Урманово
Урманово - деревня в Юсьвинском районе на речке Кырдымка, в притоке Иньвы. Известна с 1782 . Основана Кылосовами, выходцами их деревни Кырдым. Урман – татарское и башкирское личное имя, означает в переводе «лес». [Шумилов, 2005: 58]
В.В.Климов указывает, что в основе названия д. Урманово возможно прозвище тюрков Урман (лес). Коми-пермяцкое произношение деревни – Урман. [В.Климов. О чем рассказывают имена Пармы, с. 132]
В сведениях 1869 года по Пермской губернии Соликамского уезда по 2 стану деревня Урманово (Плоская) упоминается по речке Кырдымке в 140 верстах от уездного города (Пермь) и 68 верстах от становой квартиры (Кудымкар), где в 18 дворах проживало 47 человек (мужчин 23 чел. и женщин 24 чел.).
По сведениям Пермского губернского земства, в 1909 году упоминается деревня Урманово (Плоская) на речке Кырдымке в 139 верстах от уездного города (Пермь) и 47 верстах от квартиры земского начальника (Юсьва), в 9 верстах от волостного правления, ближайшей церкви, школы, фельдшерского пункта, библиотеки, ярмарки-базара (Купрос), где в 16 дворах проживало 107 человек (мужчин 56 чел. и женщин 51чел.), бывшие помещичьи крестьяне, православные, русские. Деревня в числе 29 деревень входила в состав Крохалевского сельского общества.
В 1926 году д. Урманова (Площадка, Плоская) при речке Кырдымке располагалась в 2 км от сельсовета (с. Крохалево), в 32 км от райцентра (с.Юсьва), в 53 км от окружного центра (Кудымкар), в числе 22 деревень относилась к Крохалевскому сельскому совету, в 24 хозяйствах проживало 121 человек: мужчин 56 чел. и женщин 65 чел. По национальному признаку - пермяками.
По административным сведениям Пермской области за 1961 год в д. Урманово Юсьвинского района Крохалевского сельского совета проживало 319 человек. В числе 11 деревень Крохалевского с/с по численности населения это был второй населенный пункт после с. Крохалево (726 чел.).
С 2005 по 2019 гг. деревня Урманово входила в Купросское сельское поселение и по сведениям о численности населения и хозяйств на территории Купросского сельского поселения на 01.01.2019 г. по данным похозяйственных книг в д. Урманово (Крохалевская территория) числилось 62 жилых дома, в которых проживало 129 человек, 32 из них – не постоянно.
Первая похозяйственная книга д. Урманово Крохалевского сельсовета в муниципальном архиве администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края имеется за 1952-1954 годы, последняя за 2012-2016 годы.
В документах архивных фондов администраций Крохалевского, Купросского сельсоветов, Купросского сельского поселения за 1972-2010 годы имеются следующие сведения о численности хозяйств и населения д. Урманово:
1972 | 1976 | 1978 | 1980 | 1983 | 1985 | 1990 | 1995 | 1999 | 2003 | 2005 | 2010 | |
Количество хозяйств | 87 | 85 | 86 | 82 | 81 | 80 | 78 | 75 | 70 | 69 | 66 | 69 |
Количество населения | 315 | 252 | 250 | 237 | 219 | 208 | 211 | 226 | 206 | 205 | 192 | 193 |
В деревне проживали в основном коми-пермяки, русских было немного. Жители в основном были с фамилиями «Кылосовы», «Аксеновы», «Калины», «Зыряновы», «Савины», «Крохалевы», «Сырчиковы», «Исаковы». Население было занято в колхозе им. Дзержинского, Крохалевской школе, Крохалевских детских яслях, ОРСе Крохалевского ЛПХ, Крохалевском ЛПХ, Купросском лесничестве, Иньвенском рейде, Юсьвинском дерекции киносети, Тукачевском ЛПХ, ОРСе Тукачевского ЛПХ и др.
К деревне Урманово присоединилась деревня Кырдым, в настоящее время основная улица названа Кырдымской. В д. Кырдым проживали коми-пермяки, в основном с фамилиями «Кылосовы», а также «Сырчиковы», «Мальцевы», «Калины», «Аксеновы» и др. Население работало: 1952-1957 годы - в колхозе им. Сталина, 1958-1960 годы – в колхозе "Рассвет".
