Карасово (Архангельское)
Карасово [Карасовчи] – бывшая деревня в Юсьвинском районе.
Деревня известна с 1782 г. Основана Петровыми, выходцами из деревни Сордва. По мнению Е. Шумилова Карас – башкирское личное имя, которое могло употребляться коми-пермяками в качестве прозвища. [Шумилов, 2005: 27]
А.С. Кривощекова-Гантман в своих работах указывает, что название не совсем изучено и может восходить к антропониму, так как на территории Коми-Пермяцкого округа встречалось прозвище Карас, данный ойконим можно рассмотреть через коми-пермяцкое карас – "карась" (рыба). В разных местах Коми-Пермяцкого округа встречается родовое прозвище Карас. Есть вероятность и сближения топонима с коми-зырянским летским словом карас – "сруб в мельничной запруде". [Кривощекова-Гантман, 1983: 64]
В.В. Климов в топонимических очерках придерживается версии Е.Н Шумилова и указывает, что в основе названия деревни Карасово личное имя тюрков Карас, Карасай. Коми-пермяцкое произношение – Карас. [В.Климов. О чем рассказывают имена Пармы, с. 132]
Динамика количества дворов, численности населения д. Карасова:
Год переписи | Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год | Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии | Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 год | По статистическим данным на 1962 год | По переписи населения 2010 года |
Количество дворов (хозяйств) | 8 | 14 | 17 | Фактически последний житель выехал в 2006 г. | |
Численность населения всего | 66 | 112 | 94 | 69 | 1 |
В т.ч. мужского пола | 30 | 53 | 38 | ||
В т.ч. женского пола | 36 | 59 | 56 |
В 1924 г. был образован Карасовский сельский Совет, который подчинялся исполнительному комитету Юсьвинского районного Совета депутатов трудящихся, осуществлял руководство хозяйственной и культурной деятельностью хозяйств, расположенных на его территории. Местонахождение администрации Карасовского сельского Совета было в д. Нижняя Волпа Юсьвинского района. В состав сельского Совета входили населенные пункты: д. Н-Волпа, д. В-Волпа, д. Карасово, д. Забган, д. Петрунево, д. Мартино, д. Ивашково, д. Калинино, д. Мосино, д. Жуково, д. Андроново, д. Степаново. На территории сельского Совета были расположены колхозы: им. Калинина, им. Кирова, им. Ворошилова, им. Молотова, "Октябрьский". В конце 50-х годов колхозы были объединены в колхоз "Урожай". До 1951 г. на территории сельсовета имелись Н-Волпинская начальная школа, изба-читальня, родильный дом. С 1952 г. переданы в ведении Карасовского сельского Совета Н-Волпинская восьмилетняя школа, сельский клуб, фельдшерско-акушерский пункт, сельская библиотека. В 1963 г. на основании решения (протокол №23 от 29 декабря 1962 г.) исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся Карасовский сельский Совет был объединен с Архангельским сельским Советом.
Деревня Карасово стояла на красивейшем месте, недалеко от того места, которое сейчас называют Гажа мыс. Древнее название – Асванкар.
Деревня была не маленькая, состояла из 16 хозяйств, был свой конный двор. Большинство жителей работали в колхозе. Люди жили дружно, весело. Хоть работы было много, но всегда оставалось время и на отдых. По воспоминаниям запомнился праздник «День Колхозника». Вечером встречались, много пели, танцевали, рассказывали разные байки. На праздник шли всей деревней, каждый с собой приносил то, что мог.
В деревне было много детей – более 30. В школу они ходили за 2 км – в д.Н-Волпу.
Жители деревни считают, что закон «О ликвидации неперспективных деревень» был основной причиной закрытия деревни. Вот с тех пор народ и стал потихоньку выезжать из деревни. Другой причиной выезда являлось и отсутствие дорог. Последний житель выехал из деревни в 2006 году.
Среди жителей деревни Карасово преобладали фамилии Кривощековы, Петровы.
