Загарье
Первые поселенцы устроили свое жилье на горе. Это были Демидовы, приезжие. Большая часть построек находилась на горе. Население испытывало трудности из-за отсутствия воды. В выкопанном колодце вода не появилась. Поэтому люди стали переселяться под гору, поближе к речке. Вероятно, поэтому название деревни Загарье.
В списке населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда за 1869 г. Загарье указана как деревня на правой стороне речки Кэчашорки. Количество дворов (хозяйств) было 16, проживало населения 121 чел., в т.ч. 52 мужского пола и 69 женского пола.
Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии, указывают д. Загарье на речке Загарке, с количеством дворов 26 и числом жителей 148 (65 муж. и 83 жен.) Деревня входила в Юсьвинскую волость, в Загарское сельское общество, которое объединяло 17 деревень. Самыми большими по численности хозяйств были деревни Бурково (40) и Загарье (26). Проживали бывшие помещичьи крестьяне православные пермяки.
В 1926 г. по переписи населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области д. Загарье (по зимнему пути) имела 23 двора, где проживало 134 чел. (66 муж. И 68 жен). Деревня входила в состав Юсьвинского сельского совета.
В 1949г. было 37 хозяйств, где проживало 159 чел.; в 1955 г. - 34 хоз-в, 134 чел.; в 1968 г. - 148 чел.; в 1973 г. - 27 хоз-в, 91 чел.; в 1980 г. - 26 хоз-в, 82 чел.; в 1986 г. - 16 хоз-в, 53 чел.; в 1995 г. - 10 хоз-в, 19 чел., в 2007 г. - 8 хоз-в, 22 чел.
По Всероссийский переписи населения 2010 г. – 7 хозяйств, где проживало 21 чел.
В 1914 г. открыли Бурковскую начальную школу. Первых учащихся обучали с 9-летнего возраста. Дети обучались из деревень: Бурково, Загарье, Ошиб, Елино, даже Сивашор, Кузино и др. Первые учителя были из Юсьвы: Вилесов Афанасий Егорович и Вилесова Нина Максимовна.
В 1922 г. здесь создали комсомольскую организацию (ячейку) по инициативе Сторожева Александра Петровича из дер. Новосёлово. Вначале в нее записалось 15 человек. Они ставили концерты, сочиняли частушки, где высмеивали недостатки быта и жизни. Показывали «немое» кино (т.е. без звука). Сначала сеансы посещала одна молодежь. Пожилые не желали смотреть, считая грехом. Постепенно число зрителей стало увеличиваться. Комсомольцы организовали ликбез – школу ликвидации неграмотности. Самым активным был Сторожев А., секретарь комсомольской ячейки. Впоследствии он трудился в окружной комсомольской организации, затем уехал в Челябинск, был редактором газеты тракторного завода. В 1941 г. ушел на фронт, был тяжело ранен (по материалам альбома «Поиск-82», собранного школьниками 1981-82 уч. года).
В 1920-е годы началась коллективизация, людей стали объединять в колхозы. Первое название у местного колхоза «Коллективист» (1928г.). Трудились на полях вручную, используя конные жатки и молотилки.
Жизнь была очень тяжелой, т.к. была низкая урожайность, на трудодень зарабатывали по 5-6 кг зерна. По рассказам старожилов, когда был хороший урожай, на трудодень выдавали по 8 кг. зерна. В Загарье был колхоз им. Чапаева.
В годы Великой Отечественной войны мужчин забирали ан фронт. Из одной деревни Загарье защищать Родину ушли 24 человека (из них 15 погибли на полях сражений). На колхозных полях и лугах трудились женщины и подростки. Всю войну на жатке работали Ярусова Вера Николаевна и Боталова Ирина. Казанцева Зоя Ивановна – свиноводом, Казанцева Раиса Павловна – животноводом, Казанцева Нина Семеновна. Председателем колхоза в годы войны трудился Казанцев Сергей Егорович.
В послевоенные годы в деревнях Бурково и Загарье появились магазины.
Основное занятие жителей было сельское хозяйство. В Бурково построили молочно-товарную ферму, кузницу. В Загарье – конный двор, свиноферму. Простые колхозники показывали примеры добросовестного труда, высокие показатели в работе, как доярки, так и механизаторы.
