету, в 24 хозяйствах проживало 121 человек: мужчин 56 чел. и женщин 65 чел. По национальному признаку - пермяками.
По административным сведениям Пермской области за 1961 год в д. Урманово Юсьвинского района Крохалевского сельского совета проживало 319 человек. В числе 11 деревень Крохалевского с/с по численности населения это был второй населенный пункт после с. Крохалево (726 чел.).
С 2005 по 2019 гг. деревня Урманово входила в Купросское сельское поселение и по сведениям о численности населения и хозяйств на территории Купросского сельского поселения на 01.01.2019 г. по данным похозяйственных книг в д. Урманово (Крохалевская территория) числилось 62 жилых дома, в которых проживало 129 человек, 32 из них – не постоянно.
Первая похозяйственная книга д. Урманово Крохалевского сельсовета в муниципальном архиве администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края имеется за 1952-1954 годы, последняя за 2012-2016 годы.
В документах архивных фондов администраций Крохалевского, Купросского сельсоветов, Купросского сельского поселения за 1972-2010 годы имеются следующие сведения о численности хозяйств и населения д. Урманово:
1972 | 1976 | 1978 | 1980 | 1983 | 1985 | 1990 | 1995 | 1999 | 2003 | 2005 | 2010 | |
Количество хозяйств | 87 | 85 | 86 | 82 | 81 | 80 | 78 | 75 | 70 | 69 | 66 | 69 |
Количество населения | 315 | 252 | 250 | 237 | 219 | 208 | 211 | 226 | 206 | 205 | 192 | 193 |
В деревне проживали в основном коми-пермяки, русских было немного. Жители в основном были с фамилиями «Кылосовы», «Аксеновы», «Калины», «Зыряновы», «Савины», «Крохалевы», «Сырчиковы», «Исаковы». Население было занято в колхозе им. Дзержинского, Крохалевской школе, Крохалевских детских яслях, ОРСе Крохалевского ЛПХ, Крохалевском ЛПХ, Купросском лесничестве, Иньвенском рейде, Юсьвинском дерекции киносети, Тукачевском ЛПХ, ОРСе Тукачевского ЛПХ и др.
К деревне Урманово присоединилась деревня Кырдым, в настоящее время основная улица названа Кырдымской. В д. Кырдым проживали коми-пермяки, в основном с фамилиями «Кылосовы», а также «Сырчиковы», «Мальцевы», «Калины», «Аксеновы» и др. Население работало: 1952-1957 годы - в колхозе им. Сталина, 1958-1960 годы – в колхозе "Рассвет".
В д. Кырдым сохранилось здание часовни святых апостолов Петра и Павла
Часовня святых апостолов Петра и Павла являлась одной из 8 часовень Купросской Николаевской Православной Церкви. Церковь в Купросе была построена в 1768 году Григорием Александровичем Строгановым, Часовня в д. Кырдымская (так называлась самое раннее поселение в нашей местности) построена почти одновременно, но располагалась западнее в 50 метрах и по рассказам старожилов сгорела, позднее в 1898 году построено здание, которое мы видим сейчас
Здание часовни деревянное, на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Снаружи обшито тѐсом, изнутри гладко затѐсанные стены. В очертании куполов заметно влияние архитектурных форм классицизма. Композиция всего здания полна простоты и ясности, органично вписывается в окружающую среду. Вокруг был разбит небольшой парк: кедры, липы, берѐзы. Некоторые из этих деревьев до сих пор растут, и жители берегут их.
Долгое время часовня была центром не только религиозной, но и всей духовной жизни всего Крохалѐвского сельского общества. С конца 18 до начала 20 века часовню посещали прихожане близлежащих деревень Урмановой (Плоская), Старой и Новой Шараповой, Ильиной и Милиной (первоначальное название д. Подволшино в 19 в.), Афониной, Старой и Новой Лѐнвой, Кучи. По словам старожилов, часовню посещали из других волостей Соликамского уезда. На основе годовых отчѐтов 1911-1914гг. насчитывалось1250 прихожан из 17 деревень. Штатные работники жили в домах, построенных прихожанами. Это 2 Священника, 4 человека певчих и сторожей.