В Заксобрании Пермского края решено упразднить населенный пункт Карасово в Юсьвинском округе в 2022 году.
Книга Памяти д. Карасово
НЕ ВЕРНУЛИСЬ С ПОЛЕЙ СРАЖЕНИЙ
АНТОНОВ Владислав Юзефович (Иосифович), 1925, д. Карасово Архангельского с/с Юсьвинского р-на Коми-Пермяцкого АО. Призван в с. Юсьва. Рядовой 1-го пех. полка 1-й див. Пропал без вести 12 окт. 1943 г. у д. Трегубово Могилевской обл., Белоруссия.
КЛИМОВ Василий Иовлевич, д. Карасово Юсьвинского р-на. Рядовой. Погиб в бою 24 марта 1945 г.
КЛИМОВ Иван Павлович, 1923, д. Карасово Юсьвинского р-на. Сержант 278-го стр.полка 93-й стр.див. Пропал без вести 7 янв. 1944 г.
КРИВОЩЕКОВ Александр Николаевич, 1923, д. Карасово Юсьвинского р-на. Лейтенант 3-го стр. полка 129-й стр. див. Похоронен в д. Рябинки Погорельского р-на Калининской обл.
КРИВОЩЕКОВ Захар Васильевич, 1904, д. Карасово Юсьвинского р-на. Мл. сержант 115-го стр. полка 46-й стр. див. Пропал без вести в февр. 1942 г.
КРИВОЩЕКОВ Иван Петрович, д. Карасово Юсьвинского р-на. Судьба неизвестна.
КРИВОЩЕКОВ Иван Степанович, 1915, Архангельский с/с Юсьвинского р-на. Ст. лейтенант,ком-р роты 927-го стр. полка 251-й стр. див. Погиб в бою. Похоронен в д. Рябнево Зубцовского р-на Калиниской обл.
КРИВОЩЕКОВ Илья Данилович, 1905, д. Карасово Юсьвинского р-на. Призван в 1941 г. Рядовой. Пропал без вести в авг. 1943 г.
КРИВОЩЕКОВ Илья Петрович, д. Карасово Юсьвинского р-на. Судьба неизвестна.
КРИВОЩЕКОВ Михаил Алексеевич, 1908, д. Карасово Юсьвинского р-на. Рядовой. Пропал без вести 25 окт. 1942 г.
ПЕТРОВ Гаврила Иванович, 1907, д. Карасово Юсьвинского р-на. Призван в 1941 г. Погиб в бою 13 апр. 1942 г. Похоронен в д. Дешевка Брусовского р-на Калининской обл.
ПЕТРОВ Дмитрий Иванович, 1923, д. Карасово Юсьвинского р-на. Рядовой 711-го стр. полка 215-й стр. див. Погиб в бою 9 сент. 1942 г. Похоронен в д. Редькино Ржевского р-на Калининской обл.
ПЕТРОВ Иван Савельевич, 1902, д. Карасово Юсьвинского р-на. Рядовой 53-й стр. див. Погиб в бою в июне 1942 г.
ПЕТРОВ Кузьма Егорович, 1912, д. Карасова Юсьвинского р-на. Сержант. Пропал без вести в февр. 1942 г.
ПЕТРОВ Михаил Степанович, 1899, д. Карасово Юсьвинского р-на. Рядовой 237-го стр. полка. Умер от ран 14 июля 1943 г. Похоронен в д. Песочная Арсеньевского р-на Тульской обл.
ПЕТРОВ Роман Трофимович, д. Карасово Юсьвинского р-на. Рядовой 1170-го стр. полка 348-й стр. див. Погиб в бою 27 янв. 1942 г. Похоронен в д. Барсуково Погорельского р-на, Калининской обл.
ПЕТРОВ Терентий Денисович, 1901, д. Карасово Юсьвинского р-на. Рядовой. Пропал без вести в дек. 1944 г.