В д. Кырдым сохранилось здание часовни святых апостолов Петра и Павла
Часовня святых апостолов Петра и Павла являлась одной из 8 часовень Купросской Николаевской Православной Церкви. Церковь в Купросе была построена в 1768 году Григорием Александровичем Строгановым, Часовня в д. Кырдымская (так называлась самое раннее поселение в нашей местности) построена почти одновременно, но располагалась западнее в 50 метрах и по рассказам старожилов сгорела, позднее в 1898 году построено здание, которое мы видим сейчас
Здание часовни деревянное, на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Снаружи обшито тѐсом, изнутри гладко затѐсанные стены. В очертании куполов заметно влияние архитектурных форм классицизма. Композиция всего здания полна простоты и ясности, органично вписывается в окружающую среду. Вокруг был разбит небольшой парк: кедры, липы, берѐзы. Некоторые из этих деревьев до сих пор растут, и жители берегут их.
Долгое время часовня была центром не только религиозной, но и всей духовной жизни всего Крохалѐвского сельского общества. С конца 18 до начала 20 века часовню посещали прихожане близлежащих деревень Урмановой (Плоская), Старой и Новой Шараповой, Ильиной и Милиной (первоначальное название д. Подволшино в 19 в.), Афониной, Старой и Новой Лѐнвой, Кучи. По словам старожилов, часовню посещали из других волостей Соликамского уезда. На основе годовых отчѐтов 1911-1914гг. насчитывалось1250 прихожан из 17 деревень. Штатные работники жили в домах, построенных прихожанами. Это 2 Священника, 4 человека певчих и сторожей.
На протяжении XIX - начала XX в.в. часовня выполняла не только привычные в современном понимании функции (прежде всего совершение церковных обрядов), но и вела большую просветительскую и благотворительную деятельность, являлась вдохновителем общественной и экономической жизни – долгое время здесь, перед часовней, проводились ярмарки.
Активная деятельность часовни была грубо прервана революционными событиями в России. В 1917 году в истории церкви начался самый сложный период. Большевики, провозгласив отделение церкви от государства, на деле осуществляли тотальный контроль над деятельностью церкви. Преследовались представители духовенства, закрылось большинство религиозных учреждений. В 1930 году деятельность Никольской церкви, вместе с ней и относящиеся часовни были полностью запрещены по постановлению окружного окрисполкома, в советское время в здании находился склад химикатов.
Бесспорно, что значение православия в постсоветское время возрастает, и, несмотря на то, что данное культовое здание является недействующим, но оно продолжает привлекать внимание историков и краеведов.
Последние 5 лет 12 июля в день святых апостолов Петра и Павла к этому месту проводится крестный ход, во время которого прихожане поют Иисусову молитву, на молебне читается праздничный тропарь, дополнительно вокруг часовни проводится крестный ход с прочтением Евангелие. [Материал предоставлен учителем истории Кылосовой Еленой Ивановной]
-
Фонд муниципального архива администрации Юсьвинского муниципального округа: Ф. Р-35, оп.1; Ф.Р-111, оп.1; Ф.109, оп.1.
-
Климов В.В. О чем рассказывают имена Пармы. – . Кудымкар. 2009.
-
Кылосова Е.И. Часовня святых апостолов Петра и Павла / исследовательские материалы. - Крохалево, 2021.
-
Пермская губерния. Список населенных мест по сведениям 1869 года. – С-П.,1875.
-
Список населенных мест Пермской губернии. Соликамский уезд. / Издание Пермского губернского земства. – Пермь, 1909.
-
Список населенных пунктов Уральской области. Том V Коми-Пермяцкий округ. – Свердловск, 1928.
-
Шумилов Е. Н. Населенные пункты Пермского края: краткий исторический справочник. Изд. 5-е, испр. – Пермь, 2016.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
Отрывки из воспоминаний, собранные в "Электронной книге памяти Юсьвинского района"
Зырянова Мария Ивановна. Родилась в д. Кырдым 07.04.1927, проживала в д.Урманово Крохалевского с/с.
В годы войны в семье были родители, 6 сестер, 4 брата (один брат погиб на войне). Пахала лошадьми поля, молотили зерно, в телятнике резала телят. Работала в лесу, валили и возили бревна. Работала на тракторе “Беларусь”. Работали от темна до темна.
Чтобы чем-то питаться нас заставляли доить овец. Жили плохо, ходили в лаптях, хлеб давали по 600 гр. Победе очень радовались, но в душе была тоска по погибшим.
Кылосова Зинаида Аврамовна. Родилась 14.10.1929, д.Урманово Крохалевского с/с.
В семье были отец, мать и 7 детей. Работала в колхозе на разных работах. Боронили, сеяли, сенокосили, убирали урожай, на поля вывозили навоз, пастушила скот, возили гравий на дорогу. С подводами ездили в Пожву, в Менделеево.
