Ларино
Деревня Ларино(а) известна с 1845 г. В ней тогда жили Баяндины. [Шумилов,2005,С:34]
Деревни Ларино и Сибирь (появилась в 1869 г.) считают детками с. Антипино.
В.В. Климов происхождение названия деревни Ларино связывает с церковным именем Илларион, сокращенное Ларион, Лара, Варивон, Вара. Коми-пермяцкое произношение Ларин(чи). [Климов, В. О чем рассказывают имена Пармы, С: 128]
Деревня Ларино находилась в Архангельской волости, с 1925 г. – в Боталовском сельском совете, в 1967г. деревня Ларино вошла в состав с. Антипино.
Динамика количества дворов, численности населения д. Ларино:
Год переписи |
Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год |
Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии |
Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 год (д. по зимнему пути) |
По статистическим данным на 1962 год |
Количество дворов (хозяйств) |
12 |
11 |
17 |
Соединена с. Антипино |
Численность населения всего |
96 |
102 |
100 |
|
В т.ч. мужского пола |
43 |
47 |
43 |
|
В т.ч. женского пола |
53 |
55 |
57 |
|
Деревенька моя
Гуляева Л.П.
Мне давно хотелось написать о моей родной деревеньке Ларино, о замечательных тружениках и прекрасных людях, выходцах из нашей маленькой деревушки. Ведь моя деревня – это моя колыбель, которая взрастила меня до 15 лет и дала путевку в жизнь. Потом были приезды на каникулы, в отпуск на пару дней, но это уже другая история. Взяться за перо заставило меня и чувство долга перед моим соседом, майором милиции в отставке (работал в Юсьвинском ОВД) Андреем Ивановичем Баяндиным, замечательным человеком, который искренне любил свою малую родину и мечтал увековечить память о жителях д. Ларино, среди которых много выдающихся людей. Андрей Иванович искал данные в архивах, благодаря которым я имею кое-какие сведения о своей деревне. К сожалению, его самого уже нет в живых.
Деревня Ларино. Число хозяйств – 17, жителей – 100 человек до 1916 года, принадлежит Архангельской волости, находится на реке Ык, до с/совета – 0,5 км, до райцентра – 23 км. Население: коми-пермяки. (Справочник «Населенные пункты Уральской области», т.5, стр. 64, 1928г.)
Это официальные сведения, цифры, даты. А за этими цифрами – люди, поколения. Род Яколевых, Сидöр, Митит, Ганя, Ефрем, Ручов, Артамоновых… И у всех одинаковые фамилии – Баяндины.
Сколько раз я уже с семьей порывалась уехать на север и в теплые края (даже место нашла в одной из школ Ростовской области), но не отпустила меня моя родина в далекие края, благословила жить на той же Иньве, где прошло мое детство, только на другом берегу.
Детские воспоминания… Они очень яркие, остаются в памяти и живут, пока жив сам человек. И цветущий луг, и тропка к речке, где мы ловили рыбу и купались, и березовая роща с качелями на Пасху, и наш любимый Логйыв с грибами и душистыми травами, и сенокос, и половодье, и золотая осень, и первый снег, и первое свидание с ароматом цветущих черемух – все эти картины и запахи оживают, стоит только вспомнить свою деревню.
Отличительная черта малых деревень – близость людей друг к другу, почти родственные отношения. Вряд ли так сближаются в городе люди, даже живущие в одном подъезде, как в маленьких населенных пунктах. Помню, как мама носила молоко и яйца соседям, у которых не было или не доилась корова, к праздникам, к поминкам. О какой-либо плате и речи не могло быть. Искренность, бескорыстие были присущи многим людям и возвращались к человеку тем же добром (моей старенькой маме соседка Дарья носила молоко за то же самое «спасибо»).
Рано оставшись без бабушек (а дедушек я совсем не помню), я была привязана к чужим бабушкам – у своих подружек: Ёгорика, Öксинь, Огропен…
Тракт разделял деревню на две части и словно служил границей дружеских отношений. Мы бегали, купались, ходили друг к другу, играли в разные игры по одной стороне дороги, живущие за дорогой составляли свою компанию. Нет, мы не ссорились, не враждовали, иногда вместе гуляли и ходили на Иньву купаться, но не сближались настолько, как со «своими». Наверно, нельзя одинаково дружить с двадцатью подружками - настоящих друзей, как правило, бывает не так уж много. Даже в детстве.