САВЕЛЬЕВ Афонасий Григорьевич, 1923, д. Карасово Юсьвинского р-на. Рядовой 14-го стр. полка 7-й стр.див. Погиб в бою 6 июля 1942 г. Похоронен в д. Коровитчино Старорусского р-на Новгородской обл.
САДАКОВ Виктор Яковлевич, 1914, д. Карасово Юсьвинского р-на. Призван в г. Пермь, Ленинский РВК. Рядовой. Пропал без вести.
ВЕРНУЛИСЬ ПОБЕДИТЕЛЯМИ
Петров Данил Карпович, 1899, д. Карасово Архангельского с/с, рядовой воевал с 19.03.1942 по 9.05.1945 гг. в сост. 150 стр.полка.
Кривощёков Емельян Степанович, 1894, д. Карасово Архангельского с/с.
Источники:
1. Книга Памяти Юсьвинского района. Ч.1, 2.[Электронный ресур]. - Юсьва, 2015.
2. Сыстерова Юлия. Заброшенные деревни: необходимость или трагедия: материалы районного конкурса исследовательских работ учащихся / Ю.Сыстерова; руководитель Кривощекова Е.Н., учитель истории МОУ «Архангельская средняя школа". - с. Архангельское, 2008. - 19 с.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
История деревни Карасово в воспоминаниях жителей
Петрова Анна Евлапиевна (1937 г.р., родилась в д. Калинино, жила в Карасово).В 2003 году записали материал краеведы экспедиции: "Это в деревне Карасово, дальше деревни Мартино, сейчас много людей туда приходит. Там место красивое. Гора высокая, там речка течет. Ребята, пионеры, каждый день там, похлебку да что варят".
Власова Мария Ивановна( 1921 г.р., родилась в д. Капилино) и Власов Сергей Иванович (1921 г.р., местный) вспоминали, что гору карповскую называли Гажа мыс. Гажа мыс был - веселый холм. Деревня-то была Карасово, так молодежь в ту сторону и ходила веселиться.
Савельев Леонид Егорович (1940 г.р., уроженец д. Мартино) вспоминает, что д. Карасова была меньше, чем д. Мартина, но там была часовня деревянная. [Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Помнит про эту часовню и Можаева Мария Ильинична (1928 г.р., уроженка д. Карасово, с 1972 года живёт в д. Н-Волпа). Она рассказывает, что был 2-хэтажный дом, звонили колокола, это и была часовня. В деревне по её утверждению было домов 15. Воду брали из ключа, который находился под горой. [Воспоминания записаны в окт. 2017 г.] В 2003 году она рассказала такой случай: "Свадьба У нас в Карасовчах один человек женился, из Левчих привел жену. Олешом звали. Мама у нее была лекаркой. Пошли на свадьбу, а она (жена) дружила с одним мужиком, а мужик хотел взять ее в жены, а она вышла за другого, посватали да. Да на свадьбу пошли, ночью в полночь вернулись. Идут, идут, вокруг лес повалят на дорогу, свадобшане все встанут, дорогу чистят, уберут, потом идут дальше, опять лес повален, опять убирают. Домой пришли, как будто в воде побывали. В полночь уже пришли. А Наталья говорит: что же это с благословением ушли, а все еще нету - креститься только".
Власова Роза Романовна (1932 г.р., в деревне знают как баба Люба (имя Люба дали при крещении), уроженка д. Важгорт) вспоминает, что в детстве с бабушкой ходила в д. Карасово. Деревня была небольшая, всего одна улица и по бокам дома. [Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Последним жителем деревни Карасово считается Кривощёкова Галина Семёновна (1942 г.р., уроженка д. Петрунёво). В д. Карасово она вышла замуж. После того, как в марте 2006 года умер муж, она лето прожила ещё в д. Карасово, а на зиму переехала в д. Н-Волпу, купив там дом. Галина Семёновна говорит, что в Карасово было 12 домов, а она вынуждена последняя покинуть эту деревню. [Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Кривощекова Ульяна Егоровна (Петрова)(1919 г.р., родилась в д. Карасово, жила в Н. Волпе). О своей жизни:
"Жила я плохо. С 12 лет работала на лошадях, пахала. Отец очень злой был. Красные его с подводой увезли, а белые привезли и палкой побили.