На протяжении XIX - начала XX в.в. часовня выполняла не только привычные в современном понимании функции (прежде всего совершение церковных обрядов), но и вела большую просветительскую и благотворительную деятельность, являлась вдохновителем общественной и экономической жизни – долгое время здесь, перед часовней, проводились ярмарки.
Активная деятельность часовни была грубо прервана революционными событиями в России. В 1917 году в истории церкви начался самый сложный период. Большевики, провозгласив отделение церкви от государства, на деле осуществляли тотальный контроль над деятельностью церкви. Преследовались представители духовенства, закрылось большинство религиозных учреждений. В 1930 году деятельность Никольской церкви, вместе с ней и относящиеся часовни были полностью запрещены по постановлению окружного окрисполкома, в советское время в здании находился склад химикатов.
Бесспорно, что значение православия в постсоветское время возрастает, и, несмотря на то, что данное культовое здание является недействующим, но оно продолжает привлекать внимание историков и краеведов.
Последние 5 лет 12 июля в день святых апостолов Петра и Павла к этому месту проводится крестный ход, во время которого прихожане поют Иисусову молитву, на молебне читается праздничный тропарь, дополнительно вокруг часовни проводится крестный ход с прочтением Евангелие. [Материал предоставлен учителем истории Кылосовой Еленой Ивановной]
-
Фонд муниципального архива администрации Юсьвинского муниципального округа: Ф. Р-35, оп.1; Ф.Р-111, оп.1; Ф.109, оп.1.
-
Климов В.В. О чем рассказывают имена Пармы. – . Кудымкар. 2009.
-
Кылосова Е.И. Часовня святых апостолов Петра и Павла / исследовательские материалы. - Крохалево, 2021.
-
Пермская губерния. Список населенных мест по сведениям 1869 года. – С-П.,1875.
-
Список населенных мест Пермской губернии. Соликамский уезд. / Издание Пермского губернского земства. – Пермь, 1909.
-
Список населенных пунктов Уральской области. Том V Коми-Пермяцкий округ. – Свердловск, 1928.
-
Шумилов Е. Н. Населенные пункты Пермского края: краткий исторический справочник. Изд. 5-е, испр. – Пермь, 2016.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
Отрывки из воспоминаний, собранные в "Электронной книге памяти Юсьвинского района"
Зырянова Мария Ивановна. Родилась в д. Кырдым 07.04.1927, проживала в д.Урманово Крохалевского с/с.
В годы войны в семье были родители, 6 сестер, 4 брата (один брат погиб на войне). Пахала лошадьми поля, молотили зерно, в телятнике резала телят. Работала в лесу, валили и возили бревна. Работала на тракторе “Беларусь”. Работали от темна до темна.
Чтобы чем-то питаться нас заставляли доить овец. Жили плохо, ходили в лаптях, хлеб давали по 600 гр. Победе очень радовались, но в душе была тоска по погибшим.
Кылосова Зинаида Аврамовна. Родилась 14.10.1929, д.Урманово Крохалевского с/с.
В семье были отец, мать и 7 детей. Работала в колхозе на разных работах. Боронили, сеяли, сенокосили, убирали урожай, на поля вывозили навоз, пастушила скот, возили гравий на дорогу. С подводами ездили в Пожву, в Менделеево.
Как-то раз всей бригадой боронили около кладбища, видим над кладбищем поднялось что-то белое (фигура похожая на женщину), мы от страха все бросили и убежали по домам. (До сих пор вспоминаем этот случай). Для фронта вязали носки и варежки.
Крохалев Сергей Ильич. Родился 16 октября 1938 г в д. Урманово Крохалевского с/с.
В годы войны остались дома мать – Крохалева Фёкла Алексеевна, бабушка – Крохалева Евдокия Тихоновна, дети – Галя (сестра) и я. Отец Крохалев Илья Кузьмич, 1911 года рождения пропал без вести. Дядя Крохалев Егор Кузьмич вернулся с войны живым.
Учился в Крохалевской 7-летней школе, но обед брали печенную картошку из дому. Одежда была льняная, обувь – лапти. В 7 лет сам научился плести лапти от деда. В годы войны возил копны на лошадях, целыми днями пололи, собирали колоски, пилили дрова.
