Вотяково
Вотяково(а) – деревня в Юсьвинском районе. В основе происождения названия русский дореволюционный термин воть, вотяк – "удмурт". [Кривощекова-Гантман, 1983: 80]
В.В.Климов происхождение названия Вотяково связывает с прозвищем. [В.Климов. О чем рассказывают имена Пармы, с.84]
В деревне проживали бывшие помещичьи крестьяне, православные, пермяки.
Динамика количества дворов, численности населения д. Вотякова (Нилкова, Шнябина):
Год переписи | Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год | Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии | Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 год (д. по зимнему пути) | По статистическим данным на 1962 год |
По переписи населения 2010 года |
Количество дворов (хозяйств) | 9 | 11 | 5 | ||
Численность населения всего | 60 | 68 | 206 | 10 | |
В т.ч. мужского пола | 29 | 34 | |||
В т.ч. женского пола | 31 | 34 |
Книга памяти д. Вотяково
Пали смертью храбрых на полях Великой Отечественной войны
БОТАЛОВ Георгий Михайлович, 1918, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Лейтенант отд. истр. противотанк. див-на 63-й стр.див. Умер от ран 29 марта 1944. Похоронен в д.Сверчки Лиозненского р-на Витебской обл., Белоруссия.
БОТАЛОВ Егор Михайлович, 1922, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Лейтенант 273-го отд. истр. арт. див-на 63-й стр.див. Умер от ран 29 марта 1944. Похоронен в д.Колти Витебской обл., Белоруссия.
КРИВОЩЕКОВ Андрей Степанович, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Судьба неизвестна.
КРИВОЩЕКОВ Владимир Андреевич, 1911, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Рядовой. Пропал без вести.
КРИВОЩЕКОВ Гаврил Андреевич, 1903, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Судьба неизвестна.
КРИВОЩЕКОВ Григорий Петрович, 1913, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Сержант. Пропал без вести в дек. 1941.
КРИВОЩЕКОВ Иван Андреевич, 1925, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Призван в г.Соликамск. Рядовой. Пропал без вести в янв. 1944.
КРИВОЩЕКОВ Леонид Степанович, 1922, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Рядовой. Пропал без вести.
КРИВОЩЕКОВ Николай Степанович, 1926, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Рядовой. Умер от ран 15 апр. 1944. Похоронен в г. Пермь
КРИВОЩЕКОВ Семен Андреевич, 1914, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Мл. сержант 225-го стр. полка 23-й стр. див. Погиб в бою 21 ноября 1942.Похоронен в д.Перекопка Сталинградской обл.
КРИВОЩЕКОВ Сергей Петрович, 1916, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Рядовой 693-го стр. полка 178-й стр. див. Умер от ран. Похоронен в д.Лосево Ярцевского р-на Смоленской обл.
КРИВОЩЕКОВ Яков Иванович, 1911, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Рядовой. Пропал без вести 31 марта 1944. Похоронен в д. Б.Горушка Псковского р-на Ленинградской обл.
НЕШАТАЕВ Борис Васильевич, 1926, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Рядовой 1071-го стр.полка 311-й стр.див. Похоронен в д. Козлы Полоцкого р-на Витебской обл.,Белоруссия.
САВЕЛЬЕВ Петр Степанович, 1911, д. Вотяково Юсьвинского р-на. Рядовой 1336-го стр.полка 319-й стр.див. Погиб в бою 12 авг. 1944. Похоронен в Латвии.
Вернулись с Победой
Нешатаев Георгий Васильевич, 1924 г.р., д. Вотяки, рядовой, воевал с 05.1943 г. в сост. 240 мин. полка - минометчик.
Нешатаев Иосиф Васильевич, 1908 г.р. д. Вотяки, воевал с 1942 по 1945 рядовым в составе 109 отд. арт.дивизии.
Ковали Победу в тылу
Кривощекова (Кузьмина) Анна Кузьмовна
Родилась 19 апреля 1922 в д. Федяки в Калининской обл. Проживает в д.Вотяково. В школе проучилась 3 класса, обедами не кормили. Рано начала работать в колхозе на разных работах, на сенокосе, зимой на лесозаготовках в п.Тукачево, рубили лес, вывозили лес лошадьми на санях. С саней упадет бревно и все поднимаем. Ходили в лаптях, лапти хватали на два дня. После войны жилось очень тяжело, жили в холоде, постоянно голодные. Очень трудную жизнь пришлось прожить.