В семье у нас 10 детей было, четверо выросли, а остальные умерли. Умерших детей на могильнике в Архангельске хоронили. Молиться ходили в лес и в церковь. В Карасово у нас часовня была, а в церковь в Архангельск ходили. Ходили и в поле, носили иконы на ВИДЗЕПЫРАН - предпостовый день, через неделю после Троицы. Срубали березы и ставили их вокруг стола, на котором стояли иконы. Молились в засуху, чтобы дождь пришел.
У нас там еще сосна была, туда и ходили. Один раз в год ходили. На стол этот ставили иконы, березы вокруг. Одевались красиво. Ходили все: и женщины, и мужчины, и дети. Молились (перекрестилась), читали молитву, приносили еду. С 1928 года не стали на поля ходить, когда колхоз создали".
О деревне: "Старые деды дали название этой деревне. Было там 20 домов (в Карасово), и со временем все ушли. А я с сыном сюда пришла, когда колхозы формировать (объединять) стали. В 1928 году забрали меня в колхоз.
История жизни В соседней деревне я родилась, выросла и жила, а состарилась, так и сюда пришла. Теперь одна семья в этой деревне живет (в Карасово)."
Об одежде: "Раньше носили дубасы.А я уже платье носила. Мама носила рубашку и дубас, а на голове шамшуры - большая шапка. На ногах носили лапти. У нас до сих пор сохранились, детям на спектакли даем. Холст красили в Архангельске, там жил шинельшик, а вышивали сами. Названия узоров были, но не помню"
О свадедбных обрядах: "Были года плохие. На свадьбе плясали четыре человека и пели. В другой дом перевозили на лошади. Сватали КОРАСИСЬ - сват, у мужа мама с мужем приходили. Спрашивают, пойдешь - нет за моего сына. Если невеста стоит перед матницей, то невеста выйдет замуж, если за матницей, то не выйдет. А когда пить приходили, невеста стол готовит, кладет тряпицу на стол, жених приносит рыбный пирог и пить. Ели все что принесут-Рыбный пирог, кусок чeлпана, пиво, брагу. КИ КУТНЫ - берут руки на другой день. Жениха и невесту садят вместе. Брат выводит невесту за полотенце.
Когда жених и невеста сидят вместе, держат на коленях полотенце. Когда выходят жених и невеста, они молятся в переднем углу, туда стелят ГЫН, его клали под седло, он холстяной, становились на гын. Помолятся, забирают гын и стелят, потом на него садятся. Когда переезжали к жениху, держались за полотенце. Столовались - сидели за столом.
Если завтра свадьба, невеста мылась в бане. Девушки готовят кушаки, пояса – приданое.
На свадьбе были крестный от жениха, крестная от невесты. Крестный сидел рядом с женихом, а крестная с невестой. Жених с невестой сидели в переднем углу.
Мать с отцом к столу подносили. Невеста дарила матери жениха дубас и рубашку, для отца жениха - рубашку и штаны. Когда приходят в дом к жениху невеста КОЗЬНАСЕ - дарит подарки. Если у жениха есть братья, то им тоже по рубашке.
Первый день - свадьба. Второй день - КУДПЫДЭС (дно лукошка). После свадьбы остаются остатки, приходят гости со всей деревни, которые не были приглашены в первый день, ставили на стол остатки.
Обязательно хоть одну тарелку разбивали, если невеста честная. Если нечестная, то нет.
Лошадей украшали ленточками.
Крестная расплетала невесте косу и заплетала две косы.
БАЛИЧА - прическа из двух косичек.
Девушка носила одну косу, а замужняя две косы. ИСЬМОНЬКА - замужняя молодая женщина. Девушки вплетали в косы ленты, богатые по три, бедные по одной. Когда косы расплетут, ленточку кладут в Евангелие. Говорили, у честной невесты светлые ленточки, а у нечестной невесты ленточка в Евангелие темнеет.
