Дойкар
Дойкар – деревня в Юсьвинском районе на реке Иньва. Основана в 1675 году Кривощековыми, выходцами из деревни Чинагорт. Первончальное наименование "починок вновь на Дойкаре». Название дано по возвышенности Дойкар: кар - в коми-пермяцком языке гордище. Дой, скорее всего, личное имя или прозвище. [Шумилов, 2005: 20]
Дойкар [Дöйкар] – деревня в Юсьвинском районе, в основе этого ойконима компонент кар – городище, укрепленное место. Топонимы на – кар очень древние, начали появляться со времен ананинской культурной общности значение дой затемнено. В северных к.-п. говорах, а так же в коми-язьвинском диалекте, дой – фурункул большого размера. Такое значение для топонима необычно, однако возможно переносное значение – возвышенность круглой формы. Не исключено и антропонимическое происхождение компонента. Ср. христианское имя Дэй, а так же Дойка [Кривощекова-Гантман, 1983: 20]
В.В. Климов в своих топонимических набросках придерживается так же вышеуказанных версий: Дойкар – одно из ранних зафиксированных чудских городищ в Прикамье. Название получило по признаку местопололжения – округлому мысу, а возможно, о личного имени первого переселенца или микроэтнонима – родового имени. [Климов В. О чем рассказывают имена Пармы, 2009, с.78]
Динамика количества дворов, численности населения д. Дойкар:
Год переписи |
Список населенных местностей 3-го стана Соликамского уезда 1869 год |
Сведения, составленные в 1908 году волостными правлениями по Пермской губернии | Перепись населенных пунктов Коми-Пермяцкого округа Уральской области на 1926 год | По статистическим данным на 1962 год |
По переписи населения 2010 года |
Количество дворов (хозяйств) | 13 | 12 | 20 | ||
Численность населения всего | 120 | 90 | 96 | 113 | |
В т.ч. мужского пола | 60 | 53 | 40 | ||
В т.ч. женского пола | 60 | 37 | 56 |
Анкета обследования состояния сельского населённого пункта за 1984 год. По данным этой анкеты деревня Дойкар считалась перспективной, в деревне на момент обследования было 15 хозяйств, проживает 15 мужчин и 23 женщины.
Дойкарское городище находится на узком мысу возле деревни Дойкар, на левом берегу р. Велва. В 1938 г. городище обследовал М.В. Талицкий и отнёс его к Х-ХII вв. Считается одним из самых старых в округе (Чинагорт, Карасово).[Парма - земля чуди]
Отрывок из рукописи М.А. Кривощекова "От Истер-дора до Кудымкара"
Во времена весьма отдалённые, когда коми-людей ещё не было, жили на мысе Дэйкар (старое название), на крутом берегу Иньвы, в густом лесу грязные и нечистоплотные люди по имени «чудь». Ютились в ямах и землянках, занимались рыболовством и охотой, землю не обрабатывали и хлеб не сеяли. Когда пришли сюда наши предки, то между ними и чудью происходила длительная борьба. Племя чуди не хотело покидать родные места, поэтому большинство из них погибло в боях, а остальные умерли в своих землянках от голода и болезней.
Слово «Чудь» у наших предков стало ругательным. Грязного неопрятного человека называли «чудью» даже в более позднее время. Первыми жителями поселения Дэйкар в восемнадцатом веке были три брата. Если говорить по-русски, то звали их Петра, Ваня и Ванька, занимались они хлебопашеством, выжигая участки леса.
Младший Ванька был очень ловкий человек и в работе и в плясках, поэтому его ласково прозвали «Косатка», то есть ласточка. Его потомство к концу девятнадцатого века разрослось до тридцати семей, из которых половина жили в Дэйкаре, около десятка семей переселились на речку Истер, в деревню Истер-дор, остальные уехали в Сибирь, так как им не хватило пахотных земель. Потомки Косатки обрели новые прозвища. Как-то раз его два внука впервые выпили хмельную брагу, да ещё и в компании с соседями, при этом почувствовали ранее не испытанные ощущения.
Один из братьев сказал:
- Менам юрын вэнь воис, кыдзь тэв вэнис.
(В моей голове что-то всё затихло, вроде ветер затих).
А другой брат произнёс:
- А менам юрэ кызис.
(А моя голова растолстела).
Их подняли на смех и вскоре соседи присвоили им прозвища: одному – «Вэнь», другому – «Кыз-юр».