…Давным-давно разъехались мои дорогие подруженьки по городам и весям, с некоторыми не встречаемся десятки лет. Но они перед глазами, стоит только вспомнить о них: Катя, Маша, Аля… Вместо подруг были и мальчишки – Алеша, Миша. C Мишей, Алешей, Машей,Тоней и Милей учились в одном классе до окончания школы, с Алешей и Милей после 8-летки отправились на учебу в Юсьвинскую среднюю школу. Жили в интернате, на выходные ездили домой. А чаще всего два десятка километров добирались пешком, иногда – на перекладных (грузовике, тракторе, даже на лошади). Семья Мили переехала в Ларино из д.Амосово, когда их деревня перестала существовать. Всю жизнь она проработала бухгалтером и главным бухгалтером в организациях окружного центра. Тоня, веселая девчушка, любительница частушек, первой из класса вышла замуж, с мужем воспитали замечательных детей, одна из дочерей работает в Юсьвинской средней школе. Алеша живет в Москве, Миша в Чайковском, Маша долгое время жила на юге, но лет десять назад вернулась на свою малую родину. Все они нашли свое призвание, каждый из них на своем поприще занял достойное место.
Не стереть из памяти и добрые лица моих соседей. Вот из дома напротив, как сказочный герой, выглядывает из окна дед Миков с длинной седой бородой. Мой брат щелкает фотоаппаратом. Когда брату купили «Смену», он настолько увлекся этим занятием, что фотографировал всех подряд: соседей, кошек, собак, коров. Проявлял, печатал, раздавал соседям. Приходили домой, просили фотографировать, позировали. До него у нас в деревнях никто фотографией не занимался, на документы фотографировались в Юсьве или в Кудымкаре, поэтому некоторые впервые увидели себя на Ваниных фотографиях. Помню, как разглядывали фотографии, радовались, увидев себя на фото, особенно дети. Наверно, во многих домах сохранились эти фотографии. Несколько фотографий хранятся и у меня. Они словно экскурсия в прошлое, в детство, в свою родную деревушку, к своим соседям, большинство из которых уже покоятся на кладбище.
Баяндин Егор Гаврилович, отец подружки Маши, участник Великой Отечественной, был мастеровым человеком, долгое время возглавлял строительную бригаду в колхозе. Он первый в деревне построил 2-этажный дом, где мы, дети, на 1 этаже возле камина (а каминов в деревне тоже не было), сушили свои обледенелые фуфайки и варежки после «снежных баталий», чтобы дома не получили взбучку от родителей. У Егора Гавриловича и Веры Степановны была большая дружная семья – 11 детей. Все выросли добрыми, порядочными, трудолюбивыми людьми. С Машей мы до сих пор дружны, изредка встречаемся. Я благодарна судьбе за то, что в моей жизни есть такие добрые и преданные подружки.
А вот Ёгорика – Баяндина Степанида Ивановна. Это бабушка моих подружек – Кати и Али. Помню, у ней болели ноги, далеко ходить она не могла, но водила своих внучек за ягодами и грибами в ближайшие лога. Конечно, я увязывалась за ними. В зимние дни в их доме я просиживала часами, иногда забыв обо всем на свете, уткнувшись в какую-то интересную книжку. Позже моими друзьями стали и младшие сестры Кати и Али. От них от всех исходит какая-то доброта, сердечность. Не зря когда-то дочка в классе 5-ом спросила: «А тетя Галя нам родственница?» И поразилась, что не родственница: так по-доброму не относятся чужие люди (она нагрузила мою сумку продуктами из своего хозяйства). Получается, она ближе иной родственницы.
Часто, уже в студенческие годы, я приезжала домой и непременно бежала на крылечко соседей Яколевых посидеть с бабушками-соседками, послушать их разговоры. До сих пор мне не хватает общения с ними.