Жениха и невесту посылают за водой, там их обливают водой. Невеста бросала в воду две копейки и корку хлеба. КОЗИН - подарок.
Одаривание воды Когда пьешь воду из чужого колодца, что-нибудь оставляешь. И в половодьн ходили, одаривали, хоть ниточку от платка".
О праздниках: "Престольные праздники У нас престольные праздники: Конанов день 18 марта; Иванов день 11 сентября. К этим праздникам белили и мыли, а к Пасхе не мыли. Собирались. Н. Волпа, В. Волпа, Карасово, Петрунево, Жуково, Мосино, Калинино - по берегу реки Волпа".
(воспоминания записаны в 2003 году)
Воспоминания Петрова Александра Ивановича
В 15 домах деревни проживали хозяйства:
- Захар Костя (в семье проживало 8 человек).
- Макарика баб с хозяином Немым Федором (в семье проживало 4 человека). Федор каждую весну мастерил скворечники. По периметру огорода вешал около 15 шт. Воспитывали приемную дочь Анну с д. Забган, выдали замуж за местного, затем они уехали в Гайны.
- Дед Емельян, проживал и зять Карпунь Иван с семьей (в семье проживало 8 человек).
- Лева и Левика (в семье проживало 3 человека).
- Акуль Зоя, муж Алексей, бабка и приемная дочь Лена (в семье проживало 4 человека).
- Карпунь Васька (в семье проживало 14 человек: отец Петров Илларион Карпович; мама Петрова Лукерья Егоровна; дети: Иван, Василий, Мария, Фёдор, Пётр, Прокопий). В этом доме родился и прожил всю жизнь Василий Илларионович (семья: жена Анна, дети: Николай, Михаил, Алевтина, Василий, Альбина).
- Сашки Маша, вырастили 5 детей (в семье проживало 7 человек).
- Данько Васька (Петров Василий Данилович, годы жизни - 25.03.1934 - 11.08.1997), жена Петрова Лидия Калистратовна (10.07.1935 г.р.) Дети - дочь Петрпова Надежда Васильевна (20.07.1963), студентка Кудымкарского педучилища, летом во время каникул на сенокос в грозу укрылась в копне сена и от удара молнии получила ожоги несовместимые с жизнью(02.09.1981); дочь Петрова Анна Васильевна (03.02.1060 г.р.); сын Петров Михаил Васильевич (07.11.1965 г.р.). Василий Данилович был единственным шофером в деревне, машина его работала круглый год зимой и летом. Ездил в дальние рейсы до ст. Менделеево. Летом возил колхозников близлежащих деревнь на покос.
- Матрёна и семья сына Егора (в семье проживало 5 человек).
- Хромой Вара, была деревенским швечом, шила одежду на заказ, умерла неизвестной смертью, которая вызывала много домыслов среди деревенских ( проживала одна в доме).
- Савва Васька; пытались вместе с Данько Алексеем срубить сосну, которая считалась оберегом деревни, через какое-то время самопальным ружьём оторвало кисть руки Савве Василию, получил увечье руки, за что и в деревне дали ему прозвище Китöм Васька (в семье проживало 6 человек).
- Степан Ваня, было 3 сына, все отслужили в армии (в семье проживало 5 человек).
- Карпунь Данько, участник Великой Отечественной войны, было 3 сына, старший сын Илья - участник Великой Отечественной войны, пришел с войны контуженый. Второй сын – Василий, третий – Алексей был женат на Парасковье. Карпунь Данько всем сыновьям построил дома, Илье дом построил в Кудымкаре (в семье проживало 4 человека).
- Степановна, мать у Степана Ваньки ( проживала одна).
- Ульяна, одна воспитывала 5 сыновей. Муж оставил ее одну с сыновьями, уехал в Братск, но исправно отсылал алименты на детей, поддерживал семью. Ульяна прожила более 90 лет (в семье проживало 6 человек).