Как-то раз всей бригадой боронили около кладбища, видим над кладбищем поднялось что-то белое (фигура похожая на женщину), мы от страха все бросили и убежали по домам. (До сих пор вспоминаем этот случай). Для фронта вязали носки и варежки.
Крохалев Сергей Ильич. Родился 16 октября 1938 г в д. Урманово Крохалевского с/с.
В годы войны остались дома мать – Крохалева Фёкла Алексеевна, бабушка – Крохалева Евдокия Тихоновна, дети – Галя (сестра) и я. Отец Крохалев Илья Кузьмич, 1911 года рождения пропал без вести. Дядя Крохалев Егор Кузьмич вернулся с войны живым.
Учился в Крохалевской 7-летней школе, но обед брали печенную картошку из дому. Одежда была льняная, обувь – лапти. В 7 лет сам научился плести лапти от деда. В годы войны возил копны на лошадях, целыми днями пололи, собирали колоски, пилили дрова.
«В классе у нас было 32 человека. Были среди нас и такие, отцы которых вернулись с фронта. У одного одноклассника отец работал в МТС. Так он принесет каравай белого хлеба и ест один, никого не угощает. Мне становилось от этого так плохо, я даже из класса выбегал. Потом, когда уже работал тракторным бригадиром, ему об этом напомнил. Ему видимо, стыдно стало, он покраснел, но ничего не сказал».
«Помнится случай. Как мы в первый раз увидели сахарный песок. Положили песок в тарелку на стол. Бабушка сказала: «Кушайте, только тюкэмэн» (тюкать). Мы макали хлебом. Хлеб был из головок клевера. Какое это было сладкое счастье!!!».
После окончания школы хотел продолжить учебу в сельхозтехникуме, но получил тяжелую травму руки при работе на лошади, и пришлось остаться в колхозе. Выучился на тракториста. Работал на тракторе. В 1965 г. обучался в школе руководящих кадров в г. Перми, и в дальнейшем работал бригадиром трактористов.
Тяпугина Раиса Ивановна. Родилась 19 сентября 1935 г. в д.Урманово Крохалевского с/с.
Отца, Исакова Ивана Алексеевича, на фронт не отправили, но он всю войну находился в г. Перми, охранял Госзнак. Вспоминаю, как стали приходить первые похоронки, в домах плач, а мне казалось, что там протяжные песни поют и все ждала, когда, наконец, к нам придут эти женщины, и точно так же будут петь. И нашу родню не миновало это горе. Прибежала к нам тетя Лиза со своей дочкой Октябриной и рассказала, что и им пришла похоронка. В доме так зарыдали, что мы дети испугались и забрались на полати. Вот, тогда я только поняла какие «песни» звучали у нас в деревне. А ещё мне вспоминается такой эпизод, как мы с братом пилили дрова поперечной пилой. Они с мамой привезли из леса не чурками, а кряжами, поэтому их приходилось дома распиливать. Ох, попадало мне от брата, я встану с той же стороны, что и он, да еще далеко от чурки, брат подойдет, даст мне подзатыльник, я реветь уйду в сторону, а он подойдет, помиримся и опять пилим, а самим по 10 лет…
…В школу ходила босиком, пока снег не выпадет, а на зиму мама приносила изношенные лапти от Калина Семена, он их залатает, и я радостная опять бегу в школу. Я в лаптях и в Кудымкар поехала, и только осенью папа мне привез резиновые сапоги, которые привезли из Пожвы, обменяв на топленое масло. Вот так!
В 1950 г поступила в Кудымкарское педучилище. Окончила в 1954 г. и была направлена в Косинский р-н, проработала там 2 года. В 1956 г по семейным обстоятельствам была переведена в Юсьвинский р-н, где и проработала в школе, пока не вышла на пенсию».
Вернуться к списку известных людей
Кыласов Иван Егорович (Иеромонах Василий) (3 октября 1870 г. – 7 ноября 1938 г.)
Отец Василий, в миру Иван Егорович Кыласов, родился в д. Кырдым Соликамского уезда Крохалевской волости. Семья была зажиточной. Отец, а потом и братья занимались кожевенным промыслом, шили обувь. Отец хотел, чтобы Иван пошел по их стопам, но он выбрал иной путь.