Так внуки Ваньки-Касатки отавили своим потомкам прозвища. У Вэня род стал называться Вэньовы, или Вэнёвы. У Кыз-юра – Кызъюровы. У третьего брата, кторый был кузнецом – Кузнечевы. Потомство кузнеца было самым многочисленным и, через сто лет, они свои земельные наделы разделили до крохотных участков и все стали бедняками, а Вэньовы и Кызъюровы остались зажиточными. Фамилия у всех была одна – Кривощёковы.
Осенью 1917-го года с фронта стали возвращаться солдаты.
Из двух родственных деревень Дойкара и Истердора от 32-х семей на фронт ушло 35 мужиков. Из них погибло в боях двое: Потап-пиян-Захар из Дойкара и Паша-пиян-Петра из Истердора. Человек восемь вернулись ранеными. Пятеро находились в плену в Германии и Австрии. [Кривощеков М.А. От Истер-дора до Кудымкара, 2015]
Деревня Дойкар: Место чудского городища, с одной стороны крутой высокий берег Иньвы, с двух сторон - глубокие овраги, а с северной стороны был прорыт ров. На месте рва сейчас проходит дорога. Со всех сторон городище было обнесено частоколом. Во время обработки земли здесь часто находят различные предметы: вилки, ложки, ножи. Все они имеют небольшие размеры. Поэтому по одной из версий раньше здесь жили чудские люди невысокого роста. А по другой - коли они могли бросать камни из Дойкара до Карпово (ныне с. Архангельское), значит, были великанами и очень сильными. Относительная высота от уреза Иньвы, где расположена деревня, составляет 35-37 метров. Крутые склоны можно использовать для полётов на дельтапланах. [Буклет-путеводитель 2010 года "Семь чудес Юсьвинского района"]
Сделать это можно, отправив письмо по электронной почте на адрес: bib-uswa@mail.ru с пометкой «Энциклопедия».
Воспоминания старожилов
Караваева Вера Алексеевна (1928 г.р.), уроженка д. Курдюк Кудымкарского района, в настоящее время проживает в д. Истер-Дор. В 2-х летнем возрасте оказалась в д. Дойкар в 1930 году. Родители её умерли с голоду, и сердобольные соседки таскали 2-ух летнего ребёнка с собой из деревни в деревню, чтоб не умереть с голоду, ходили по деревням, просили милостыню, и в д. Дойкар оставили её в приёмную семью. Приёмный отец Сергей Иевлевич всегда "ходил в начальниках", постоянно был то звеньевым, то бригадиром. Деревня Дойкар была очень богатая, работало две бригады по человек 20. Народу было много, много детей. Колхоз "Красный колхозник" был передовым, 2-ое место занимал Федотовский колхоз, поэтому долго спорили, не хотели объединяться с Чинагортским отстающим колхозом. Была ферма. Держали свиней, лошадей, кур, овец, коров. Был овин, где сушили снопы зерна. Построили кирпичный завод, но производить кирпич не получилось, был построен клуб, но проработал недолго, был перенесён в д. Истер-Дор в 1966 году. [Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Кривощёкова Анна Андреевна (1927 г.р.), уроженка д. Мартино, замужем была в д. Дойкар, когда в деревне жителей не осталось, жила в д. Поносово Кудымкарского р-на, сейчас живёт в д. В-Волпа, у внучки. Вспоминает, что когда в 1947 году вышла замуж и переехала в Дойкар, то деревня ей очень понравилась. Стоит деревня на высокой горе, всё вокруг далеко видно. В деревне чисто, весело. Народу много. Были только проблемы с водой, брали воду из ключа под горой и на плечах несли в гору до деревни. [Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Сейчас, можно сказать, в деревне никто не живёт, дома пустуют, рушатся, зимой дороги нет. Летом приезжает из с. Юсьвы пчеловод Петров на усадьбу дедушки. И на лето переезжает и живёт в д. Дойкар самый стойкий житель, не хочет бросать свою родину, Кривощёкова Раиса Яковлевна, 1933 г. р. Живёт до поздней осени, пока снега немного, а на зиму переезжает к детям в с. Архангельское. Прожила здесь более 50-и лет, говорит, что был бы в деревне ещё хоть один житель, никуда бы отсюда не уезжала. Место очень красивое, на горе, спустишься под горку – река Велва, луга – конца и края не видно, скотине раздолье. Все жители Дойкара и Истер-Дора были заядлыми рыбаками. А сейчас всё рушится, зарастает, приходит в запустение. [Воспоминания записаны в окт. 2017 г.]