Самый большой род в деревне был род Карпунь, проживали в трех домах. Братья Петровы все играли на музыкальных инструментах: Иван на гармошке, Федор, Петр и Прокопий играли на трех инструментах – на гармошке, баяне, аккордеоне. Все они служили в армии, и общий воинский стаж по срочной службе составил более 33 лет.
Фамилии карасовских жителей: Петровы, Кривощековы, одна семья была Калины (из д. Казенная), Можаевы (семья Сашки-Машки).
В деревне жили дружно, отмечали праздники – Иванов день, Конан.
Наиболее любимые места в деревне, где любила проводить досуг местная детвора, были: Часовня, Вöрачёк, Чолпан мыс, Пожум дор, Вадорын, Рыбалка, Гажа мыс.
Любимые игры карасовских детей: игра «в шар», игра «в лунку», прятки около часовни, игра «в войнушки», катание на лыжах и санках.
Кривощекова Екатерина Филипповна была в деревне самой лучшей стряпухой, варила самое вкусное пиво, квас, пекла самый вкусный хлеб, ткала узорные пояса, полотенца, пестрядь, половики.
Участниками Великой Отечественной войны были Петров Даниил Карпович и его сын Петров Илья Данилович, вернулся с фронта по ранению, контуженый.
Род Петрова Александра Ивановича
1. Кривощеков Степан Никифорович.
Жена – Кривощекова Матрёна Георгиевна.
2. Кривощеков Емельян Степанович (*19.08.1894 +8.04.1981). Был великим тружеником.
Жена – Кривощекова Екатерина Филипповна (*07.12.1891 + 19.10.1975). Была замечательная стряпуха, рукодельница.
З. Петрова (Кривощекова) Раиса Емельяновна (*15.11.1927 + 04.07.1992), всю жизнь проработала в колхозе «Совет» Юсьвинского райна, награждена медалью "За Победу над Германией".
Муж – Петров Иван Илларионович (*07.11.1927 + 02.02.1992), служил в армии с 1943 по 1951 гг. в Туркмении в погранвойсках, играл на гармошке, награжден медалью "За Победу над Германией". Отец Петров Илларион Карпович был горбатым, но несмотря на увечье был великим труженником, надо было кормить большую семью (6 детей).
4.1. Петров Александр Иванович (*15.03.1955), проработал в системе начального профессионального образования (НПО) свыше 20 лет, награжден нагрудным знаком «Почетный работник НПО».
4.2. Петрова Валентина Ивановна (*19.03.1957), проработала опреаторм переработки молока в колхозе «Совет» Юсьвинского района.
4.3.Петрова Надежда Ивановна (*29.01.1959), живет в Хакасии.
4.4. Петров Виталий Иванович (*23.12.1964), служил в погранвойсках, работает механизатором в колхозе «Совет» Юсьвинского района.
Источник:
1. Информант: Петров А.И., 15.03.1955 г.р., с. Юсьва, март 2019 г.
О чем шепчут березы
Воспоминания Крохалевой В.З.
С какой бы стороны не подъезжал к деревне, в первую очередь на горизонте бросается в глаза группа старых берёз, потом уже вырисовывается красноватая глинистая круча высокого берега Велвы, а выше – больше десятка домов. Они, эти берёзы, старше меня и, наверное, помнят больше, чем я.
…Это было в конце 30-ых годов, когда мне было года три – четыре. Нам, малышам, не разрешали выйти на улицу, и мы во все глаза смотрели в окно, как наши матери и отцы собрались в стройные ряды с красным флагом и лозунгом, под звонкие песни прошли по улице на празднование 1 Мая. И эта картина: ряды женщин, песни, красный флаг, яркий лучистый день и белые берёзы – всё это слилось для меня в единое целое и запомнилось, как советский праздник. Наверное, с этого самого момента и стала ощущать себя советской…
О чём шепчутся берёзы, что они видели за последние 70 лет? Эти берёзы окружали часовню, видели в будни труд бедняков, в воскресенье – толпу тех же бедняков на моленье. Напротив часовни – двухэтажный дом кулака Савватия, крепкие хозяйственные постройки. Сам хозяин никогда не работал, только сидел у окна и провожал самыми нелепыми прозвищами всех проходивших мимо.