Кривощекова Елизавета Васильевна, 21.04.1927, д. Вотяково. Работала в колхозе «Кубеневский» на поле, на сенокосе, жали серпами зерновые, вязали снопы, дергали лен.
Нешатаева Елизавета Викторовна, 24.10.1925, д. Вотяково. В годы войны работала в колхозе «Охотник» на разных работах, для фронта вязали носки, варежки.
Савельева Анна Егоровна, 18.03.1930, д. Вотяково. Во время войны работала в колхозе «Кубеневский» на поле, на сенокосе и уборке урожая. Для фронта вязали варежки, носки.
Источники:
1. Книга Памяти Юсьвинского района [Электронный ресурс]. Части 1,2,3.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
Воспоминания Баяндиной (Боталовой) Валентины Федоровны
Наша деревня Вотяково, где я родилась и выросла, находится на территории бывшего Боталовского, позднее Антипинского сельского совета, а ныне Архангельского сельского поселения, примерно в 5 км от с. Антипино, восточнее на 1 км от р. Истер, на низменном месте между четырьмя логами: Сухой лог, Ошпель лог, Чужань лог, Исаковский лог. Со всех сторон окружена небольшими холмами. На левой стороне деревни течет мелкий ручей, жители его называют Шор-да-Шор (в пер. – ручей да ручей), впадает в реку Истер. За деревней на правом берегу ручья выходит из земли чистая холодная родниковая вода. Это место называют «вадор». Воду с родника жители брали для питья и хозяйственных нужд. Летом на ручейке был пруд, где купалась детвора, но не умея плавать, лишь плескали друг друга, играли. Было довольно весело и смешно.
Рядом с родником стоит дом. Здесь жила семья Степана Кривощекова (по прозвищу – Чик Степан), по предположению, его предки были первыми жителями деревни. Степан был мужик крепкий, здоровый, высокого роста с рыжими волосами и большой пышной рыжей бородой. Был мастером на все руки. Умел делать из бересты различные и очень красивые вещи: туеса, пестеры, кружки, из дерева – кортыца, санки и узорчатые веретена (в пер. на коми-перм. – чöрссэз). Эти предметы он дарил родственникам, знакомым, соседям. Семья его состояла из 6 человек: Степан (отчество не помню) – глава семьи, Анна Ефимовна, его жена, трудолюбивая, ласковая и вежливая, две дочери: Люба и Надя, два сына: Наум и Леня.
В деревне было 15 домов, 15 многодетных семей. Самая большая семья у Михаила Андреевича (мой дедушка). В одно время нас было 13 человек. У дедушки было шестеро детей: пять сыновей (Матвей, Тимофей, Федор Егор, Яков) и дочь Марфа. Сын Егор погиб во время Великой Отечественной войны, Федор трагически погиб в мирное время: в 1959 г. вместе с зятем Хорошевым Иваном Михайловичем уехали в д.Степаново около Кудымкара за песком, и при ручной погрузке их насмерть завалило, засыпало песком. Федору было 49 лет, а Михаилу - 29. Три сына, Тимофей, Федор и Яков, замечательно играли на гармошке, а Тимофей еще умел играть и на баяне. Федор (мой отец) и Яков (мой дядя) занимались пасекой. Летом в Ильин день (2 августа) всех жителей деревни угощали душистым золотистым мёдом. Дедушка был на всю округу еще и пимокатом, катал валенки. В годы Великой Отечественной войны ему с военкомата привозили мешками шерсть, и он сутками катал валенки и все большого размера.
Позже у Федора появилась своя семья, женился на Евдокии. Построил дом и стал жить отдельно от дедушки своей семьёй. Нас в семье было семеро: Рая, Зоя, Валя, Геня, Вася, Маша, Валерий.
Яков со своей семьёй остался жить на старом месте. У Якова (дяди) с женой Раей было два сына: Валерий и Толя.
Рядом с нашим домом стоял дом Ивана Кривощекова (по прозвищу Ваня Ваня). В доме проживало 10 человек, кроме хозяина и жены, бабки Евдокии, еще и семь детей: Миша, Лена, Тоня, Рая, Зоя, Маша, Аля. У Ивана был рост 1 м 90 см, широкоплечий, здоровый, сильный, громокоголосый, смеялся звонка и задорно. Он всегда был в работе: плел лапти, строгал деревянные лыжи, делал санки и большие сани, телеги. Лапти плел не только своей семье, но и соседям.