Они получали от государства высокие награды. Казанцева Анна Тихонова трудилась дояркой на Бурковской МТФ – кавалер ордена «Знак почета». Руководитель (бригадир) бригады в Загарье – Казанцев Алексей Никифорович в 1973 году удостоен ордена «Знак почета». Они остались в памяти своих детей и людей.
Умели трудиться люди, но умели и веселиться. Проводили праздники: Рождество, масленицу, Последний спас(хлебный) – 29 августа.
Как говорится, надежда умирает последней. Нашелся человек, вдохнувший жизнь в маленькую деревню – Трубинов Влас Максимович. Он не побоялся возвести дом в почти умирающей деревне. И мы надеемся, что не умрет деревня, не исчезнет с лица земли. Пусть растет, цветет и радует местных жителей.
Источник: Материалы буклета "Праздник малой деревени Загарье" 29 августа 2007 г. / Юсьвинский районный музей, - 2007.
Участники Первой мировой войны, уроженцы деревни Загарье
1. Вилесов Степан Яковлевич, стрелок 14-ого Финляндского полка, получил ранение 12 июня 1916 года.
2. Вилесов Федор Петрович, младший унтер-офицер 107-ого пехотного Троицкого полка.
3. Вилесов Павел Петрович, 1896 г.р., рядовой 237-ого пехотного Грайворонского полка, получил контузию в Якобштадте 9 марта 1916 года.
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
По детским воспоминаниям Волобуевой (Щербининой) Тамары Николаевны. 1946 г. р.
Деревня Загарья вместе с несколькими близлежащими деревнями входили в колхоз «Заря будущего». Контора колхоза находилась в Загарье. В деревне было домов 30 – 40. Школы не было, ходили учиться в деревню Бурково. Туда же ходили дети из деревни Ошиб. Имелся магазин, куда я часто бегала за семечками, они были сырые, приходилось сушить на печке. На одном конце деревни был конный двор, без лошадей в то время в колхозе было не прожить. На другом конце деревни был коровник, ферма для коров. Жители деревни работали на ферме, на полях. Часто всю работу выполняли вручную. Вокруг деревни было много мест (неудобиц), где можно было косить только косой, а жать только серпом. Скашивали везде, ни один клочок земли не оставляли не убранным, зимы были холодные, а сытая скотина любой мороз выдержит. Мы, дети, старались во всём помогать взрослым по мере сил, собирали колоски в поле, помогали грести сено.
Часть деревни находилась на горе, а вторая часть под горой за речкой. Весной во время половодья иногда вода выходила из берегов, и мы с подружками добирались домой по жердям забора. По жердям же перебирались во время Пасхи на гору, где ставили большие качели и качались с удовольствием, пока не стемнеет. Дорогу тоже затопляло, приходилось ходить вкруговую мимо конного двора до Мелюхинского тракта. Зимой катались с горы на санках.
Детские воспоминания самые яркие, но их было бы гораздо больше, если бы мне не пришлось уехать из деревни в Кудымкар, куда перевели моего отца на работу. Свою родную деревню всегда вспоминаю с теплотой, раньше, когда была возможность, всегда её навещала.
Воспоминания Вилесова Василия Никифоровича. 1951 г. р.
Абрам, мой дед, родился в 1876 году, почему ему дали странное для коми-пермяков имя, неизвестно, наверное, по церковным святцам не было выбора. Он жил в д. Новоселово, располагавшейся на правом берегу речки Загарка, ниже моста дороги (тракта) Юсьва - Станодзь (Сивашор), был женат на Вилесовой Прасковье Васильевне, 1878 года рождения, родом из с.Юсьва. В деревне было несколько домов, жили только Сторожевы, т.е. родственники. При мне еще были видны места, где стояли дома (в основном, черемухи). Сразу ниже моста жил Егор Николаевич, ниже, на повороте речки, жил Лянтиков (прозвище ?) Гриша, напротив-братья Егора, затем-Омегов ( прозвище ?)Василий и далее, на взгорке, у тракта, стол дом деда, на его месте росла большая береза и рябина. Когда род Сторожевых поселился в д. Новоселово- неизвестно. По моим предположениям, прадед, Николай Артемьевич, жил в д. Быково, которая находилась в полутора километрах от Новоселово, на правом, высоком, берегу реки Юсьва (по коми- пермяцки- юсь-лебедь, ва- вода). По рассказам старших, лебеди жили там вплоть до довоенного времени. Сторожевы переселились в д.Новоселово (об этом говорит само название), скорее всего, из-за недостатка места в Быково, т.к. площадь деревни ограничена высоким и крутым берегом реки с западной стороны и болотом с северной стороны. В восточную и южную стороны деревня не расширялась, т.к. отдаление от реки затрудняло переноску воды, которой требовалось немало для животноводства. Д. Быково была обитаема примерно до 1975 года, Сторожевых там уже не было. Д. Новоселово перед войной (около 1939г.) переселили, мой отец, Никифор, переселился в Быково, остальные- в д. Загарье (Загорье), правда, через год отец тоже переселился в Загарье.