Вызывает интерес и воспоминания, записанные Михаилом Афанасьевичем Кривощековым в очерке "От Истер-Дора до Кудымкара":
"Во времена весьма отдалённые, когда коми-людей ещё не было, жили на мысе Дэйкар (старое название), на крутом берегу Иньвы, в густом лесу грязные и нечистоплотные люди по имени «чудь». Ютились в ямах и землянках, занимались рыболовством и охотой, землю не обрабатывали и хлеб не сеяли. Когда пришли сюда наши предки, то между ними и чудью происходила длительная борьба. Племя чуди не хотело покидать родные места, поэтому большинство из них погибло в боях, а остальные умерли в своих землянках от голода и болезней.
Слово «Чудь» у наших предков стало ругательным. Грязного неопрятного человека называли «чудью» даже в более позднее время.
Первыми жителями поселения Дэйкар в восемнадцатом веке были три брата. Если говорить по-русски, то звали их Петра, Ваня и Ванька, занимались они хлебопашеством, выжигая участки леса.
Младший Ванька был очень ловкий человек и в работе и в плясках, поэтому его ласково прозвали «Косатка», то есть ласточка. Его потомство к концу девятнадцатого века разрослось до тридцати семей, из которых половина жили в Дэйкаре, около десятка семей переселились на речку Истер, в деревню Истер-дор, остальные уехали в Сибирь, так как им не хватило пахотных земель. Потомки Косатки обрели новые прозвища. Как-то раз его два внука впервые выпили хмельную брагу, да ещё и в компании с соседями, при этом почувствовали ранее не испытанные ощущения.
Один из братьев сказал:
- Менам юрын вэнь воис, кыдзь тэв вэнис. (В моей голове что-то всё затихло, вроде ветер затих).
А другой брат произнёс:
- А менам юрэ кызис. (А моя голова растолстела).
Их подняли на смех и вскоре соседи присвоили им прозвища: одному – «Вэнь», другому – «Кыз-юр».Так внуки Ваньки-Касатки отавили своим потомкам прозвища. У Вэня род стал называться Вэньовы, или Вэнёвы. У Кыз-юра – Кызъюровы. У третьего брата, кторый был кузнецом – Кузнечевы. Потомство кузнеца было самым многочисленным и, через сто лет, они свои земельные наделы разделили до крохотных участков и все стали бедняками, а Вэньовы и Кызъюровы остались зажиточными. Фамилия у всех была одна – Кривощёковы.
Осенью 1917-го года с фронта стали возвращаться солдаты.
Из двух родственных деревень Дойкара и Истердора от 32-х семей на фронт ушло 35 мужиков. Из них погибло в боях двое: Потап-пиян-Захар из Дойкара и Паша-пиян-Петра из Истердора. Человек восемь вернулись ранеными. Пятеро находились в плену в Германии и Австрии." [Кривощеков, 2017:7]
Вернуться к списку известных людей
Боталова М.С., родилась в д. Дойкар в 1909 г. в семье крестьянина-бедняка. Окончила школу 1-ой степени, в 1926 г. поступила в комсомол в Архангельскую ячейку, которая направила ее на курсы пионервожатых в с.Юсьва. В 1927 г. окончила кружок политграмоты, и через год ячейка направила ее учиться в Пермь в совпартшколу на национальное коми-пермяцкое отделение. После окончания Пермской совпартшколы работала на комсомольской работе в Юсьве, Косе, Кудымкаре.
В 1932 г. М.С.Боталова принята в члены партии. Партия и комсомол рекомендовали Марию Семеновну в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока им. т. Сталина, который окончила в 1936 году. С 1936 по 1938 гг. М.С. Боталова преподавала политэкономию в Кудымкарской совпартшколе, после реорганизации совпартшколы преподавала историю и Конституцию СССР в школе сельхозобразования.
В декабре 1937 года была избрана депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 1-ого созыва (1937-1946 гг). С марта 1938 по 1943 гг. – второй секретарь Коми-Пермяцкого окружного комитета КПСС. Последующие годы – преподаватель, директор сельскохозяйственного техникума, начальник орготдела пособий, уполномоченный облита, второй секрета Кудымкарского горкома партии.
Особенно заметна работа Марии Семеновны в годы Великой Отечественной войны. С первых дней она возглавила окружную комиссию по сбору теплых вещей для фронтовиков. Боталова М.С. награждена 3 медалями, почетными грамотами, вручен знак ЦК КПСС «50 лет пребывания в КПСС»
Источник:
Боталова Мария Семеновна [Текст] // Книга трудовой славы Пармы. Муниципальное образование Юсьвинский район. – Кудымкар 2007. –С. 22