Сейчас в деревне осталось пять домов. Три дома можно назвать хорошими: у Данила Степановича (Данько), Наума Степановича (сына Степана), Елизаветы Викторовны, но все пустые, и два полуразвалившиеся дома: один у Гаврила, второй у моего отца (мой дом), где живёт Володя (мой племянник) с сожительницей Ольгой. Работают на колхозной ферме.
Жители деревни, а из называли «вотяковчи» занимались крестьянским трудом. Деревню окружали обширные плодородные поля, которые обрабатывали без механизации. Основной тягловой силой была лошадь. На окраине деревни стоял конный двор, где содержалось больше двадцати лошадей. Зимой за лошадьми ухаживали конюхи, их выбирали в деревне из стариков, которые уже по состоянию здоровья не могли работать в лесу. Работали конюхами и женщины. Летом каждая лошадь (а иногда и две) были закреплены за определенной семьей. Семья ухаживала за ними: поили, кормили, держали на привязи, работали в страду. У каждой лошади было свое имя, свой инвентарь: сбруя, телеги, сани. И другие семьи не позволяли брать чужой инвентарь, только в редких случаях с разрешения хозяина лошади. Мелкий конный инвентарь каждая семья делала и чинила сама, телеги, сани делали сообща всей деревней.
Парнишки уже к 9-10 годам умело управляли лошадьми: пахали, боронили, в сенокос возили копны, смело скакали на конях. Рано утром коней запрягали и выходили на поля пахать, боронить, сеять и возвращались уже поздно вечером. Каждый старался заработать больше трудодней.
У женщин кроме работы в колхозе было полно забот по дому. Длинными зимними вечерами они обрабатывали лён. Какой это был жуткий труд! До полуночи сидят уставшие тётеньки, теребут, встряхивают это льняное волокно (лён сöдззез). А потом всю зиму сидят и сидят вечерами за прялкой, весной за самодельным ткацким станком (стадиной). А какие получались пестряди: яркие, гладкие, блестящие! Вот такие трудолюбивые, тер пеливые, выносливые мастера и мастерицы жили в деревне. А половиков сколько ткали?! Все из льна.
Как одна семья жили вотяковские. Во всём была взаимовыручка, взаимопонимание. Никто не жадничал, не завидовал друг другу, не угрожал. Вместо замка в домах стоял батежок (бедёк) наискосок двери.
А как интересно и весело ходили в лес за малиной. Заводилами были бабушки. Соберемся человек 8-10 и до восхода солнца отправляемся в путь. Сами шутим: кытчö мунат? (куда идете?). Малинавны каям (за малиной идем!) А вечером с полными ягод десятилитровыми ведрами еле тащимся и грустно шепчем: кытчö ветліт? (куда ходили?) Мали-и-н-а-вны ка-и-й-лім! ( за ма-а-а-л-и-и-ной хо-о-о-ди-и-ли)…
Особо хочется отметить старинные деревенские обычаи. В деревне праздновали три религиозных праздника: Ильин день – 2 августа, Михайлов день – 21 ноября, Афанасий Ломонос – 31 января. К каждому празднику готовили солодовый квас (сур), да не мало, а ведрами, т.к. гостей приезжало много и в течение 2-х дней. В первый день угощали молодых новых гостей, во второй день – старинную родню. На столе обязательно должен быть рыбный пирог. Блюда готовили из овощей своего огорода. Вечером второго дня праздника жители угощали друг друга, ходили сосед к соседу в гости, пели, плясали, конечно, не без гармониста. Зимой в святки ряженые ходили, зайдут в дом, попляшут и в следующий дом идут. В Троицу нарядно одетые ходили на поле, называли «Резинка мыс». Там собиралась молодежь всех окрестных деревень. Люди умели жить, работать, отдыхать, хотя не было ни одного выходного дня, ни отпуска. Работали не покладая рук.
Рядом с деревней растет березовая роща. Здесь каждый год в Пасху ставили большие качели. Поздно вечером после трудового дня собирались молодые пары, интересно и весело проводили время, отдыхали. Это веселье продолжалось всю Пасхальную неделю до Радуницы.