Абрам Николаевич , как и все жители деревни, занимался земледелием, любил рыбалку, благо, до реки было недалеко, около километра. Необходимо отметить события времен гражданской войны после революции. В 1917 году красные отступали от станции Менделеево в сторону Пожвы по тракту мимо деревни. Под седло красному командиру у деда реквизировали с трудом выращенного двухлетнего жеребца. Народ сочувствовал красным,т.к. был наслышан о зверствах наступающих колчаковцев, и дед утешался тем, что белые все-равно забрали бы коня. Ему предлагали нестроевого коня взамен, но он отказался и по приходу белых оказался прав, т.к. белые забрали остальных лошадей. Через год уже белые отступали мимо деревни в сторону Менделеево, в с.Юсьва был большой бой. У белых были проблемы с подводами, по слухам, они по дороге закопали много лишнего оружия, в с.Мелюхино забрали мужиков с подводами. Мужики по дороге в Менделеево сбежали, бросив подводы с лошадьми, зато не поехали с колчаковцами в Сибирь и остались живы. По слухам, целый год, пока белые были у власти в районе, многие мужики из соседних деревень Елино, Бурково прятались в лесу, на Падуне (дальше Бурково), жили в землянках.
Деда не стало в 1930 году, прожил он 54 года. Бабушка Прасковья Васильевна ушла из жизни 26.09.1954 года, прожив 76 лет. Мне было 3,5 года, но я помню этот момент, как я предлагал ей попить из кружки, и мне было невдомек, почему в этот раз она не пьет.
Дети Абрама Николаевича : Фекла, Анна, Никифор (мой отец). Я родился 16(18).02.1951 года в д. Загарье от третьей жены отца, Вилесовой Елены Николаевны. С детства не отличался крепким здоровьем (со слов мамы, после рождения с трудом выжил), но был бойким и смышленым. Еще до школы, много времени проводил (т.к. не с кем было меня оставить) с соседом Володей, нашим родственником, по причине болезни находящегося дома, который приохотил меня к рыбалке, научил играть в шахматы и на гармошке. Со сверстниками весной прыгали в снег с крыш, закапывались в сырой снег, пропускали заторы из воды и приходили домой с сырыми ногами, т.к. трудно было с сапогами, даже ходил в лаптях (мои маленькие лапти долго висели потом в амбаре), в мае купались в канавах на лугу ниже деревни (там вода была теплее, чем в речке) В результате я заработал ревматизм (как потом выяснилось), по ночам мучали кошмары от болей в суставах ног. К школе умел читать, писать, считать, в Бурковской начальной школе всегда был первым без всякого напряжения. Моя учительница, Татьяна Антоновна, души во мне не чаяла, при любой проверке из РайОНО к доске вызывала меня, престиж школы спасался. До школы было 2 км, иногда, когда дорога занесена, ходили на лыжах. У школы был огород, овощная яма, мы заготавливали на зиму овощи. Женщина, которая делала уборку, топила печи, также в большую перемену кормила нас супом ( у каждого в школе хранилась чашка и ложка, с собой мы приносили хлеб). Иногда родители прикупали крупы для разнообразия супов, может колхоз снабжал мясом, но по большому счету, обеды были бесплатными, для многих семей это было большим подспорьем. В сильные морозы мы изредка оставались ночевать в школе, спали на кухне на полатях, бегали по темным классам, играли в прятки, освещение было с помощью керосиновых ламп. Проект такой школы был идеальным: два классных помещения, кухня, работают две учительницы, в одном учатся 1 и 3 класс, во втором -2 и 4класс. Учитель работает то с одним, то с другим классом, ведет ученика с 1 до 4-го класса. Если учитель приезжий, для него есть прямо в школе место для проживания. В 1962г., окончив начальную школу с похвальной грамотой, поступил в Юсьвинскую среднюю школу. В деревне работали все, у нас с братом Колей была обязанность напилить, наколоть, занести дрова, принести воду. Летом работали в колхозе, на лето лошадей раздавали по рукам,т.