В 1887 г. по просьбе Крохалевского сельского общества в д. Крохалево открывается школа грамотности. Учащихся записалось 18 человек, преимущественно, детей маломощных родителей. Заведующий школой священник Купросской Никольской церкви о. Иоанн (Любимов) предложил серьезному старательному парнишке из д. Кырдым Ивану Кыласову стать её первым учителем. Иван Егорович Кыласов не имел никакой педагогической подготовки, окончил лишь Купросскую начальную школу, что заставляло его поначалу «в своей работе ко всему в области методики и дидактики подходить с боязнью, неуверенно, с оглядкой». Тем не менее, за 15 лет работы в Крохалевской школе грамоты (1887-1902гг.) он стал опытным учителем, за свою усердную службу он неоднократно поощрялся благодарностями, денежными премиями и был представлен к награждению медалью.
Летом 1902 г. Иван Егорович Кыласов принял постриг и священный сан в Белогорском Свято-Николаевском мужском монастыре и был наречен Василием. Он долгое время учил детей-сирот в монастырской школе для мальчиков. Потом был назначен регентом хора, так как обладал хорошим голосом и музыкальным слухом. После революции 1917 г. Белогорский монастырь подвергся жестоким нападкам со стороны новой власти. Часть братии во главе с игуменом Варлаамом приняла мученическую кончину, а часть служителей, чтобы спасти их от неминуемой гибели, была послана в приходы. О. Василий был направлен в Храм с. Бияваш (Октябрьского района). Люди потянулись к нему на службы за советом, утешением и благословением. Его несколько раз арестовывали, но быстро отпускали. Отец Василий был наделен даром прозорливости, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания знавших его людей.
В какой-то период батюшка сделал свои фотографические карточки и стал раздавать своим духовным детям снимки. На их недоуменные вопросы отвечал: «А вот, когда не станет меня, посмотрите и помяните». Одну такую фотографию священник подарил матери учительницы А. С. Целищевой, снимок тот берегли как зеницу ока, благодаря воспоминаниям её, мы знаем также и о чудодейственной силе вещей о. Василия:
- Сапоги его, если надеть, снимали боли в ногах, а ремень его, если перепоясаться, то снимал боли в пояснице. Еще святая вода, освященнаяим, хранилась в стеклянной бутылке, заткнутой бумажной пробкой, но оставалась светлой и приятной на вкус. Бесследно проходила головная боль, когда надевали скуфьюо. Василия.
В 1935 г. отца Василия арестовали очередной раз. На 645 стр. второго тома третьей части Книги памяти жертв политических репрессий «Годы террора», выпущенной Пермским книжным издательством в 2003г., можно прочесть «Кыласов Иван Егорович… арестован 05.02.1935… Обвинение: АСА (антисоветская агитация). Приговор: ссылка в Коасноярский край (5 лет)». Из ссылки батюшка не вернулся.
В селе Дворцы Кижемского района Красноярского края, где находилось место его изгнания, люди до сего времени помнят необыкновенного батюшку, храня воспоминания о его жизни и мученической кончине: Отец Василий и еще один сосланный священник жили в маленькой избушке, в лесу. Люди к ним ходили, еду носили, помогали, чем могли. Но не все относились к узникам благожелательно, были такие, которые думали, что «попы прячут золото». Как-то раз отец Василий попросил одного из пришедших, чтобы жена этого мужчины постирала его белье, прибавив, что чистое белье ему очень скоро понадобится. Женщина исполнила просьбу батюшки. Взяв принесенный сверток в руки, отец Василий промолвил: «Вот и посылочка пришла… А скоро и смерть моя придет…» Через несколько дней, действительно, пришли те изверги и стали требовать деньги и драгоценности. Поняв, что в лесной избушке ничего этого нет, решили убить священников, чтобы те их не выдали. Отец Василий держался спокойно, только указал на ружье и сказал: «Из этой штуки вы меня не застрелите». Тогда ему отрубили голову. Произошло это в ночь с 6 на 7 ноября (день празднования иконе Божией матери «Всех скорбящих радость»).. Как ни старались убийцы замести следы, но свое черное дело скрыть им не удалось.Местные жители отмечали, чтоземля, где погребли убиенных священников, обладала целебными свойствами. Это было последним благословением отца Василия через годы и расстояния...
Источник:
Первый учитель: замечательные люди Юсьвинского района. Вып.2; Сост. В.И. Яркова. – Кудымкар: АСФИД,2010. – 36с.
База данных «Открытый список» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.openlist.wiki/Кыласов_Иван_Егорович_(1870)
Целищев С., Крохалева В.З. Отец Василий [Электронный ресурс] // официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской митрополии Русской Православной Церкви. – Режим доступа http://www.komiprav.ru/proekty/rasskazy/otec-vasilij