1919 год. Берёзы были свидетелями ожесточённого боя за село Архангельск на Чинагортском пруду, свидетелями отступления и нового наступления красных. Жизнь деревни почти не изменилась. Кулак Савватий продолжал накапливать богатство, а бедняк Макар, как был безлошадным, так и остался. Правда, красный отряд оставил Макару приуставшую лошадку, да та сдохла с голоду.
…И вот организация ТОЗа, затем колхоз имени Ворошилова, выселение кулака Савватия. Эти берёзы стали свидетелями многочисленных сходов, собраний, споров. Здесь в бывшей часовне было устроено зернохранилище. В доме кулака – бригадный дом и столовая, в его конюшне – конный двор. Вся жизнь пошла по-новому, всё переживалось остро и обсуждалось горячо. Поэтому берёзы у бывшей часовни стали притягивать к себе людей для решения всех сложных вопросов новой колхозной жизни. По утрам колхозники получали здесь наряд и уходили на работу, по вечерам подводились итоги. Помню, не раз нашей бригаде вручалось красное знамя. Часто девушки под берёзами заводили хороводы. Колхоз окреп, рядом с часовней выросли новые амбары.
Но началась Великая Отечественная война. И мимо этих берёз пошли подводы с мобилизованными и с хлебом. Первым из деревни уходил на войну милиционер Кузьма Егорович Петров. И сейчас ещё перед глазами: он молодой, стройный, обнял на прощание жену Марину (она ночью родила сына и не могла проводить мужа дальше ворот), сел на телегу и сквозь слёзы запел частушку:
Ог бы горзы – синва петӧ,
Ог бы тӧжды - тӧдвам усьӧ…
Мимо этих берёз пропылил единственный колхозный грузовик, тоже взятый на нужды фронта.
И снова стали собираться под берёзами старики и женщины да посерьёзневшие и бросившие учёбу подростки, чтобы решать неотложные задачи: подписка на военный заём, сбор средств для фронта, почитать газету или фронтовое письмо, а иногда просто так, чтобы забыть на людях личное горе. Ведь война продолжалась, и ежедневно гибли люди, и на родину посыпались похоронки…
В трудные военные годы и 46-й и 47-й послевоенные годы во время сева, сенокоса, в страду к складам каждое утро подходили те, кто работает, и ждали, когда пекарь тётя Катя принесёт свежие хлебы, когда их взвесят и начнут делить на каждую семью по числу работников.
Но были берёзы и свидетелями светлых дней. Летом 1945 года вернулись с фронта уцелевшие три солдата. Встречала их вся деревня. Это были дни счастья и светлых надежд. Казалось, не 9 мая, а только сейчас, в начале августа, кончилась война, и теперь всё будет легко и хорошо. И только теперь окончательно поняли, что не вернутся погибшие, в их числе и наш отец – председатель колхоза Захар Васильевич Кривощёков, что почти в каждом доме нет хозяина. А в некоторых семьях не стало отцов и старших братьев. В нашу маленькую деревушку из 16 дворов не вернулось десять главных работников.
И те же женщины, на которых держался колхоз всю войну, теперь продолжали работать, но детям своим не желали такой доли и отправили их в город или в леспромхозы. Деревня опустела. Казалось, уйдут из жизни матери, и некому будет продолжить их дело. Но выросло новое поколение, и деревня постепенно выбилась из нужды. Только не было слышно больше песен под старыми берёзами.