е. держали дома и ухаживали за ними. Я очень любил лошадей, с 7 лет возил копны на сенокосе в колхозе. Правда, пострадал от них, в 6 лет меня лягнул в лоб конек Гребко, меня спасло, что он не был подкован, до сих пор нет левой брови и всю жизнь страдаю головными болями (думаю, что по этой причине). В классе 9-ом на полном скаку оборвалась одна подпруга седла и я вместе с седлом оказался под животом коня по кличке Артиллерист, надо мной мелькнули копыта и он , обезумев от ударов седла по ногам, ускакал домой. К счастью, я отделался легкими ушибами, по дороге собирал, что осталось от седла. В 6-м классе ( в начале сентября) меня хватил сердечный приступ (сказался ранее полученный ревматизм), я провалялся в больнице первую четверть, выжил, на дальнейшей учебе пропуск в школе целой четверти не сказался. Ходьба в школу, до которой было около 6 км, физический труд, укрепили сердце ( хотя мне ставили диагноз-порок), в дальнейшем , на медкомиссиях, у меня ничего не находили, уже в 10 классе я в числе лучших бегал на лыжах (на время) и в дальнейшем был спортивным, но так и остался маленьким и худым, в принципе стал копией отца. C класса 6 по 10 увлекался охотой, с товарищем охотились на уток, тетеревов, зайцев, изредка добывали, у меня было худенькое ружье 28 калибра. В летнее время работал в колхозе, любил технику, в какое-то лето был прицепщиком на плуге ( трактор ДТ-54) у соседа Геннадия, два лета- прицепщиком на косилке ( трактор ДТ-14, ДТ-20) у соседа дяди Вани Казанцева (фронтовика), он разрешал мне одному косить на тракторе, если поле ровное и не надо поднимать косилку. На технике прилично платили и я купил первые часы, правда, по любознательности, решил изучить механизм и повредил часы.
Родители были горды, что три сына получили высшее образование (при 2-х классном отца и 1.5-классном мамы), мы были примером для деревенских.
Вернуться к списку известных людей
Щербинин Николай Конанович
Николай Кононович родился 26 февраля 1924 года в д. Загарья Юсьвинского района. Окончил Юсьвинскую школу. 18- летним пареньком добровольцем ушёл на фронт. 9 сентября 1942 года Юсьвинским РВК признан годным к строевой службе. С сентября 1942 года по сентябрь 1943 года – курсант 5 особ. стр. полка. Во время учёбы 6 октября 1942 года принял присягу.
С сентября по октябрь 1943 года – командир отделения 1-ой гв. воздушно-десантной дивизии. 17 октября 1943 года тяжело ранен в левую ногу. С октября 1943 года по май 1944 года находится в эв. госпит. № 5131.
25 мая 1944 года из-за ранения демобилизован. Домой приехал на костылях и долгое время передвигался с их помощью и с помощью палки.
С июня 1944 года по август 1950 года работал в Юсьвинском райвоенкомате и секретарём Юсьвинского сельсовета. С 1950года по 1953 год – председатель Юсьвинского с/с.
1 сентября 1953 года поступает на учёбу в Кудымкарский лесотехникум. С 1957 по 1962 год его трудовая деятельность связана с Крохалёвским ЛПХ. Начал с должности мастера, а потом был вовлечён в партийную работу. В июле 1962 года по партийной линии переброшен в Гайнский район, избран и утверждён освобождённым секретарём Сёйвинского ЛПХ. До 1975 года работал партийным секретарём на разных участках Гайнского района. Вместе с ним ездила и его семья: жена Анастасия Ивановна и дочь Тамара. С 1975 года до выхода на пенсию (1984 год) работал председателем постройкома треста Комипермлесстрой.
Несмотря на то, что был инвалидом II группы, всю жизнь занимал ответственные посты. Ранение всегда давало о себе знать, хромал, а в последние годы снова передвигался с помощью палки. Умер 8 октября 1993 год.
Источник:
Волобуева Тамара Николаевна, дочь, апрель 2021 г.