В годы перестройки жизнь в деревне резко изменилась. Пропала заинтересованность людей трудиться. Если раньше труд учитывался трудоднями, а потом стал оцениваться рублем. Закрыли Кубеневскую начальную школу, где получали начальное образование дети окрестных деревень, закрыли медпункт, дороги стали непроезжими. Деревня родная Вотяково стала исчезать. Ужасно подумать!
Источник:
1. Информант: Баяндина Валентина Федоровна, с. Юсьва, февраль 2019 г.
Воспоминания Боталовой Раисы Федоровны
Маленькая уютная моя деревня Вотяково. Здесь я родилась, провела своё счастливое босоногое детство в большой крестьянской семье, закончила Кубеневскую начальную школу. Я была самой старшей из детей в семье. Пришлось рано работать со взрослыми в колхозе. Мой дедушка Михаил научил меня управлять лошадью, управлять железным плугом, боронить, косить косой-горбушей, ходить в лес заготавливать дрова, да и многому другому, что требовалось деревенскому жителю. А мне всего было тогда 10 лет.
Деревня необычная. Дома построены в две шеренги с надворными постройками, посреди которых широкая, прямая улица. Встанешь в один конец улицы и, как на ладони, все видно до другого конца. Бережно мы относились к своей родной улице, часто подметали, чтоб не было ни одной щепки, ведь бегали летом в основном босиком. Под окном каждого дома или в огороде росла рябина или черемуха, ягодами которых лакомились. А весной наслаждались ароматным запахом цветущей черемухи. Жителей деревни в середине прошлого века было много, около 100 человек.
На дворе каждого хозяйства домашний скот: корова с подростком, овцы, свиньи. Птица. Это было необходимостью, т.к. платили государству сельхозналог, надо было строго сдавать мясо, молоко, шерсть, картофель, лук, яйцо.
В деревне народ жид дружный, трудолюбивый, работали от темна до темна. Рабочие руки нужны были всюду: на молочнотоварной ферме, птичнике, свиноферме, на зерноскладе, на молотилке, на мельнице, на полях, на лугах. Женщины работали наравне с мужчинами. Каждый человек старался вырабатывать больше и больше трудодней. Учитывали труд бригадиры. Самым требовательным был Кривощеков Гаврил (по прозвищу Вашман). Даже про него сложили частушку в деревне:
Вместе с родителями трудились начиная с 8-9 лет, а с12-13 работали самостоятельно.
И голодные годы пришлось прожить. Вместо куска хлеба ели «колобок» (кöвдöмок) из высушенного цветка клевера и хвоща полевого (пистик). Набирали в роще или в поле целый мешок головок красного клевера или хвоща полевого, высушивали, молотили в большой ступе (гыр). Из полученой черной травяной массы в русской печке пекли лепёшки (катышок). Считали вкуснятиной! Весной, как только растает снег, в поле собирали оставшиеся после осенней уборки картофель. Их было издалека видно, как белые комочки сахара (крахмал был виден), из них варили кисель. Выжили ведь!!! Хотя нас часто бригадир ругал и гнал с полей, когда видел, что мы собираем гнилой картофель. Боялся, что мы отравимся.
В дошкольные и школьные годы больше времени проводили на свежем воздухе. Летом играли на улице в салки, в прятки, из дощечек делали балаганы, стряпали из глины крендели (сушки), шанежки и угощали друг друга, на лугу собирали цветочки, украшали балаганы, плели венки. Зимой целыми днями катались на санках с горки возле родника. Санки самодельные, на ножках, как стульчики. Из называли «кока дадь». А катятся они здорово быстро! Как «таблетки» современные. На много веселей было кувыркаться в большом сугробе снега перед самым домом. Прыгнешь с вершины сугроба вниз, проваливаешься в снегу, только голова торчит, очень смешно и весело! Мальчишки большинство играли в «войнушку». А домой заходили каки-и-е!? Быстрей на русскую печку или в затопленную черную баню.
Вспоминая прожитое, становишься как бы моложе на 20-30 лет, сердце радуется. Приезжали в деревню в 2016 году летом в августе месяце. И что?! Вокруг деревни выросли богатыри-деревья, кругом ивой заросло, на полях растет бурьян – пройти невозможно. Просто заброшенное место. Пустота!
Источник:
1. Информант: Боталова Раиса Федоровна, с. Антипино, февраль 2019 г.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».