Трудно и долго избавлялась деревня от последствий войны. Может быть, это и закономерно, что для нынешнего подъёма деревни необходимо, неизбежно было, чтобы Александр, Мария, Зоя Кривощёковы, Анна, Парасковья Петровы валили лес для камских и волжских строек, девять человек из деревни стали учителями, Любовь Кривощёкова – отличником здравоохранения, Павел Кривощёков и Владимир Петров - металлургами, Илья Петров – шофёром, Валерий Кривощёков – мостостроителем в Казахстане, Иван Петров – офицером Советской армии.
- Помнится первая послевоенная зима, - пишет далее Т. З. Кривощёкова. – Тёмный вечер. В избушку при конном дворе забились все жители деревни, сидят на ларе, на лавках, на пороге, а дети прямо на полу. Депутат сельского совета В. Е. Кривощёкова (наша мама) зачитывает Указ Президиума Верховного Совета СССР, вручает удостоверения и прикрепляет медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», сначала к широкой груди Макара Ефимовича Кривощёкова, а потом женщинам и подросткам. Макар молчит, женщины вытирают слёзы.
На беззаветном труде таких, как Евдокия Степановна, Лукерья Егоровна, Марина Демидовна, Ульяна Егоровна, Анна Ивановна Петровы, Емельян Степанович, Екатерина Филипповна, Евдокия Игнатьевна, Раиса Емельяновна, Зоя Григорьевна Кривощёковы, Матрёна Семёновна Калина, фронтовик Данил Карпович Петров, на их преданности земле держался колхоз многие годы.
Теперь вступает в жизнь уже третье поколение колхозников. Потомки первых карасовских колхозников, по словам председателя исполкома Архангельского сельского совета Р.С. Савельевой, переселились кто в Архангельск, кто в деревни Чинагорт, Верхняя и Нижняя Волпы и трудятся в колхозе «Совет».
Просьба к землякам, уроженцам деревни Карасовой: сохраните старые берёзы и память о людях старшего поколения.
Источник:
Крохалева В.З. О чем шепчут березы. Из истории деревни Карасово / В. Крохалева // По ленинскому пути : [газета]. – 1987. - 24 июня.
Воспоминания Кривощековой (Петровой) Марии Васильевны.
Мой отец, Петров Василий Иванович родился 31 декабря 1931 года в д. Карасово. Детство отца было очень тяжелое, в голодные годы он ходил по деревням и просил милостыню. У отца не было кисти левой руки, но он справлялся с любой работой: косил, рубил лес, строил дом. Много лет работал в колхозе звеньевым и комплексным бригадиром.
Умер рано в 51 год.
Моя мама Петрова(Кривощекова) Нина Александровна родилась 7 января 1924 года в д. Филино около д. Петрунево. Мама росла с мачехой в д. Петрунево, отец женился второй раз после смерти жены. Мама работала всю жизнь в колхозе телятницей, дояркой и рядовой. Умерла в возрасте 81 года. Нас было трое детей. Старшая Лена, 1954 года рождения, в основном жила у брата матери Алексея, у которых не было своих детей. Я, Мария, 1957 года рождения, сейчас проживаю в с. Архангельское. У нас с мужем Евгением Николаевичем трое детей: Василий, Елена и Николай.
Брат Иван, 1959 года рождения, после армии работал водителем Архангельского сельпо, в затем в колхозе " Совет". С женой Анной Анатольевной построили в с. Архангельское дом, у них трое детей: Владимир, Надежда, Василий. Ивана Васильевича не стало в 2011 году.
Вернуться к списку известных людей
Кривощёков Емельян Степанович родился в д. Карасово в 1894 году. Был женат, вместе с женой вырастили двух дочерей. Всю жизнь до выхода на пенсию работал в колхозе, не чурался никакой работы. После выхода на пенсию ещё долгое время помогал колхозу и лесничеству. Пользовался среди односельчан большим уважением, ни разу не сказал про них худого слова, никогда не отказывал им в помощи. Очень любил детей, а особенно своих внуков. Емельян Степанович был великий трудяга. Всю свою сознательную жизнь трудился на благо семьи и страны. Не стало его в 1981 году.