Ближайшими соседями, кроме Яколевых, была семья из Митит рода во главе с Иваном Никитьевичем. Его жену я не помню, она умерла очень рано, оставив пятерых детей, младшему из которых не было и года, на попечение своего мужа. Тот вскоре женился на Вороновой Анне (отчество не помню) из Онохово, вдвоем они вырастили детей и жили до последних дней в своей усадьбе. С их старшими детьми дружили мои старшие сестры, с младшими – Зоей и Ритой - дружила я.
Некоторых помню хорошо, а старое поколение - очень смутно. Это солдатские вдовы, не дождавшиеся мужей с Великой Отечественной: Фекла Андреевна, Раиса Ефремовна, Домна Ивановна, Марфа Яковлевна, Аксинья Михайловна, Мария Николаевна, Анастасия Ивановна (все Баяндины). По словам мамы, Раиса Ефремовна была настолько доброй и отзывчивой, что готова была помогать всем соседям, особенно в трудные военные годы, хотя и самой жилось нелегко с двумя малолетними детьми. Она все надеялась, что муж не погиб на фронте и обязательно вернется домой. Но так и не дождалась. Одна воспитала двух замечательных сыновей, оба получили высшее образование и внесли значительный вклад в развитие нашего округа (См. ниже:Иван Константинович и Анатолий Константинович).
А вот соседи, с которыми мы жили рядом: Иван Петрович с женой Анисьей. Его жену я не помню, а Ивана Петровича знала. Это был умелец, мастер на все руки, своими руками делал всю мебель, даже продавал. Наверно, по этой причине он был причислен к кулакам, его имущество конфисковали, а сам он был сослан в Свердловскую область. Впоследствии он вернулся, построил себе маленькую избу, уже в довольно солидном возрасте женился (первая жена умерла) и проживал до смерти в Ларино. Его дочь Мария Ивановна была заметной фигурой не только на территории Антипинского сельсовета, но и в районе. Она была членом партии, пропагандистом, не раз избиралась депутатом, долгое время возглавляла партийную организацию колхоза «Родина», работала заведующей клубом. Умерла в Новосибирске.
Где только не живут и не трудятся выходцы из моей деревни: в Кудымкаре и Красновишерске, в Перми и Ростове, в Москве и Самаре, многие живут на Севере. Врачи и учителя, работники торговли и сельского хозяйства, воспитатели дошкольных учреждений, частные предприниматели. Только на территории района в настоящее время трудятся 3 педагога, два медицинских работника, один библиотекарь, продавец, лесник, токарь, связист, почтальон, работник газовой службы, водители, доярки.
О каждом из жителей д. Ларино можно рассказывать много и долго. Каждый из них внес свою лепту в процветание деревни, колхоза, района. Многие защищали свою родину на фронтах Великой Отечественной, не все вернулись в родную деревню, а вернувшиеся нередко не доживали до старости из-за полученных ран и контузий. Немало досталось и труженикам тыла, которые стоически перенесли тяготы войны и трудные послевоенные годы, холод, голод и непосильный труд. Все жители деревни заслуживают благодарности и преклонения перед ними за их воинский и трудовой подвиг, за терпение, за доброту. Я очень надеюсь, что и после нас, поколения 50-60-х годов, память о наших предках не угаснет, что наши дети и внуки сохранят историю нашей маленькой деревни, каждого рода и каждой семьи.
Выполняя просьбу Андрея Ивановича написать о жителях д.Ларино, о тех, кто достиг в жизни определенных высот и заслуживает уважение потомков, приводятся сведения на данном сайте в разделе "Известные люди" по странице деревни Ларино.
Вернуться к списку известных людей
Баяндин Андрей Иванович – майор милиции в отставке (ОВД с. Юсьва).
Андрей Иванович родился 2 февраля 1949 года в д. Ларино Антипинского (Боталовского) сельского совета. Закончил 8 классов Антипинской 8-летней школы. Был развитым, хорошо учился, много читал, но по семейным обстоятельствам не мог продолжить образование. Отслужил в армии, после армии работал в колхозе «Родина». От колхоза его направили учиться в Челябинск, в партийную школу, после окончания которой полгода работал в парткоме Юсьвинской парторганизации. С 1977 года Андрей Иванович работал в районном отделе внутренних дел участковым уполномоченным в разных сельсоветах Юсьвинского района.
Уволился в звании майора в 1999 году в возрасте 50 лет. Умер 9 августа 2007 года.