«В классе у нас было 32 человека. Были среди нас и такие, отцы которых вернулись с фронта. У одного одноклассника отец работал в МТС. Так он принесет каравай белого хлеба и ест один, никого не угощает. Мне становилось от этого так плохо, я даже из класса выбегал. Потом, когда уже работал тракторным бригадиром, ему об этом напомнил. Ему видимо, стыдно стало, он покраснел, но ничего не сказал».
«Помнится случай. Как мы в первый раз увидели сахарный песок. Положили песок в тарелку на стол. Бабушка сказала: «Кушайте, только тюкэмэн» (тюкать). Мы макали хлебом. Хлеб был из головок клевера. Какое это было сладкое счастье!!!».
После окончания школы хотел продолжить учебу в сельхозтехникуме, но получил тяжелую травму руки при работе на лошади, и пришлось остаться в колхозе. Выучился на тракториста. Работал на тракторе. В 1965 г. обучался в школе руководящих кадров в г. Перми, и в дальнейшем работал бригадиром трактористов.
Тяпугина Раиса Ивановна. Родилась 19 сентября 1935 г. в д.Урманово Крохалевского с/с.
Отца, Исакова Ивана Алексеевича, на фронт не отправили, но он всю войну находился в г. Перми, охранял Госзнак. Вспоминаю, как стали приходить первые похоронки, в домах плач, а мне казалось, что там протяжные песни поют и все ждала, когда, наконец, к нам придут эти женщины, и точно так же будут петь. И нашу родню не миновало это горе. Прибежала к нам тетя Лиза со своей дочкой Октябриной и рассказала, что и им пришла похоронка. В доме так зарыдали, что мы дети испугались и забрались на полати. Вот, тогда я только поняла какие «песни» звучали у нас в деревне. А ещё мне вспоминается такой эпизод, как мы с братом пилили дрова поперечной пилой. Они с мамой привезли из леса не чурками, а кряжами, поэтому их приходилось дома распиливать. Ох, попадало мне от брата, я встану с той же стороны, что и он, да еще далеко от чурки, брат подойдет, даст мне подзатыльник, я реветь уйду в сторону, а он подойдет, помиримся и опять пилим, а самим по 10 лет…
…В школу ходила босиком, пока снег не выпадет, а на зиму мама приносила изношенные лапти от Калина Семена, он их залатает, и я радостная опять бегу в школу. Я в лаптях и в Кудымкар поехала, и только осенью папа мне привез резиновые сапоги, которые привезли из Пожвы, обменяв на топленое масло. Вот так!
В 1950 г поступила в Кудымкарское педучилище. Окончила в 1954 г. и была направлена в Косинский р-н, проработала там 2 года. В 1956 г по семейным обстоятельствам была переведена в Юсьвинский р-н, где и проработала в школе, пока не вышла на пенсию».
Вернуться к списку известных людей
Тудвасева Зинаида Константиновна
Тудвасева З. К. родилась 5 октября 1947 г. в д. Урманово Юсьвинского района. Окончила Крохапевскую восьмилетнюю, затем Купрос-скую среднюю школы. С 1967 г. училась на коми-пермяцкорусском отделении филологического факультета ПГПИ. После его окончания в 1972 г. поступила в аспирантуру научно-исследовательского института национальных школ Министерства образования РСФСР, куда затем была принята на работу. В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Послелоги коми-пермяцкого языка и методика их изучения».
Предметом исследовательской работы 3. К. Тудвасевой является методика преподавания родного языка в национальной школе. Работая в институте, она оказывает огромную помощь в создании учебно-методической литературы: работает над составлением фонохрестоматии по коми-пермяцкой литературе для 4—5-х классов, учебника коми-пермяцкого языка для 5-6-х классов, занимается рецензированием и редактированием учебников и пособий при их подготовке к изданию.
3.К.Тудвасева является автором более 50 научных работ, участницей окружных, российских и международных финно-угорских конференций. Она имеет почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Награждена орденом «Знак Почета» (1973), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Источник:
Гордость Пармы: Биографический справочник. – Кудымкар, 2008.